Трансформация бренда 12 STOREEZ: омниканальная программа лояльности с охватом 89% клиентов в офлайне

Эта история о том, какую пользу принесла программа лояльности 12 STOREEZ в цифрах, и как происходил запуск в течение года. Также расскажем, как отдел дружбы с клиентами использует чат-бота в Slack для оперативной помощи.
12storeez
Основательницы 12 STOREEZ Ирина и Марина Голомаздины

Результаты программы лояльности в цифрах

Перед историей запуска — немного результатов. Чтобы оценить эффективность программы лояльности, в 12 STOREEZ измеряется:
  • Доля идентифицированных чеков, т. е. тех, в которых есть идентификатор покупателя — телефон. Это важно для оценки процента покупателей, которых охватывает программа лояльности.
  • Доля повторных покупок.
  • Доля клиентов, поделившихся адресом электронной почты. Это важная цифра, т. к. email по-прежнему остается самым эффективным и недорогим каналом общения с клиентами.

Охват программы лояльности (доля идентифицированных чеков в офлайне)

После запуска программы лояльности доля идентифицированных чеков в офлайне составила 89%. Это значит, что бренд знает 9 из 10 покупателей в офлайн-магазинах и может делать им персонализированные предложения на основе покупок и интересов, с учетом любви к определенным категориям одежды, фасонам, цветам и размерам.
Охват программы лояльности в рознице
Охват программы лояльности в рознице

Повторные покупки

Теперь маркетологи бренда 12 STOREEZ видят повторные покупки. Вполне возможно, что до внедрения программы лояльности некоторые клиенты совершали повторные покупки, но тогда продажи в офлайне оставались анонимными. Для бренда было непонятно, совершил покупку новичок или поклонник бренда. Теперь повторные заказы можно увидеть и понять, как часто покупатели возвращаются.
Число повторных заказов и их доля
Доля повторных покупок относительно всех идентифицированных заказов в офлайне
Доля повторных покупок относительно всех идентифицированных заказов в офлайне

Доля клиентов, поделившихся адресом электронной почты

В отличие от SMS и вебпушей через email можно отправлять сообщения с иллюстрациями и подробным обзором моделей. Email-канал считаем условно-бесплатным, 1 SMS стоит ~1,5 рубля. Таким образом, клиент с электронной почтой получает более интересный контент, а бренд экономит на коммуникациях.
Конвертация телефонной базы в email
Зеленый столбик — доля клиентов с электронным адресом почты. Серый столбик — с телефоном
Из графика видно, что доля клиентов, которые оставляют свою электронную почту, растет от месяца к месяцу. За 8 месяцев доля обладателей адреса электронной почты выросла с 34% до 70% от общего количества клиентов в базе. Сразу после отзыва Светланы Варцабы из 12 STOREEZ расскажем, как запускали программу лояльности.

Процесс: как 12 STOREEZ запускали программу лояльности

  1. Проработали цели, «фишки» и ограничения программы, написали правила.
  2. Интегрировались с офлайн-кассами, а заодно сделали бота-помощника для отдела по дружбе с клиентами.
  3. «Мягко запустились» в офлайне: клиенты начали копить бонусы, а мы - обучили кассиров.
  4. Интегрировали программу лояльности в экосистему интернет-магазина.
  5. Полноценно запустили программу лояльности.

Проработали цели, «фишки» и ограничения программы, написали правила

Для магазина важно, чтобы довольные клиенты возвращались снова. Совершать повторные заказы в онлайне стимулировали персональные рекомендации и автоматические кампании через email, SMS и вебпуши. В офлайне данные по клиентам не собирались, маркетологи не знали клиента, что ему нравится.
Логичным следующим шагом показалось собирать контактные данные клиентов в офлайне и привязывать чеки к реальным покупателям. Чтобы это сделать, понадобилась программа лояльности, которая работала бы не только в офлайне, но и в интернет-магазине.
Для настройки омниканальной программы лояльности 12 STOREEZ нужен был инструмент, который позволил бы:
  • Агрегировать данные клиента в единый профиль из онлайна и офлайна для сегментации на основе интересов и истории покупок.
  • Настраивать омниканальную программу лояльности с кросс-канальными рассылками в едином окне без привлечения программистов.
  • Персонализировать предложения на основе предпочтений клиента.
  • Измерять эффект от программы лояльности и влияние рассылок на выручку в офлайне.
В качестве инструмента выбрали Mindbox. Эта платформа уже хранила данные клиентов из онлайна и использовалась для коммуникаций с помощью email, SMS и вебпушей. Оставалось настроить передачу клиентских данных из офлайн-магазинов.
В платформе используется несколько «фишек», которые облегчают склейку онлайна и офлайна: хеширование ссылок в рассылках, включая SMS, автоматическая авторизация клиента по ссылкам и склейка мобильного телефона через пуши и хеши.
Перед запуском программы лояльности определили правила. За каждые потраченные 100 рублей клиент получает три несгораемых балла. Баллами можно оплатить до 50% от стоимости заказа, который сделан офлайн или онлайн.

