Подборка механик для сбора email-адресов заинтересованных подписчиков на примерах «Вкусвилла», «Детского мира», «Якитории», «Альпины», МИФ, MOON-Trade, JBL и Zarina
29 способов собрать базу email-подписчиков для рассылок
Клиентскую базу для рассылок нельзя покупать ни при каких условиях, потому что работа с ней может разрушить весь email-маркетинг бренда без возможности восстановления. Коммуникация с собственной базой, наоборот, обеспечит стабильное развитие компании.
В статье рассмотрим основные инструменты и продвинутые механики для сбора контактов, которые используют FOAM, MIXIT, «Нетология» и «Альпина».
Инструменты для сбора базы
Собирать базу клиентов можно с помощью форм на сайте, соцсетей, чужих блогов и печатных материалов. Рассмотрим основные инструменты, которые используют клиенты Mindbox.
Сайт компании
Всплывающие окна или попапы
Это формы, которые появляются поверх основного контента на сайте. Они всегда заметны, но клиентам может не нравиться их навязчивость. Чтобы не раздражать покупателей, можно сократить их показы — не больше одного за сессию. Либо персонализировать их, показывая посетителям сайта только подходящие им попапы. Для этого потенциальных клиентов можно разделить на сегменты по месту проживания, возрасту или полу.

Сквозные формы
Это закрепленные на сайте блоки, которые отображаются на каждой странице. Обычно их располагают в шапке, футере или сбоку, чтобы они не отвлекали от основного контента.

Онлайн-чат
Онлайн-чат — это форма, в которой клиент может задать компании любой вопрос. Консультант может ответить сразу или предложить отправить ответ на электронную почту.
Форма открывается автоматически или после нажатия на виджет чата.


Формы регистрации и оформления заказа
Форму регистрации клиент заполняет для создания личного кабинета на сайте, а форму оформления — для покупки товаров. В них, как правило, спрашивают номер телефона, имя и email клиента.



Собирать контакты клиентов в соцсетях можно на личной странице, в группах и с помощью рекламных инструментов.
Группы и личные страницы бренда в соцсетях
Ссылку на страницу подписки можно размещать в постах или в профиле компании. В чужих группах можно делать гостевые посты, чтобы привлечь на свою страницу подписчиков партнера.



Рекламные инструменты
Рекламный формат Lead Ads позволяет создавать посты с активной кнопкой, при нажатии на которую клиент переходит на форму сбора контактов.


YouTube
Активную ссылку на подписку можно разместить на вкладке «О канале» и в описании видео. В сам ролик, опубликованный на YouTube, можно встроить всплывающие попапы, которые ведут на страницу подписки.
Партнерские каналы
Это могут быть блоги других компаний, онлайн-журналы, рассылки и партнерские платформы.
Чужие блоги и интернет-медиа
На сайтах, которые читает целевая аудитория бренда, можно размещать гостевые публикации. Это не реклама, а полезный контент, которым компании делятся с подписчиками друг друга. В статьях можно размещать ссылки на свой блог для привлечения новых клиентов.

Партнерские email-рассылки
Продукт Mindbox Рассылки
Это рассылки, в которых компании рассказывают о выгодных предложениях партнера своим клиентам. Это могут быть:
— Письма, полностью посвященные преимуществам другого бренда, и предложение подписаться на него.
— Обычные письма компании, в которых есть небольшой блок о преимуществах партнеров.



Партнерские маркетинговые платформы
Это платформы, которые позволяют интернет-магазинам обмениваться платежеспособной базой покупателей внутри закрытой сети. Если клиент совершает покупку в магазине, зарегистрированном на платформе, то автоматически получает подборку предложений от его партнеров. Эти предложения можно отправлять по email, показывать в попапе на сайте или в мобильном приложении.


SMS и мессенджеры
Клиенту можно отправить SMS с предложением присоединиться к программе лояльности или обновить свои данные для получения персональных предложений. Девелопер и застройщик RBI отправлял клиентам SMS-рассылку с такой просьбой. Получатели переходили по ссылке и попадали на свою заполненную анкету на сайте RBI. Им не нужно было вводить данные с нуля — только подтвердить или дополнить.



