С помощью майндмепов руководители проводят исследование рынка, SWOT-анализ, описывают грейды сотрудников и составляют схему документооборота, а маркетологи строят триггерные карты, проводят анализ аудитории и создают креативы.
17 марта 2022
Майндмеп: как его строить и зачем он нужен руководителю и маркетологу
Майндмеп: как его строить и зачем он нужен руководителю и маркетологу
Майндмеп (интеллектуальная карта, интеллект-карта) — инструмент, который помогает структурировать и визуализировать информацию, формулировать новые идеи.
С помощью майндмепов руководители проводят исследование рынка, SWOT-анализ, описывают грейды сотрудников и составляют схему документооборота, а маркетологи строят триггерные карты, проводят анализ аудитории и создают креативы.
В статье разберем, как строить майндмепы, в каком сервисе и для каких задач, чем он отличается от роадмепа. А еще приведем примеры реального майндмепа — триггерной карты, по которой прямо сейчас можно запускать цепочки рассылок.
Схема показывает, какие задачи майндмеп помогает решать руководителям, маркетологам, ивент-менеджерам, продукт-менеджерам, менеджерам по продажам, HR-специалистам
Содержание
Какие задачи бизнеса решает майндмеп
Майндмеп помогает получить общее представление о задаче или проекте, увидеть «все и сразу», упорядочить информацию, быстро добавить или убрать элементы и вовремя заметить слабые места проекта.
Майндмеп полезен для разных команд: руководителям поможет прогнозировать риски, прописывать цели на год и проводить SWOT-анализ, маркетологам — строить триггерные карты и придумывать рекламные креативы, менеджерам по продажам — презентовать товары заказчикам.
В каких задачах майндмеп помогает руководителю
Провести SWOT-анализ, чтобы определить сильные и слабые стороны бизнес-стратегии, предсказать последствия ее введения, избежать ошибок и убытков. Чтобы результат анализа был наглядным, руководитель схематично фиксирует выводы в майндмепе.
Схема SWOT-анализа: майндмеп разделен на четыре основные ветви — сильные и слабые стороны, возможности и угрозы
Исследовать рынок, чтобы систематизировать и визуализировать результаты анализа конкурентов, отрасли и ее специфики.
Схема конкурентного анализа: ветви майндмепа отвечают на вопросы о компании-конкуренте
Организовать документооборот с партнерами и клиентами, чтобы сделать его наглядным и последовательным. Майндмеп в этом случае — черновик документа для внутреннего пользования, который составляет руководитель отдела. Майндмеп помогает распределить задачи между сотрудниками и упростить механизм подготовки и обмена документами.
Документооборот CRM-агентства Profitator: синяя ветвь майндмепа — документооборот с клиентами, зеленая — с партнерами, желтые пометки — ответственные за задачи сотрудники
Майндмеп — инструмент, который позволяет упростить рабочие процессы и быстро визуализировать идеи. Майндмеп не только удовлетворяет потребность команд в структурировании информации, когда мы прописываем схему коммуникаций, но и служит черновиком при составлении документов: рисуем схему, согласовываем детали, пишем документ.
Сформировать структуру компании, чтобы обозначить компетенции сотрудников и грейды, ставить задачи в соответствие с должностью и мотивировать на карьерный рост.
Схема структуры отдела маркетинга и компетенций сотрудников
В каких задачах майндмеп помогает маркетологу
Построить триггерную карту, чтобы визуализировать коммуникации и увидеть, в какие моменты срабатывают триггеры и запускаются механики, например «брошенная корзина» или реактивационная цепочка.
Пример триггерной приветственной цепочки из руководства по полезному прямому маркетингу
Проанализировать и сегментировать ЦА, чтобы зафиксировать информацию о целевой аудитории. Майндмеп позволяет увидеть характерные черты каждого сегмента, отразить на схеме потребности, особенности, интересы и предпочтительные каналы коммуникации клиентов.
Анализ целевой аудитории: ветви майндмепа — сегменты потенциальных покупателей новой модели кроссовок
Зафиксировать и проработать идеи креативов. Маркетинговые команды используют майндмеп для мозгового штурма, создания креативов для публикаций и рекламных кампаний, доработки старых идей.
Для наглядности к майндмепу прикрепляют макеты и иллюстрации. Благодаря общему доступу к карте каждый участник встречи может внести свой вклад, записать идеи и сразу обсудить их с коллегами.
Идеи для рекламной кампании: ветви майндмепа — ассоциации с онлайн-университетом, которые можно использовать в рекламе
Разработать маркетинговую стратегию — план маршрута от текущей ситуации в компании к достижению поставленных целей с помощью инструментов маркетинга. Маркетинговая стратегия состоит из определения целей и их приоритетности, формирования задач и установки сроков, анализа компании, текущих показателей, ситуации на рынке. Майндмеп помогает систематизировать и визуализировать эти данные, распределить задачи и упорядочить действия. Это помогает сотруднику понять, какова общая цель и какого результата от него ожидают.