Правила программы лояльности

  • 3 %
    от суммы покупок возвращается баллами
  • до 50 %
    от стоимости покупки можно оплатить баллами
  • 296
    клиентских сегментов на основе данных
  • 74
    триггера на проекте
  • 450 000
    клиентов

Интегрировались в офлайне с кассами

Кассовые аппараты в магазинах 12 STOREEZ используют программное обеспечение «1С-Розница». Чтобы клиенты могли копить/тратить баллы и получать персональные предложения на кассах, наладили постоянный обмен данными между Mindbox и «1С».
Чтобы присоединиться к программе лояльности 12 STOREEZ, покупатель диктует кассиру номер телефона. После этого приходит SMS-подтверждение и клиент становится участником программы лояльности. Если клиент уже есть в базе, кассир подтвердит это с помощью кода авторизации.
12storeez SMS
После успешной авторизации касса получает от Mindbox список персональных предложений для клиента, которые выводятся кассиру, и состояние балльного счета. Чтобы интегрировать программу лояльности с розничной сетью и устранить ошибки, потребовалось два месяца.

Параллельно настроили чат-бота в Slack — помощника отдела по дружбе с клиентами

Покупатели обращаются в отдел по дружбе с клиентами по типичным вопросам: когда разморозятся баллы, сколько баллов было начислено за определенный заказ и так далее. Чтобы разобраться в вопросе, нужно изучить карточку клиента, найти заказ, о котором он спрашивает, и посмотреть дату события.
В CDP (Customer Data Platform) Mindbox бренд 12 STOREEZ хранит всю информацию о клиенте: контактные данные, возраст, пол, ФИО, историю покупок в онлайне и офлайне, состояние балльного счета, интересы к определенным товарам и категориям.
В процессе интеграции специалисты 12 STOREEZ разработали интересное решение для колл-центра: «подружили» базу данных с корпоративным мессенджером Slack. Информация из чат-бота в мессенеджере помогает быстро найти клиента. Не прекращая работу в мессенджере, сотрудник отдела по дружбе с клиентами мгновенно узнает контактные данные, ФИО, балльный счет и историю заказов покупателя.
Специалисту поддержки Олегу позвонила клиентка, чтобы узнать количество баллов
Специалисту поддержки Олегу позвонила клиентка, чтобы узнать количество баллов. По номеру телефона Олег получил историю начислений и сумму баллов и сразу подсказал их звонившей

«Мягко запустились» в офлайне: клиенты начали копить бонусы, а 12 STOREEZ - обучили кассиров

В августе 2018, спустя два месяца после интеграции процессинга Mindbox с кассовым ПО, 12 STOREEZ сделали «мягкий запуск» программы лояльности. «Мягкий запуск» означал, что официально программа лояльности ещё не работала, но заказы из магазинов закреплялись за клиентами и за них начислялись баллы.
Клиенты с радостью делились контактами в предвкушении персональных предложений, а бренд мог протестировать надежность инфраструктуры. В таком режиме работали в течение полугода.
Магазин 1
Магазин 2
Магазин 3
Магазины 12 STOREEZ
В период «мягкого запуска» 12 STOREEZ обучил кассиров работать с программой лояльности: предлагать клиентам вступать в нее при оформлении продажи, помогать заполнить анкету, рассказывать про правила, а позже — предлагать списывать баллы.

Встроили программу лояльности в экосистему интернет-магазина

Для клиентов бренда важно, чтобы баллами можно было пользоваться где угодно. Накопил баллы в магазине на «Охотном ряду», а потратил — в интернет-магазине. Чтобы программа лояльности так и работала, за три месяца два программиста внедрили программу лояльности в интернет-магазин с бэкофисом на базе RetailCRM. Чтобы клиент мог воспользоваться баллами, отрисовали новые экраны сайта.
На сайте появились новые страницы: правила программы лояльности, информация о балльном счете в личном кабинете с историей начисления баллов и специально разработанная корзина с возможностью списать баллы.
Бонусы
Бонусы
Корзина
Корзина

Полноценный запуск программы лояльности

11 января 2019 года, спустя полгода после «мягкого» запуска, состоялся «жесткий»: программа лояльности официально запустилась по всему бренду 12 STOREEZ! Баллы, накопленные в офлайне за последние полгода, клиенты могли потратить в любом из магазинов. Активные клиенты, которые регулярно совершали покупки в 12 STOREEZ, уже знали про программу лояльности бренда. Сегменту неактивных клиентов выслали отдельную рассылку-анонс.
Рассылка-приглашение в программу лояльности 12storeez
Рассылка-приглашение в программу лояльности 12 STOREEZ
Теперь бренд 12 STOREEZ общается с клиентом через удобные для получателя каналы коммуникаций, составляет персональные предложения с учетом истории покупок и интересов. Всего запустили 74 механики в рамках десятка цепочек через email, SMS и вебпуши и настроили 296 сегментов клиентов на основе данных.
Баллы
Баллы
Уведомление
Уведомление
СМС
СМС

Цифры проекта

  • 3 %
    от суммы покупок возвращается баллами
  • до 50 %
    от стоимости покупки можно оплатить баллами
  • 296
    клиентских сегментов на основе данных
  • 74
    триггера на проекте
  • 450 000
    клиентов

Заключение

В течение года 12 STOREEZ запустил омниканальную программу лояльности в онлайне и в 25 офлайн-магазинах с персональными предложениями и автоматическими коммуникациями на основе данных клиентов. В результате удалось увеличить долю идентифицированных чеков до 89% от всех продаж в офлайне, измерить влияние рассылок на продажи в офлайне и отслеживать информацию о повторных заказах.
Благодаря собираемым данным 12 STOREEZ лучше узнал своих клиентов и получил возможность составлять персонализированный контент, опираясь на профайлы покупателей в единой маркетинговой платформе.

Почитайте ещё: