ROI 807%: каскадные рассылки, триггерные механики, попапы и программа лояльности FOAM

FOAM — интернет-магазин косметики с доставкой по России, Казахстану, Беларуси, а также бьюти-стор в Москве. Предлагает премиальные нишевые бренды с высокой репутацией и открывает новых локальных разработчиков косметики

Масштаб бизнеса. 
70 000 клиентов в базе
Автор
Глеб Аитов,
соучредитель FOAM
Задача
Отправлять все коммуникации из одного окнаУвеличить выручку email-каналаПовысить конверсию сайтаУвеличить базу подписчиков
Решение
Перешли на платформу автоматизации маркетингаПровели RFM-анализ, чтобы персонализировать массовые и запустить триггерные рассылки, начали отправлять каскадные рассылкиЗапустили на сайте сторис, попапы для сбора данных и персонализированные блокиЗапустили омниканальную программу лояльности

ИТ. 

«1С-Битрикс», платформа автоматизации маркетинга
Результат
ROI 807%18,9% — средняя доля выручки email-канала в общей выручке9,6% — средняя доля выручки триггерных рассылок в общей выручке

Срок. 

9 месяцев
Фишка
Запустили рекомендации сопутствующих товаров по их активным ингредиентам
Для одних только email-рассылок маркетологам FOAM приходилось использовать три сервиса. При этом оформление писем оставляло желать лучшего, аналитика была разбросана по разным системам, подготовка рассылок требовала постоянного участия разработчиков. А в планах был запуск программы лояльности и персонализация сайта — а значит, «зоопарк» сервисов должен был разрастаться.
Чтобы этого избежать, внедрили платформу автоматизации маркетинга. В результате экономят время маркетолога и разработчиков, а также получили новые возможности:
  • провели RFM-анализ аудитории и стали сегментировать клиентов по частоте и давности покупок;
  • построили триггерную карту, включая нестандартные триггеры вроде напоминания, что купленный шампунь скоро закончится, а к средству с ретинолом обязательно нужно докупить солнцезащитное;
  • персонализировали сайт, в том числе добавили таймер доставки для москвичей и счетчик бесплатной доставки в корзине;
  • запустили омниканальную программу лояльности.

Результаты

  • 807%
    ROI автоматизации маркетинга
  • 18,9%
    средняя доля выручки email-канала в общей выручке
  • 9,6%
    средняя доля выручки триггерных рассылок в общей выручке

ROI 807%

Для расчета ROI взяли показатели c января по cентябрь 2021 года включительно. Цифры не раскрываем по просьбе FOAM. Формула расчета:
ROI от платформы Mindbox
807% — ROI от платформы Mindbox. Значит, каждый рубль, вложенный в платформу, приносит FOAM 8 рублей.

18,9% — средняя доля выручки email-канала в общей выручке

Средняя доля выручки email-канала в общей выручке

9,6% — средняя доля выручки триггерных рассылок в общей выручке

Средняя доля выручки триггерных рассылок в общей выручке

Что изменилось с внедрением платформы автоматизации маркетинга

Без платформы
С платформой
Массовые, триггерные и транзакционные email-рассылки отправляли из трех разных систем. Отдельный сервис был для SMS-рассылок
Email- и SMS-рассылки отправляются из единого окна
Письма выглядели по-разному из-за разной верстки. Триггерные рассылки сложно было сделать красивыми, хотя это важно для бьюти-сферы
Все коммуникации бренда в одном стиле
Email- и SMS-рассылки готовили с помощью верстальщиков и программистов
Рассылки готовят без разработчиков. Если текст и картинки готовы, на подготовку и отправку email-рассылки нужно 10 минут
Не было единой аналитики. Данные приходилось собирать из разных сервисов
Единая аналитика: даже если кампания проходила и в email-, и в SMS-канале, ее результаты можно оценить в одном отчете
Работала реферальная программа для покупателей. Программу лояльности только планировали
Запустили программу лояльности

Как сегментируют аудиторию массовых рассылок

В массовых рассылках отправляют новости, полезные статьи и промоматериалы. При этом клиент получает не больше четырех писем в неделю. Если он совершил заказ или получил серию триггерных писем, его исключают из массовых рассылок, чтобы не спровоцировать отписку.
Клиентов сегментируют на основе RFM-анализа. Оценивают давность, частоту покупок, средний чек, также учитывают взаимодействие с письмами. Периодически активным пользователям и тем, кто не открывает письма, отправляют разный контент. Например, активным — новости, а оттоку — промокод и персональные рекомендации. Тех, кто совсем давно не реагирует на публикации, оформляют в стоп-листы и исключают из коммуникаций.
Письмо со скидкой и опросом
  • 19,5%
    Open rate
  • 3,1%
    Click rate
  • 0,1%
    Конверсия в заказ по last cliсk
Картинка
Клиентов сегментируют и по региону. Жителям Москвы отправляют контент, связанный с бьюти-стором: новости, специальные промоакции.
Приглашение на вечеринку в бьюти-сторе
  • 20,4%
    Open rate
  • 1,7%
    Click rate
  • 0,01%
    Конверсия в заказ по last cliсk
Картинка
Письмо о скидке за использованные упаковки
  • 17,6%
    Open rate
  • 0,4%
    Click rate
  • 0,1%
    Конверсия в заказ по last cliсk
Картинка

