«Читай-город», «Буквоед» и book24.ru: как объединили программу лояльности трех брендов с более чем 10 млн клиентов

Читай-город — самая большая в России сеть книжных магазинов и интернет-магазин. Насчитывает более 700 книжных магазинов 
Буквоед — сеть из 150 книжных магазинов и интернет-магазин
book24.ru — официальный интернет-магазин издательской группы ЭКСМО-АСТ
автор
Мария Платонова,
директор департамента CRM и программы лояльности «Читай-города», «Буквоеда» и book24.ru
Задача
Улучшить user experience клиентов «Читай-города», «Буквоеда» и book24.ru 
Увеличить количество повторных покупок и LTV
Упростить поддержку программ лояльности брендов и повысить time to market акций
Повысить проникновение программы лояльности для сбора и обогащения данных
Решение
Запустить общую программу лояльности книжных брендов «Читай-город», «Буквоед» и book24.ru:— Разработать условия общей программы лояльности— Объединить клиентские базы— Интегрировать сайты, приложение и розницу с Mindbox
Результат
Снизили порог входа в программу лояльности и упростили авторизацию при покупке в любой точке
В 3 раза быстрее растет LTV у клиентов, которые используют бонусы в программе лояльности, чем у остальных клиентов
2–3 недели → 4–5 часов занимает запуск акций из единого окна (кроме касс «Читай-города», которые обновят до конца 2023 года)

Срок. 

6 месяцев — объединение «Читай-города» и book24.ru
5 месяцев — подключение «Буквоеда»
В августе 2022 года для клиентов «Читай-города» и book24.ru запустилась общая программа лояльности. А в июне 2023-го к ней присоединился «Буквоед». Теперь покупатели могут копить и тратить бонусы в любом из магазинов — в рознице, на сайте или в приложении.
Ключевая сложность проекта — в интеграции: у брендов разные технологии, команды разработки и базы клиентов. Нужно было придумать решение, которое удешевит интеграцию и ее поддержку. В статье:
  • как разработали условия новой программы лояльности и упростили клиентский путь;
  • как объединили базы в единый аккаунт Mindbox, чтобы оставить актуальные данные клиентов;
  • как унифицировали интеграцию для разных интернет-магазинов и сэкономили время разработчиков;
  • как синхронизировали данные розницы с онлайном и ускорили запуск объединенной программы;
  • какие ошибки замедлили запуск и что стоит учесть при такой сложной интеграции.

Результат

  • в 3 раза
    быстрее растет LTV у клиентов, которые используют бонусы в программе лояльности, чем у остальных клиентов. По данным когортного анализа

Единая программа лояльности — уникальный user experience

Крупные книжные сети «Читай-город» и «Буквоед», интернет-магазин book24.ru входят в один холдинг. Это дает возможность работать вместе, чтобы обеспечить уникальный user experience. Например, клиенту любого из магазинов доступен ассортимент двух остальных: книги из book24.ru можно получить в магазинах «Читай-города» или «Буквоеда», а книги «Читай-города» — в «Буквоеде» и наоборот.

Условия новой программы: как упростили клиентский путь

У новой программы лояльности «Читай-города», «Буквоеда» и book24.ru пять уровней. В зависимости от уровня участия клиент получает кешбэк — от 3% до 15% от потраченной суммы бонусами. Для сравнения, раньше максимальный кешбэк в «Читай-городе» был 7,5%, а в book24.ru — 10%.
Картинка
Условия новой программы лояльности на сайте «Читай-города»
Бонусами можно оплатить до 30% стоимости следующей покупки на сайте и до 100% — в офлайн-магазинах.
Онлайн-клиенты вступают в программу лояльности автоматически — при регистрации в приложении или на сайтах магазинов. При этом запоминать или сохранять логин и пароль им больше не нужно. Везде внедрили авторизацию по номеру телефона через SMS.
Офлайн-клиенты «Читай-города» тоже регистрируются в программе на сайте, переходя по QR-коду. Позже они смогут вступить в программу, назвав на кассе свой телефон: сейчас этого не позволяет устаревшее кассовое оборудование, но его сменят уже до конца 2023 года. А в магазинах «Буквоеда» регистрация по телефону уже доступна.
Регистрироваться в программе и совершать первую покупку клиентов мотивируют приветственные бонусы в «Буквоеде» и скидка 30% на первую покупку в «Читай-городе» и в book24.ru.
Важно, что новый процесс регистрации убрал порог входа в программу лояльности для клиентов «Читай-города». Раньше они могли вступить в нее только при покупке от 1000 рублей.