Схема маркетинговой стратегии компании: каждая ветвь — цели, которых предстоит добиться в обозначенный срок
Как создать майндмеп за 5 шагов
Вместе с Дарьей Шваловой, СМО агентства Out of Cloud, разберем процесс создания майндмепа на примере схемы параметров сегментации клиентов fashion-бренда. Составлять майндмеп будем в сервисе Miro.
1. Сформулировать цель майндмепа
От цели майндмепа зависит его концепция: размер, структура, детализация.
Цель сегментации клиентов fashion-бренда — выяснить, как целевой рынок делится на сегменты, лучше узнать аудиторию и изучить предпочтения покупателей. Майндмеп помогает структурировать полученные данные и на их основе проводить рекламные кампании.
Любая задача в маркетинге начинается с центрального элемента — цели. Сначала определяем цель, а потом декомпозируем ее на задачи. Маркетинговое исследование может быть направлено на изучение аудитории и ее потребностей, потенциального рынка, продукта. Это и есть цель майндмепа.
2. Определить задачу, которую решит майндмеп
Центр майндмепа — основная идея, которую нужно проработать, или задача, которую команде предстоит решить с помощью карты.
Помещаем в центр основное понятие майндмепа — параметры сегментации потенциальных клиентов продукта fashion-бренда.
3. Разбить задачу на подзадачи или предложить способы решения — ветви, которые отходят от центра
На этом этапе прописываем способы решения задачи или определяем поднаправления основного исследования. В случае с сегментацией клиентов fashion-бренда декомпозируем аудиторию по основным признакам.
Отвечаем на вопросы: кто является потенциальным клиентом? как покупает? на что обращает внимание при выборе? одежду на какой сезон ищет? какая цена его устроит? покупает дизайнерскую одежду или выбирает универсальные модели?
Делим аудиторию по следующим признакам: социально-демографические, сезон, ценовая политика, масс-маркет или люкс, уникальные критерии выбора, потребительские привычки. Размещаем признаки на майндмепе и связываем с центральным понятием:
На третьем этапе уточняем главные параметры сегментации аудитории, отвечаем на вопрос, по каким основным критериям мы делим аудиторию fashion-бренда. Ищем информацию в открытых источниках, анализируем исторические данные и записываем то, что получилось.
4. Детализировать подзадачи, разбить решения на этапы — ветви второго уровня
На этом этапе в майндмепе расшифровываем ветви, которые составили на третьем шаге. Социально-демографические признаки делим на пол, возраст, регион проживания, семейное положение покупателей. По сезону вещи разделяем на лето, зиму и межсезонье. Таким образом расшифровываем все ветви:
5. Расшифровать этапы решения подзадач, выбрать ответственных — ветви третьего уровня
На этом уровне обозначаются сроки, назначаются ответственные, определяются метрики для измерения результата.
Если нужно дать подробные пояснения, то лучше использовать заметки или ссылки на дополнительные схемы, а не описывать их в майндмепе — так читатель быстро поймет этапы майндмепа и не потеряется в деталях.
Расшифровываем параметры сегментации, прописанные на четвертом этапе. Уточняем, на какие группы делится аудитория по возрасту, полу, семейному положению:
6. Раскрасить и распределить ветви майндмепа
Раскрасить ветви, использовать разные шрифты, разместить ветви в одном поле зрения. Это нужно, чтобы сделать майндмеп наглядным и сэкономить время на его анализ: хорошо, когда беглого взгляда достаточно для понимания майндмепа. Цвета помогут обозначить приоритетность задач, отделить одну аудиторию от другой, разделить каналы коммуникаций или обозначить результат срабатывания триггера (если в ответ на рассылку клиент совершил целевое действие, то ставим зеленую стрелку, если нет — красную).
Если каждой ветви присвоить свой цвет, то одного взгляда на майндмеп будет достаточно, чтобы увидеть каждое направление сегментации. Например, красный — социально-демографический, оранжевый — сезон. Еще один способ — окрасить каждый уровень в свой цвет — так будет понятна степень детализации аудитории.
Слева: каждый цвет — отдельный исследуемый параметр сегментации, справа: цвет — уровень детализации сегментации
Майндмеп помогает универсифицировать большие и сложные процессы, которые не поддаются описанию в одно предложение, например маркетинговые исследования. Создание майндмепа позволяет отразить основные моменты исследования и не потеряться во множестве деталей.
Формы майндмепов
Все майндмепы строятся по общему принципу — мышление от общего к частному, но визуализируют их по-разному. По способу построения майндмепы делятся на три типа: радиальные, древовидные, «рыбная кость».