Как используют товарные рекомендации в массовых рассылках

Почти во всех рассылках используют товарные рекомендации.
AB-тест товарных рекомендаций

Письмо с рекомендациями:
  • 13,3%
    Open rate
  • 0,8%
    Click rate
  • 0,1%
    Конверсия в заказ по last cliсk
Письмо без рекомендаций:
  • 12,9%
    Open rate
  • 0,6%
    Click rate
  • 0,01%
    Конверсия в заказ по last cliсk
Картинка
Блоки с рекомендациями не добавляют только в письма, в которых нужно сфокусировать внимание на определенном бренде или на товарах-новинках.
Письмо о новых брендах в магазине
  • 21,5%
    Open rate
  • 1,4%
    Click rate
  • 0,1%
    Конверсия в заказ по last cliсk
Картинка
Письмо о скидках на средства брендаDon’t touch my skin
  • 18,5%
    Open rate
  • 2,7%
    Click rate
  • 0,3%
    Конверсия в заказ по last cliсk
Картинка

Как рассказывают об акциях в каскадных рассылках

Время от времени проводят большие распродажи. Например, в августе и сентябре их стилизовали под музыкальные фестивали. В это время клиенты получали email-коммуникации почти каждый день. Тех, кто не открывал email, «догоняли» с помощью SMS:
Письмо об акции Beauty Rhythm Fest
  • 14,4%
    Open rate
  • 1,7%
    Click rate
  • 0,2%
    Конверсия в заказ по last cliсk
Картинка
SMS об акции Beauty Rhythm Fest
  • 15,6%
    Click rate
  • 0,5%
    Конверсия в заказ по last cliсk
Картинка

Как улучшили триггерную карту

Welcome-цепочка. Раньше у магазина была урезанная welcome-цепочка из двух писем: DOI и письма со скидкой 10%. Теперь цепочку значительно расширили и сделали сложнее:
Картинка
DOI-письмо
Приходит для подтверждения регистрации:
  • 62,6%
    Open rate
  • 44,1%
    Click rate
  • 11,1%
    Конверсия в заказ по last cliсk
Картинка
Напоминание подтвердить подписку
Приходит через два дня после неподтвержденной подписки:
  • 29,7%
    Open rate
  • 4,7%
    Click rate
  • 0,4%
    Конверсия в заказ по last cliсk
Картинка
Письмо со скидкой 10% и рекомендациями
Приходит, если пользователь оставил контакты в попапе на сайте:
  • 75,3%
    Open rate
  • 12,7%
    Click rate
  • 3,3%
    Конверсия в заказ по last cliсk
Картинка
Брошенные механики. Запущены брошенный просмотр категории и товара, брошенная корзина. Товарные рекомендации помогают вернуть пользователя на сайт.
Брошенный просмотр товара
  • 36%
    Open rate
  • 2,7%
    Click rate
  • 0,2%
    Конверсия в заказ по last cliсk
Картинка
Брошенная корзина
  • 34,8%
    Open rate
  • 5,9%
    Click rate
  • 1,7%
    Конверсия в заказ по last cliсk
Картинка
Брошенный просмотр категории товаров
  • 38,4%
    Open rate
  • 2,4%
    Click rate
  • 0,2%
    Конверсия в заказ по last cliсk
Картинка
Рекомендация сопутствующих товаров. Покупки клиента многое говорят о нем, а FOAM использует эти знания, чтобы сделать подходящее предложение. Это значит, что, если у клиента чувствительная кожа, ему предложат специализированные средства для нее.
Письмо о защите от солнца
Приходит тем, кто купил косметику с кислотами, витамином С и ретинолом:
  • 31,5%
    Open rate
  • 1,8%
    Click rate
  • 0,1%
    Конверсия в заказ по last cliсk
Картинка
Письмо с аксессуарами для волос
Приходит тем, кто купил товары для ухода за волосами:
  • 33,8%
    Open rate
  • 2%
    Click rate
  • 0,1%
    Конверсия в заказ по last cliсk
Картинка
Напоминание о том, что купленный продукт заканчивается. О некоторых продуктах можно примерно сказать, как быстро они заканчиваются. Например, шампунь расходуется за 60 дней. Эту информацию добавили в товарный фид, откуда она попадает в Mindbox. Затем настроили триггерную рассылку: когда человек купил продукт, система ждет и за семь дней до предполагаемого окончания продукта отправляет письмо с предложением купить его еще раз.
Напоминание о том, что шампунь скоро закончится
  • 42,4%
    Open rate
  • 3,3%
    Click rate
  • 0,8%
    Конверсия в заказ по last cliсk
Картинка
Реактивация. На основе RFM-анализа аудиторию разделили на группы по частоте, давности и сумме покупок. Каждой отправили рассылку, которая напоминает о бренде и предлагает скидку 15%:
Письмо со скидкой для реактивации
Результаты в сегменте «Засыпающие»:
  • 27,4%
    Open rate
  • 6,7%
    Click rate
  • 0,3%
    Конверсия в заказ по last cliсk
Результаты в сегменте «Потерянные регулярные клиенты»:
  • 22,9%
    Open rate
  • 3,3%
    Click rate
  • 0,3%
    Конверсия в заказ по last cliсk
Картинка