Объединение клиентских баз «Читай-города», «Буквоеда» и book24.ru

Чтобы собрать всех участников новой программы лояльности в единую базу, команде проекта предстояло объединить базы «Читай-города», «Буквоеда» и book24.ru и при этом сохранить данные о клиентах и историю их действий.
Объединение начинали с баз «Читай-города» и book24.ru. Они частично пересекались, более того, один и тот же пользователь мог быть в разных базах с разными данными. Например, в базе book24.ru у него могла быть одна почта, а в базе «Читай-города» — другая. Упрощенно эту ситуацию можно представить так:
В объединенной базе «Читай-города» и book24.ru — более 10 млн клиентов
Затем алгоритм считал накопленные бонусы и определял уровень клиента. Например, клиент мог иметь 200 бонусов в «Читай-городе» и 50 — в book24.ru: алгоритм определял итоговую сумму бонусов и уровень клиента в новой программе лояльности.
Важно, что на каждом шаге объединения баз сохраняли необработанные логи. Если клиент обратится из-за ошибки, можно будет восстановить корректные данные и понять причину проблемы.
В результате в Mindbox передавали максимально чистые исторические данные. Платформе оставалось только автоматически объединить небольшое количество клиентов.
Уже в 2023 году к программе лояльности подключали «Буквоед». Его трехмиллионную аудиторию необходимо было присоединить к базе «Читай-города» и book24.ru:
Новые данные, которые приходят в Mindbox, объединяются и дополняются уже по его алгоритмам.

Интеграция с Mindbox: как ИТ-архитектура помогает быстро расширяться и экономить на поддержке

Интеграция приложения и сайтов

Продукт Mindbox 
Программа лояльности

Запуск программы лояльности начинали с «Читай-города» и book24.ru. Чтобы запустить ее в онлайне, нужно было интегрировать с Mindbox два сайта и одно мобильное приложение. Но команда уже тогда понимала, что программа будет расти, а вместе с ней — и количество таких интеграций. При этом у каждого сайта или приложения будет свой технологический стек и своя команда разработки.
Поэтому команда проекта не просто интегрировала с Mindbox интернет-магазины «Читай-города» и book24.ru, а разработала специальную прослойку между ними (в компании ее называют CDP). Она упрощает интеграцию новых брендов и, если понадобится, смену процессинга.
Интеграции онлайна book24.ru и «Читай-города» с мастер-базой Mindbox
Когда пришло время подключать к общей программе лояльности «Буквоед», команде не нужно было интегрировать его интернет-магазин с Mindbox — достаточно было интеграции с прослойкой для онлайна:

