×4,4 выручка от CRM-канала. Как Колесо.ру удерживает клиентов и увеличивает выручку в бизнесе с яркой сезонностью

Колесо.ру — сеть шинных и сервисных центров с собственным интернет-магазином шин и дисков
Масштаб бизнеса. 
126 шинных центров в 40 городах России, более 120 000 SKU
автор
Светлана Беликова,
руководитель интернет-маркетинга Колесо.ру
автор
Валентина Ребенок,
руководитель CRM-маркетинга Колесо.ру
Задача
Увеличить число постоянных покупателейУправлять сезонным спросом, чтобы постоянные клиенты приходили не в пиковую загрузку
Решение
Отправлять регулярные массовые рассылки и настроить автоматические кампании в email, SMS и WhatsApp
Результат
×4,4 выручка от онлайн-заказов из CRM-канала+35% постоянных клиентовна 8% средний чек подписчика больше, чем неподписчика

Срок. 

2 года
В Колесо.ру долгое время работали только на привлечение новых клиентов. Но с каждым годом находить их становилось все дороже, и в 2022 году фокус сместили на удержание. В этом помог CRM-маркетинг: с помощью рассылок клиентам напоминают о регулярной смене шин, продвигают дополнительные услуги и поддерживают продажи в межсезонье. За два года количество постоянных клиентов увеличили на 35%, а выручка от CRM-канала выросла в 4,4 раза.
В кейсе — интересные механики для бизнеса с выраженной сезонностью. Например, в Колесо.ру стимулируют постоянных клиентов менять шины до или после пикового спроса на услугу. Благодаря этому не теряют старых клиентов и освобождают слоты в разгар сезона для новых.

Результаты

  • ×4,4
    выручка от онлайн-заказов из CRM-канала. Сравнение 2021 и 2023 года
  • на 8%
    средний чек подписчика больше, чем неподписчика. Данные за 2023 год
  • +35% 
    постоянных клиентов. Сравнение 2021 и 2023 года

Источник — внутренняя отчетность Колесо.ру. Метод атрибуции — последний значимый переход. Учитываются только покупки шин и дисков

Постоянные клиенты

К постоянным клиентам относят тех, кто обращался в Колесо.ру два сезона подряд

Выручка от онлайн-заказов из CRM-канала

В 2022 году на рынке шин произошел нетипичный ажиотажный спрос, поэтому показатели превышают значения 2023 года

Как управляют сезонным спросом с помощью рассылок

Продажа шин и услуги шиномонтажа сильно зависят от сезона — Колесо.ру учитывает это и управляет спросом.

Подготовка к осеннему сезону. Сентябрь — начало октября

В начале осени клиенты уже присматриваются к шинам, но большая часть аудитории неактивна. Если не посоветовать сменить колеса, они вспомнят об этом только с первым снегом, когда свободных слотов не будет — из-за этого клиент может отказаться не только от замены шин, но и от их покупки в центре Колесо.ру. Задача — напомнить о себе клиентам, которые есть в базе, но еще не записались в шиномонтаж.
Картинка
Напоминание о сезонной смене шин. Open rate — 45,7%, click rate — 10,1%, конверсия в запись на шиномонтаж по last click — 0,6%
При подготовке к сезону также нужно увеличивать продажи шин. Так как их покупают не каждый год, важно не спамить клиентов, которые заменили их недавно, и работать с теми, у кого шины уже износились. Для этого в Колесо.ру используют информацию от сотрудников шиномонтажа. Когда клиент приезжает на шиномонтаж, мастер делает пометку в CRM-системе о состоянии шин: например, сняли летний комплект и установили зимний — в систему отдают данные о летнем комплекте. Если прошлой осенью мастер заметил, что летний комплект износился, и отметил в системе, что его пора менять, весной клиент получит письмо о покупке новых шин.
Картинка
Напоминание в WhatsApp о покупке шин для тех, у кого они износились. Конверсия в покупку по last click — 20%
Подготовка к сезонному спросу — время активной коммуникации: в неделю отправляется до трех массовых рассылок. Чтобы не заспамить базу, важно вовремя исключать клиентов, которые совершили целевое действие: купили шины, записались на шиномонтаж или уже сменили шины. В этом помогают дополнительные поля заказа в Mindbox.
Картинка
Клиент записался на шиномонтаж, и действие передалось в Mindbox. Теперь клиента исключат из сегмента, которому напоминают записаться
Картинка
Клиент приехал в центр Колесо.ру и сменил шины — в Mindbox передается действие. Можно отправить NPS-опрос
В Колесо.ру можно воспользоваться услугой сезонного хранения шин — в начале осени клиентам напоминают об этом и рассказывают о преимуществах. Однако склады в некоторых центрах перегружены, так как клиенты активно пользуются услугой — в таких центрах нет необходимости стимулировать продажи, поэтому из рассылки об услуге исключают их клиентов.
Картинка
Когда клиент записывается или обслуживается в Колесо.ру, адрес центра передается в Mindbox. Это позволяет исключать из рассылок клиентов, которые посещают определенный центр