Чат-боты
Чат-бот — это программа-собеседник, которая общается с клиентом на сайте, в приложении или мессенджере. Он может уведомить клиента о статусе заказа, а потом предложить подписаться на рассылку для получения выгодных предложений.

Офлайн
Выставки, конференции и тематические мероприятия
На офлайн-мероприятиях можно собирать визитки потенциальных клиентов, а потом вручную заносить их в базу. Можно предлагать клиентам прайс-листы и каталоги в электронном виде в обмен на email. В рекламных раздатках можно разместить QR-код, ведущий на страницу подписки.
Офлайн-магазины
Кассир может предлагать клиентам оставить контакты в обмен на участие в программе лояльности. Когда клиент оплачивает покупки, его можно попросить:
— продиктовать свои контакты кассиру; — сказать номер телефона, на который ему отправят ссылку на анкету для заполнения; — заполнить анкету на кассе, чтобы потом перенести данные в систему.
Продвинутые механики для сбора базы
Инструменты для сбора базы можно улучшить с помощью дополнительных механик. Это могут быть:
- Мотивационные механики — скидки, социальное доказательство и полезный контент.
- Развлекательные механики — игры, викторины, розыгрыши.
- Офлайн-механики — карты лояльности, QR-коды, вайфай.
Мотивационные механики
Эти механики предлагают клиентам выгоду в обмен на контакт. Это может быть не только денежная выгода, но и проявление заботы со стороны бренда: например, предложение сохранить просмотренные клиентом товары.
Акции и скидки
Можно предложить клиентам скидку за первый заказ, за рекомендацию или за подписку на рассылку. На сайте такое предложение можно разместить в виде баннера, попапа на главной странице или в карточке товара.
С помощью email-рассылки можно привлечь новых подписчиков, если отправить выгодное предложение с кнопкой «поделиться» текущим клиентам. Кнопка подтолкнет клиентов поделиться контентом, чтобы получить бонус.



Бесплатный полезный контент
Полезным контентом могут быть бесплатные чек-листы, гайды и каталоги. В онлайне их можно предлагать в попапе на главной странице или в виде баннера на сайте. В офлайне — в магазинах, на выставках и тематических мероприятиях.


Если компания подготовила не одно письмо, а целую серию писем с полезным контентом, форму подписки на них можно разместить на отдельном лендинге. На нем подробно рассказывают о пользе писем, количестве и частоте их отправки клиенту.


Социальное доказательство
Информация о количестве текущих подписчиков может поднять ценность рассылки в глазах потенциальных клиентов. Показывать такую информацию можно в попапе или в баннере на сайте.


Регистрации на мероприятие
Это могут быть вебинары, мастер-классы или курсы, которые проводит компания. Для онлайн-участия клиенты оставляют email, чтобы получить ссылку на трансляцию. Для офлайн-мероприятий — обменивают email на входной билет.
Собирать контакты можно в попапах на сайте, в мессенджерах или на отдельной странице.



Бронирование цены на товар
Новым клиентам можно предложить «заморозить» цену на товар в обмен на email. Так бренд продемонстрирует заботу о клиенте, не снижая цену. Обычно такие предложения размещают в попапах на странице конкретного товара, который просматривает клиент.

Подборка товаров в корзине
Клиентам, которые просмотрели много товаров, можно показать попап с предложением получить их список на email.

Уведомление о появлении товара
Клиентам, которые интересуются товарами не в наличии, можно предложить подписаться на оповещение об их поступлении в магазин в попапе на сайте.

Доступ к закрытому контенту
Закрытым контентом могут быть экспертные материалы или видео, которыми компания не готова делиться просто так. Для их просмотра можно попросить клиентов зарегистрироваться на сайте или установить плату за подписку.


Возможность высказать мнение
Опросы можно проводить в соцсетях, в email-рассылках и на собственном сайте. Так бренд показывает, что ценит мнение клиентов и одновременно собирает информацию об их проблемах. Работа с отзывами на сайте помогает реагировать на возможные негативные оценки до того, как клиенты начнут распространять их в интернете.