Интеграция розницы

Первыми в 2022 году интегрировали розничные магазины «Читай-города» — это 1500 касс. Кассовое ПО само считает и выдает скидки, начисляет и списывает бонусы. Но для запуска акций с новыми бонусными механиками на этом ПО нужно привлекать разработчиков: маркетологам приходилось писать ТЗ и ждать реализации по 2–3 недели. Даже для запуска отработанных акций требовалось 2–3 дня, вовлекались несколько подразделений для настройки правил.
В новой инфраструктуре процессинг программы лояльности будет проходить на стороне Mindbox. Главное преимущество — возможность проводить акции для онлайна и офлайна без привлечения разработчиков. Кроме того, можно будет проводить акции, к примеру, с двойными бонусами или повышенными бонусами за отдельные группы товаров — на нынешнем кассовом ПО запускать такие механики сложно.
В компании решили перевести все кассы на новое ПО.
С переходом на новое кассовое ПО и процессинг Mindbox можно будет:
  • 4–5 часов
    будет занимать запуск акций вместо 2–3 недель
  • Авторизовывать клиентов по номерам телефонов и карт с любых носителей прямо на кассе.
  • Запускать акции без разработчиков. Маркетологи будут настраивать их через кабинет Mindbox за 4–5 часов вместо 2–3 недель. При этом не будет прежних ограничений по количеству и механикам акций.
  • В реальном времени рассчитывать бонусы и кешбэк, показывать кассиру акционные предложения для клиента из Mindbox.
  • Вести CRM-коммуникации из единого окна.
Переход на новое ПО и его интеграция с Mindbox займут не один месяц. Поэтому команда разработала временное решение — прослойку для офлайна. Через нее кассы уже сейчас могут передавать в Mindbox данные по начисленным и списанным бонусам, чтобы сделать программу лояльности омниканальной:
В 2023 году к программе лояльности присоединился «Буквоед» — это еще 500 касс. Сеть использует кассовое ПО «Артикс», и его разработчики вызвались напрямую интегрировать кассы с Mindbox.
Картинка
Оглавление документа с бизнес-требованиями к интеграции касс «Артикс» с Mindbox
Картинка
Оглавление техзадания, подготовленного в Mindbox на основе бизнес-требований к интеграции касс «Артикс»
В результате к июню 2023 года интеграция касс «Буквоеда» была готова. И сейчас общая программа лояльности объединяет три интернет-магазина, мобильное приложение и две розничные сети:

Нагрузочное тестирование и запуск: как сгладили переход на новый процессинг при большой базе

Чтобы запуск программы лояльности прошел без заминок, заранее протестировали интеграции сайтов и касс с Mindbox — убедились, что действия клиентов в онлайне и офлайне корректно передаются, а бонусные счета синхронизируются.
Помогло и то, что переход на новый процессинг программы лояльности проходил постепенно. Сперва на Mindbox стала работать программа лояльности book24.ru, и только месяц спустя на него перевели программу лояльности интернет-магазина и розницы «Читай-города».
Важный этап — нагрузочное тестирование. Объединенную базу клиентов импортировали в тестовый аккаунт Mindbox и проверяли, что все методы для интеграции и механики работают корректно на большом объеме клиентов.
Кроме того, выборочно проверяли саму базу после объединения баз «Читай-города» и book24.ru в тестовом аккаунте Mindbox. Нужно было убедиться, что алгоритм дедупликации работает корректно и в данных нет ошибок.
«Боевой» запуск программы лояльности начался 15 августа 2022 года. Клиентов онлайна и розницы предупредили, что списание бонусов будет недоступно четыре дня. За это время команда импортировала данные клиентов в мастер-базу и запустила обмен данными между онлайном, офлайном и Mindbox.
Почти год спустя, 19 июня 2023 года, общая программа лояльности заработала и для клиентов «Буквоеда».
Первые две недели после запуска команда проекта активно обрабатывала обращения клиентов и сотрудников и исправляла ошибки, которые не были обнаружены при тестировании. Сейчас программа работает в штатном режиме и «Буквоед» планирует широко анонсировать ее среди клиентов.

Планы

В ближайших планах — завершить переход розницы «Читай-города» на новое кассовое ПО. Это позволит масштабировать программу лояльности, не переживая о скорости и надежности работы касс. Планируется, что новое ПО во всех магазинах заработает до конца 2023 года.
P. S. В этой истории мы рассказали о нашем продукте Программа лояльности. Узнайте о продуктах подробнее на их страницах или в разговоре с консультантом.