Пиковая нагрузка. Конец октября — середина ноября

Когда выпадает снег, нагрузка резко возрастает. Заявок на шиномонтаж становится так много, что рассылки сводят к минимуму.

Завершение сезона. Конец ноября — начало декабря

Когда сезон заканчивается, в Колесо.ру оценивают, какую часть клиентской базы успели обслужить, и отмечают клиентов, которые в этом сезоне не приехали на шиномонтаж. Таким клиентам отправляют письмо с опросом.
Картинка
Опрос клиентов, которые не приехали в текущем сезоне. Open rate — 19,3%, click rate — 1,6%
В зависимости от ответа персонализируют дальнейшую коммуникацию. Например, если клиент отвечает, что собирается приехать в центр Колесо.ру, его исключают из сегмента оттока. Если говорит, что магазин находится далеко, ему отправляют информацию о возможностях доставки. Если клиент отвечает, что его не устроило качество обслуживания, с ним связывается служба заботы о клиентах.
При выборе варианта ответа «другое» клиенту предлагают оставить комментарий в свободной форме. Первый запуск подобной рассылки в 2023 году принес Колесо.ру около 500 развернутых ответов — анализируя их, в сети начали вводить заметные изменения. Например, клиенты сообщали, что приобрели резину в Колесо.ру, но не смогли ее установить из-за очереди на шиномонтаж. Чтобы предупредить такие ситуации в будущем, при покупке шин клиенту дают возможность приоритетной записи.

Межсезонье. Ноябрь — март

Продажи колес в межсезонье — редкость: приходятся они на тех, кто проколол шины, купил новый автомобиль или оказался недоволен состоянием комплекта, на котором еще рассчитывал поездить. В этот период активный маркетинг не имеет смысла, единственная задача — периодически напоминать о себе клиентам, чтобы они не забыли про Колесо.ру. Для этого отправляют массовые рассылки с полезным контентом, например, рассказывают, как правильно хранить шины, как ухаживать за авто зимой.
Чтобы оценивать эффект от массовых рассылок, в письма добавляют реакции. В каждую реакцию вшита уникальная ссылка на страницу «спасибо за оценку» — данные о переходах передаются в Mindbox. Это позволяет понять, понравилась ли клиентам рассылка. Так, например, узнали, что, помимо полезного контента, клиентам нравится получать поздравления с праздниками: рассылки на Новый год, 23 Февраля и День автомобилиста набрали больше положительных реакций, чем любые другие.
Также реакции помогают не спамить клиентов: если клиент ставит несколько негативных реакций подряд, его на время исключают из массовых рассылок. Например, если клиент дважды за месяц нажал дизлайк, письма не будут приходить в течение следующего месяца.
Картинка
Рассылка с полезным контентом в несезон. Open rate — 17,5%, click rate — 0,8%
Картинка
Рассылка с новогодней открыткой. Open rate — 21,6%, click rate — 0,5%

Подготовка к весеннему сезону. Март — апрель

Весенний сезон отличается от осеннего тем, что клиентов мотивируют приехать после пикового спроса. Но сложно предугадать, когда шиномонтаж будет свободен: если потеплеет быстро, шиномонтаж резко переполнится, а если теплеть будет постепенно, нагрузка распределится равномерно.
Картинка
Рассылка «отложенный шиномонтаж», которую отправляли весной 2023 года. Open rate — 21,7%, click rate — 2,6%, конверсия в запись на шиномонтаж по last click — 0,2%

Как выбирают CRM-канал под задачу

Колесо.ру отправляет email- и SMS-рассылки, а также сообщения в WhatsApp. Каждый канал предназначен для своего типа коммуникаций.