Радиальные
Помогают на командном брейншторме (например, при создании креативов) и при построении маркетинговой стратегии. Маркетолог визуализирует разделение ЦА на узкие сегменты и подбор площадки для запуска рекламной кампании на каждый сегмент.
В центре радиального майндмепа — основная задача, в стороны расходятся ветви со способами и этапами решения задачи.
Карта рекламных кампаний для сегментов аудитории магазина путешественников
Древовидные
Древовидные майндмепы используют, чтобы:
- построить схему корпоративной структуры компании: сверху руководство, ниже — подразделения, отделы, команды;
- описать процессы документооборота;
- построить триггерную карту коммуникаций.
Как майндмеп помогает в работе CRM-агентства, рассмотрим на примере реальной триггерной карты коммуникаций с клиентом, который зашел на сайт.
Элемент на вершине майндмепа — действие, которое запускает триггер. Вниз от вершины расходятся цепочки рассылок, которые запускаются в зависимости от поведения клиента на сайте: смотрел товар или категорию, добавил в корзину, оставил заказ, но не оплатил и так далее.
Триггерная карта коммуникаций CRM-агентства
«Рыбная кость»
Этот тип майндмепа используют в тайм-менеджменте, в стратегическом планировании, а также при составлении плана запуска продукта.
Основная мысль находится в области головы рыбы. Если нужно показать приоритетность задач, то чем дальше от головы, тем меньше значимость. Например, если майндмеп — план запуска продукта, то задачи стоят в зависимости от даты их дедлайна: чем ближе к голове, тем меньше времени до запуска.
Планирование запуска мобильного приложения на рынок
Какой сервис выбрать для создания майндмепа
Майндмеп можно нарисовать от руки или использовать специальные сервисы: с их помощью можно организовать командную работу онлайн, назначить ответственных и обсудить проект в комментариях, быстро заменить элементы карты или сделать их нагляднее, окрасив в разные цвета.
Популярные инструменты для построения майндмепа:
1. Miro.
Интерфейс Miro
Что предлагает:
- на одной доске можно нарисовать неограниченное количество майндмепов;
- встроенные видеочат, чат и комментарии для совместной работы;
- функцию отслеживания курсора — во время совместной работы все участники увидят действия друг друга;
- обновления в доске подсвечиваются при новом посещении;
- режим презентации для демонстрации проекта клиентам;
- набор шаблонов для быстрого создания майндмепа;
- сохранение на Google-диск и экспорт в форматах jpg, pdf;
- интеграцию с Dropbox, G Suite, JIRA, Slack, Sketch, OneDrive, Zapier и другими платформами: можно скачать майндмеп в облако или приложить к карте ссылку на файл.
Стоимость — 5 тарифов:
- бесплатный до трех публичных досок;
- Team (от двух участников, 8 долларов в месяц за каждого участника при оплате за год);
- Business (от пяти участников, 16 долларов за участника в месяц при оплате за год);
- Enterprise (более 50 участников, стоимость зависит от компании).
Мы используем pro-версию сервиса Miro. Она позволяет команде работать над схемами, а заказчикам — предоставить ограниченный доступ для просмотра и комментирования. Мне нравится, что в Miro предустановлен набор шаблонов: за несколько минут можно создать майндмеп, канбан-доску или блок-схему — нужно лишь добавить текст.
2. Coggle.
Интерфейс Coggle
Что предлагает:
- комментарии и чат участников;
- извещения об изменениях майндмепа отправляются на почту;
- экспорт в PNG и PDF;
- синхронизацию с Google Диском;
- всплывающие подсказки на русском языке и обучающее видео на английском;
- историю изменений: действия можно открутить назад и исправить ошибку.
Стоимость — 3 тарифа
- бесплатный (создание трех майндмепов);
- дополненный для личного пользования (5 долларов в месяц);
- командный (8 долларов ежемесячно за каждого участника команды).
3. Diagrams.
Интерфейс Diagrams
Что предлагает:
- возможности для персонализации — изменение цвета, шрифта, темы можно адаптировать под корпоративный стиль;
- библиотеку графических элементов — стрелки и фигуры разных форм;
- сохранение на Google Диске, OneDrive или жестком диске компьютера в форматах PNG, SVG, PDF, XML и других;
- функцию поиска и добавления изображений;
- возможность онлайн- и офлайн-работы.
Стоимость — бесплатно.
4. MindMup.
Интерфейс MindMup
Что предлагает:
- большую библиотеку смайлов и стикеров;
- интеграцию с Google — можно прикреплять к майндмепу файлы из Google Drive и изображения из Google Фото;
- раздел Tutorials на сайте mindmup.com помогает разобраться в сервисе.
Стоимость — 3 тарифа: бесплатный, персональный (2,99 доллара в месяц), для организаций (100 долларов в год).