Развлекательные механики
Такие механики предлагают клиентам испытать удачу, скоротать время или выиграть призы от бренда.
По данным исследовательской компании Mordor Intelligence, развлекательные механики увеличивают вовлеченность пользователей на 30%. Приятным бонусом выступает приз, который надо заслужить.
Геймификация
Это игровые механики на сайтах — попапы с колесом фортуны, выбором карточек и простые игры.

МИФ предлагает на своем сайте сыграть в более активную игру, в которой количество призов зависит от ловкости пользователя. Призы — книги издательства.


Квизы
Квиз — это интерактивная викторина, тест или опрос. Клиент может участвовать в нем без регистрации, но для получения бонуса должен оставить свои контакты. Бонусом может быть полезный контент, скидка или подарок.
Квизы можно размещать на сайте, в соцсетях и запускать на отдельном лендинге.
Брендинговое агентство «Логомашина» запустило квиз «Какой ты заказчик» в своем блоге. Посетителям нужно было ответить на восемь вопросов, чтобы получить свою характеристику и скидку на услуги дизайн-студии. В обмен надо было только оставить email.



Магазин «Кант» запустил простой попап-квиз для сбора email на сайте. Квиз состоит всего из одного вопроса, но показывает лучший результат среди всех попапов компании.


MIXIT предлагает клиентам ответить на вопросы о себе, чтобы получить индивидуальный гайд по уходу за кожей.



Okko.tv запускал викторины с чат-ботами в Telegram и «ВКонтакте». Клиенты отвечали на вопросы о Квентине Тарантино, чтобы получить скидку на просмотр фильмов режиссера. Механика принесла компании более 20 тысяч новых контактов.


Розыгрыши
Проводить розыгрыши можно на сайте, в мессенджерах и в соцсетях. Обязательным условием участия можно сделать регистрацию по email. Если приз интересный, то клиенты охотно оставят свой контакт в обмен на участие. Призом может быть сертификат на покупки бренда или определенный товар.


Офлайн-механики
Собирать клиентские данные офлайн может быть сложнее, чем онлайн. Например, при сборе визиток надо вручную переносить данные в систему. Рассмотрим менее трудоемкие способы получить контакты клиентов в офлайне.
Регистрация в программе лояльности
Для регистрации в программе лояльности клиенты обычно заполняют бумажную или электронную анкету.
Это помогает собрать данные, но иногда создает очереди на кассах. Чтобы избежать очередей, можно выдавать клиентам «чистую» карту, которую нужно зарегистрировать на сайте. Для регистрации клиент должен указать имя, номер телефона, дату рождения и email.



QR-код
QR-коды можно размещать в рекламных материалах, на кассах офлайн-магазинов, на упаковках товаров.
«Пятёрочка» разместила плакат с QR-кодом около кассы. Пока клиент стоит в очереди, он может зарегистрироваться в программе лояльности и сразу получить welcome-бонусы на покупки. Компания собирает данные клиентов, а очередь не задерживается.



Для удобства покупателей можно разместить QR-коды на ценниках товаров. По ним клиент сможет получить полную информацию о товаре и бонус за подписку.

Бесплатный вайфай
В торговых центрах часто не очень хорошо работает мобильная связь, поэтому для сбора адресов можно предложить клиентам бесплатный вайфай. Авторизацию можно настроить по номеру телефона или email. Клиентам — быстрый интернет, а компании — контакт для коммуникации.
Четыре способа улучшить механики для сбора email
Вне зависимости от выбранного инструмента для сбора базы клиентов будет полезно:
- Сегментировать потенциальных клиентов, чтобы показывать только интересные для них предложения.
- Предлагать клиентам выгодное предложение в обмен на контакты: скидку, полезный контент, участие в розыгрыше призов.
- Использовать геймификацию, которая вовлекает в игры с брендом и мотивирует оставлять контакты.
- Проводить AB-тесты разных механик, чтобы выбрать лучшую для своей компании.
Эффективность каждой механики зависит от таких факторов, как сфера бизнеса, конкурентный контекст, насколько интересно и полезно предложение поделиться email. Чтобы подобрать самую эффективную механику для сайта, нужно проводить AB-тесты.
* Принадлежит Meta, деятельность которой признана экстремистской и запрещена на территории России
Социальные сети