Как персонализировали сайт

Чтобы собирать данные клиентов и повышать конверсию, на сайте FOAM запущены сторис, попапы и встроенные блоки. Как и в email-рассылках, в интернет-магазине используют товарные рекомендации.
«Колесо фортуны» для сбора email-адресов. Клиенты, не подписанные на коммуникации магазина, видят попап «Колесо фортуны». При этом он не отвлекает от покупок: не появляется на странице товаров и в корзине.
  • 9,7
    тысячи клиентов оставили email-адреса за 2 месяца
  • 8,8%
    конверсия попапа
«Колесо фортуны» для сбора email-адресов
Попап для сбора даты рождения. Когда запустили триггерную рассылку с промокодом в день рождения, возникла необходимость собирать даты рождения клиентов. Поэтому клиенты с подпиской видят такой попап:
  • 3
    тысячи клиентов указали день рождения за 2 месяца
  • 19,5%
    конверсия попапа
Попап для сбора даты рождения
Сторис. В сторис рассказывают об акциях и о продуктах — через их активные ингредиенты и проблемы клиентов, которые они решают.
Сторис
Сторис о проблемах с кожей и средствах, которые помогут с ними справиться
Таймер доставки для Москвы. Быстрая доставка по Москве — одно из преимуществ магазина. Заказы, оформленные до 16:00, доставят в тот же день. Поэтому клиенты из Москвы видят, сколько времени осталось на оформление заказа, чтобы получить его уже сегодня. Другие пользователи не видят таймер.
Таймер доставки для Москвы
Счетчик бесплатной доставки. Доставка в магазине бесплатная, если стоимость заказа превышает 6000 рублей. Встроенный блок подсказывает, на какую сумму нужно добавить товаров, чтобы доставка стала бесплатной.
Счетчик бесплатной доставки
Товарные рекомендации. Блоки с рекомендациями добавлены на главной странице, в карточке товара и в корзине.
Товарные рекомендации
Товарные рекомендации в карточке товара

Почему перезапускают программу лояльности

Раньше у FOAM была только реферальная программа для покупателей. Одна из причин перехода на Mindbox — возможность разработать собственную программу лояльности.
В результате запустили уровневую балльную программу лояльности. При покупке клиент получает баллы, которые может начать тратить через неделю. Баллами можно оплатить до 99% покупки. Дополнительно клиенты получали скидки в день рождения и на любимый продукт. При этом программа лояльности омниканальная — клиент может получить баллы в бьюти-сторе, а потратить в интернет-магазине, и наоборот.
Письмо о начислении баллов в программе лояльности
  • 50,8%
    Open rate
  • 8%
    Click rate
  • 0,8%
    Конверсия в заказ по last cliсk
Картинка
Письмо о переходе на новый уровень в программе лояльности
  • 53,7%
    Open rate
  • 10,4%
    Click rate
  • 0,9%
    Конверсия в заказ по last cliсk
Картинка

Как планируют развивать прямой маркетинг

1. В email-рассылках запустить NPS-опросы, чтобы отслеживать удовлетворенность клиентов.
2. Видоизменить рекомендательные блоки в корзине, сделать их более персонализированными. Добавить рекомендации в блоге. Как правило, авторы упоминают товары в статьях, но хотят также добавить рекомендации, которые будут предлагать сопутствующие товары.
3. Делать больше персонализированных попапов, например с сопутствующими товарами или информацией об акциях. Добавить предупреждение о том, что товар на складе заканчивается.
4. Переделать страницу акций на сайте. Сейчас это набор баннеров. А планируется сделать полноценную страницу и автоматизировать работу акций со стороны 1С. Добавляя в корзину акционный товар, покупатель будет видеть попап с предложением выполнить целевое действие (добавить второй такой товар или еще один товар этого бренда) и получить скидку или подарок.
5. Запустить на сайте бота, который будет задавать вопросы и на основе ответов рекомендовать товары.
6. Перезапустить программу лояльности, чтобы она мотивировала клиентов возвращаться.