5. XMind.
Интерфейс XMind
Что предлагает:
- набор шаблонов для быстрого создания майндмепа;
- возможность командной работы — комментарии и правки появляются мгновенно;
- дополнение майндмепа изображениями и ссылками;
- экспорт в SVG;
- настройку доступа — установку пароля и шифрование данных;
- совместимость с пакетом Microsoft Office — можно скопировать карту и вставить в документ или презентацию;
- мобильную и десктопную версию.
При использовании XMind могут возникнуть трудности с прорисовкой деталей. Инструмент пытается предсказать действия пользователя и помочь, но иногда это мешает работе. Например, если нужно провести стрелку точно от одной фигуры к другой, то это не получится — XMind не дает нарисовать стрелку пользователю и автоматически дорисовывает ее сам, при этом заезжает за контур фигуры, либо не доводит линию до конца.
Стоимость: есть бесплатная версия, платная — 39,99 доллара на 6 месяцев, 59,99 доллара на год.
Чем майндмеп отличается от роадмепа
Как выглядит Древовидная схема
Майндмеп для описания стратегии email-маркетинга компании: в центре — основное понятие, от него отходят ветви с направлениями работы
Майндмеп для описания стратегии email-маркетинга компании: в центре — основное понятие, от него отходят ветви с направлениями работы
Таблица со списком задач и таймлайном
Фрагмент роадмепа Divan.ru: первый столбец — задачи, остальные столбцы — статус задач
Фрагмент роадмепа Divan.ru: первый столбец — задачи, остальные столбцы — статус задач
Майндмеп
(интеллектуальная карта)
(интеллектуальная карта)
Роадмеп
(дорожная карта)
(дорожная карта)
Какие задачи решает
— Анализ аудитории, прописывание маркетинговой стратегии, планирование контента
— Брейншторм, например для создания креативов
— Фиксация информации, например конспектирование встреч
— Презентации
— Брейншторм, например для создания креативов
— Фиксация информации, например конспектирование встреч
— Презентации
— Определение этапов работы над проектом
— Оценка трудоемкости: сколько усилий будет потрачено на решение задачи
— Планирование последовательности работы
— Защита идеи проекта перед коллегами и руководителями
— Контроль выполнения работы
— Оценка трудоемкости: сколько усилий будет потрачено на решение задачи
— Планирование последовательности работы
— Защита идеи проекта перед коллегами и руководителями
— Контроль выполнения работы
Кто использует в работе
Руководители, маркетологи, продукт-менеджеры, CEO, ивент-менеджеры, менеджеры по продажам, HR-специалисты
Руководители, менеджеры продаж, продукт-менеджеры, разработчики, HR
Виды
По способу визуализации:
— радиальные
— древовидные
— «рыбная кость»
— радиальные
— древовидные
— «рыбная кость»
По сфере применения:
— продуктовые: сценарии развития продукта во времени
— отраслевые: схема развития отрасли
— корпоративные: план развития компании или план достижения KPI
— технологические: карта развития технологий производства
— образовательные: стратегия обучения сотрудников компании
— проектные: стратегия проекта с этапами и таймингом
— продуктовые: сценарии развития продукта во времени
— отраслевые: схема развития отрасли
— корпоративные: план развития компании или план достижения KPI
— технологические: карта развития технологий производства
— образовательные: стратегия обучения сотрудников компании
— проектные: стратегия проекта с этапами и таймингом
Сервисы для создания
XMind
Miro
Coggle
Diagrams
iMindMap
MindMup
Miro
Coggle
Diagrams
iMindMap
MindMup
Roadmap Planner
Roadmunk
Productplan
Productboard
Venngage
Roadmunk
Productplan
Productboard
Venngage
Как не допустить ошибок при создании майндмепа
- Излагать мысли кратко. Для каждого элемента майндмепа достаточно подписи из двух-трех слов. Так майндмеп будет удобно воспринимать и для его понимания потребуется минимум времени.
- Делать не более пяти уровней. Если один из пунктов майндмепа слишком разветвлен, лучше начертить для него отдельный майндмеп и приложить к основному. Иначе излишняя детализация каждой ветки отвлечет от основной мысли и майндмеп не выполнит главные функции — сделать процессы наглядными и показать всю картину проекта.
- Писать последовательно и логично. Майндмеп должен иметь понятную структуру с предсказуемым переходом между уровнями: в центре — масштабная задача, при переходе от уровня к уровню решения задачи разбиваются на этапы. Если в центре майндмепа «повышение продаж», то ветви первого уровня — способы повышения продаж, ветви второго уровня — этапы, из которых эти способы состоят.
- Использовать изображения. Цель майндмепа — структурировать и упрощать большие объемы информации. Картинки в карте воспринимаются легко и помогают быстрее понять суть задачи и ответственных за ее выполнение (например, если при распределении ролей прикреплять фото сотрудников).