Как выбрать решение для автоматизации маркетинга: облако или on-premise. Подробный разбор

При выборе платформы автоматизации маркетинга перед командой рано или поздно встает выбор: on-premise, то есть развертывание на своих серверах, или облачное решение. Разобрались, какие преимущества есть у каждого решения и на какие неочевидные критерии обратить внимание при выборе.
В статье — мнения экспертов «Яндекса», «Оператора Газпром ИД», «Додо Пиццы», ROSTIC’S, «Самолета», «Здравсити», аптек «Вита», Okko.tv, «Улыбки радуги», Synergetic, ГК «ТрансТехСервис», а также консультантов в сфере информационной безопасности.

Кратко: когда лучше on-premise, когда — облако

Ниже мы собрали много мнений о том, какой класс решений лучше подойдет в том  или ином случае. Спикеры поделились разным опытом и неочевидными нюансами. Если свести их мысли к нескольким абзацам, то ситуация выглядит так:
On-premise — лучший выбор, если у вас уникальные и сложные бизнес-процессы. При этом есть достаточно ИТ-ресурсов, в том числе на регулярную поддержку и доработку, особенно если вы тестируете много маркетинговых гипотез. Важно также наличие экспертов в информационной безопасности и работе с инфраструктурой.
Облако — лучший выбор, если вам нужно быстро запускаться, подключать новые фичи и тестировать гипотезы. При этом нет задачи выстроить уникально сложный CJM, хранить данные на своей стороне. И нет избытка ИТ-ресурсов, а также внутренней экспертизы в информационной безопасности и работе с инфраструктурой.
Что касается безопасности и надежности, то в случае с on-premise вся ответственность лежит на компании. В облачных решениях все зависит от размера вложений и качества процессов вендора. Ориентироваться стоит на соблюдение стандартов и то, работает ли вендор с крупными компаниями с сильной службой безопасности.
Важно помнить, что ни облако, ни on-premise не является гарантией защиты от утечек. Поэтому главный критерий выбора — все-таки бизнес-польза: как новое решение поможет улучшить CJM и повлияет на ключевые метрики.

Сравнение on-premise и облака

Преимущества on-premise: кастомизация и полный контроль

On-premise — развертывание решения на своих серверах. Встречается в двух вариантах: разработка с нуля силами компании или покупка готового решения у вендора. Их достоинства одинаковые, поэтому ниже будем говорить об on-premise в целом.

Решение можно настроить под себя до мелочей

Вендоры on-premise-решений и собственная разработка готовы подстроить продукт под бизнес-процессы компании. Это особенно важно для компаний не из ритейла или с уникально сложной бизнес-логикой. Например, можно предусмотреть быструю обработку большого количества товарных фичей или десятков миллионов клиентов, учесть нетипичный CJM (как у медицинских клиник).

Полный контроль за данными и производительностью

On-premise по умолчанию дает больше контроля: серверы, данные — все остается в собственном периметре. А если вендор, скажем, уходит из России, компания может и дальше использовать решение, пусть и без поддержки и обновлений.

Преимущества облака: быстрый запуск, новые фичи, экономия на железе и людях

Быстрый запуск и подключение новых модулей

Развертывание облака и подключение новых модулей происходит за пару кликов, после чего можно сразу приступать к интеграции. Для on-premise сначала придется обсудить бизнес-процессы, закупить и развернуть железо.

Чаще появляются новые фичи

У облачных решений много клиентов из разных сфер — это помогает держать руку на пульсе и вовремя реагировать на запросы рынка. Есть и технические отличия: облачные сервисы могут постоянно выкатывать новые релизы — у on-premise нет такой возможности.

Использование дешевле, нет неожиданных трат на железо

Облачные решения дешевле из-за того, что компании не нужно покупать и поддерживать железо. Эти расходы распределяются на всех клиентов облака — бизнесу не нужно пытаться прогнозировать затраты на несколько лет вперед.

Ниже потребность в ИТ-ресурсах, экспертизе в безопасности и управлении инфраструктурой

Безопасность и поддержка облачных решений обеспечиваются вендором — компании не нужно нанимать дорогих дефицитных специалистов и развивать собственную экспертность.

Проще восстановить данные после взлома или сбоя во внутреннем периметре

Если в собственной инфраструктуре компании происходит сбой, то за бэкапом данных можно обратиться в облачный сервис.

На что обратить внимание при выборе решения

Чтобы выбрать технологию для автоматизации маркетинга, приходится учитывать множество параметров: требования к функционалу, стоимость использования, сложность интеграции и другие технические детали, о которых в обычной работе директору по маркетингу задумываться не приходится. Помимо этого, для каждого класса решений есть свои критерии выбора — собрали их в список.

Критерии при выборе on-premise

Соответствие бизнес-целям и процессам компании

Нет уязвимостей в коде

Доступ к серверам

Поддержка продукта

Критерии при выборе облака

Соответствие целям компании

Требования к безопасности

Официальные сертификаты и аудиты

Мощность решения

Чувствительность информации и круг пользователей

Реакция на утечки

Безопасность on-premise и облака

Традиционно в России меньше доверяют облакам, чем on-premise, хотя с точки зрения безопасности между ними нет принципиальной разницы.
Сомнения компаний, которые не готовы отдавать данные в облако, можно свести к четырем основным пунктам.