WhatsApp — чтобы оставаться в телефоне клиента

При оформлении заказа и записи в шиномонтаж клиенты Колесо.ру указывают номер телефона — это основной контакт для связи с большинством клиентов.
Активная база контактов в WhatsApp — 30 тысяч. Это меньше, чем в SMS, но для отправок по номеру телефона чаще используют мессенджер.
В WhatsApp отправляют автоматические сообщения клиентам, у которых нет email. Например, чтобы привлечь внимание к услуге сезонного хранения, настроили автоматическую отправку после записи на шиномонтаж. Сообщение отправлялось только клиентам, которые ранее никогда не пользовались услугой, — им давали скидку на хранение. В результате 1,8% получателей воспользовались скидкой и оставили шины на хранение.
Картинка
Сообщение в WhatsApp об услуге хранения шин
Также в мессенджере отправляют рассылки по узким сегментам. Так как в WhatsApp клиент может сразу задать уточняющий вопрос и пообщаться с оператором колл-центра, обычно отправляют сложные офферы, например:
  • рекламу услуг автосервиса для тех, кто пользуется услугой шиномонтажа;
  • предложение помочь с подбором шин клиентам, которые покупали их давно;
  • приглашение на открытие нового центра для тех, кто заказывал доставку по адресу неподалеку.
Картинка
Клиентам, которые только покупали шины или диски либо делали шиномонтаж в Колесо.ру, отправили сообщение в WhatsApp о других товарах и услугах центра

SMS — чтобы сообщение получил каждый клиент

Через SMS могут связаться со всеми клиентами, поэтому канал используют для приоритетных коммуникаций, например, чтобы сообщить клиенту о записи на шиномонтаж и напомнить о ней накануне.
Картинка
Сервисные рассылки при записи на шиномонтаж
Также в SMS-канале отправляют рассылки по узким сегментам. Обычно это простые офферы, которые можно сократить до 70 символов, или рассылки, которые важно отправить всем клиентам — в том числе тем, кого нет в WhatsApp. Например, зимой решили провести распродажу шин: выбрали клиентов, которые интересовались шинами в несезон, и отправили SMS о распродаже.
Картинка
Рассылка о распродаже зимних шин. Click rate — 14,6%, конверсия в покупку по last click — 0,5%
SMS и WhatsApp — дорогие каналы. Колесо.ру выгоднее общаться с клиентами в email — для этого периодически проводят кампании по сбору email-адресов. Например, перед Новым годом запустили игровую механику: новогоднее предсказание для автомобилистов от Колесо.ру. Клиенты, указавшие почту, получали предсказание и становились участниками розыгрыша летних шин. Ссылку на лендинг отправили в SMS-рассылке — эта кампания принесла 1360 email-адресов.
Картинка
Рассылка со сбором email-адресов. Click rate — 17,9%

Email — чтобы сэкономить

База активных подписчиков на email-рассылки — 260 тысяч человек. Как самый дешевый канал email используют для регулярных массовых отправок: рассказывают об акциях, напоминают о приближении сезона смены шин, делятся полезным контентом в межсезонье.
Также через email отправляют автоматические рассылки клиентам, которые указали свою почту. Это помогает сэкономить и не отправлять сообщения в WhatsApp. Лучше всего работают «брошенные» механики: корзина, избранное и просмотр.
Картинка
Рассылка «брошенный просмотр». Open rate — 35%, click rate — 7,3%, конверсия в заказ по last click — 0,8%

Планы

  1. Провести RFM-анализ клиентов в Mindbox. Ранее анализ уже проводили, но в собственной мастер-базе — это позволило сделать выводы о поведении постоянных клиентов. С RFM-анализом в Mindbox планируют настроить реактивационные кампании для «засыпающих» клиентов и опрос клиентов в оттоке, а также мотивировать клиентов на повторные визиты в центр Колесо.ру, чтобы они становились постоянными.
  2. Запустить бота в Telegram, чтобы лучше удерживать клиентов. Направление мессенджеров планируют развивать, чтобы клиенты могли выбирать комфортный канал коммуникаций, а Колесо.ру — оставаться у них в телефоне.
  3. Внедрить балльную программу лояльности для удержания постоянных клиентов. Реализовать программу планируют на базе Mindbox.
P. S. В этой истории мы рассказывали о наших продуктах CDP и Рассылки. Узнайте о продуктах подробнее на их страницах или в разговоре с консультантом.