Опыт поиска работы в маркетинге в Германии: 200 откликов, 15 резюме

Автор
Дарья Казачкова,
Head of Strategic Partnerships
Дарья Казачкова в октябре 2022 года заняла позицию Head of Strategic Partnerships в немецком офисе международной компании, которая помогает бизнесу запускать рекламу. До этого она была руководителем направления спецпроектов и партнерств в российском маркетинговом агентстве Go Ahead: отвечала за новые каналы и площадки для продвижения компаний.
Чтобы найти работу, Дарья оставила более 200 откликов, а также разместила профиль на LinkedIn, чтобы работодатели заметили ее кандидатуру. Она дошла до финального интервью в 4 компаниях и получила два оффера. В колонке Дарья расскажет о своем опыте поиска работы: чем он отличается от поиска в России, как столкнулась с 90% отказов на отклики и на что обращают внимание работодатели на собеседовании

Поиск вакансий

Не указывают зарплатную вилку

Из тех вакансий, на которые я откликалась, зарплатная вилка была указана только у одной. Многие компании регулярно проводят анализ рынка: узнают, сколько другие компании на похожих должностях готовы платить своим сотрудникам. То же самое делают и кандидаты. Как правило, зарплата формируется из того, сколько специалисты стоят на рынке, соответствия навыков и компетенций нанимаемого сотрудника с требованиями вакансии, и того, сколько компания может себе позволить платить такому сотруднику.
Я изучала данные об оплате для каждой вакансии с помощью salary insights — такие разделы есть на LinkedIn и Glassdoor. Там указано, сколько получают специалисты в зависимости от уровня и масштаба компании. Если при отклике на вакансию я просила больше, чем в среднем зарабатывают специалисты, то объясняла, почему: рассказывала о своем уникальном опыте или экспертизе в сфере.
Средняя зарплата CMO в Берлине по данным Glassdoor
Средняя зарплата CMO в Берлине по данным Glassdoor

Отклик

Отклик на одну вакансию занимает от получаса до 1,5 часов

Если в России я массово отправляла одно резюме через hh.ru, то здесь нужно откликаться на сайте компании. Для этого надо заполнить специальную форму, указать имя, пол, адрес, информацию о визе и разрешении на работу.
Документы, которые нужно загрузить для отклика на позицию Head of marketing в компании Personio
Документы, которые нужно загрузить для отклика на позицию Head of marketing в компании Personio
Отклик на одну вакансию занимал у меня от 25 минут. Если нужно переписать сопроводительное письмо и изменить резюме, то это может занять и полтора часа.
У меня было 15 вариантов резюме под разные вакансии, где я подсвечивала те или иные компетенции или достижения, которые были релевантны для компании. По моему опыту, в крупных компаниях скрининг резюме проходит без участия человека: резюме автоматически проверяют на соответствие требованиям. Поэтому я стремилась добавлять в резюме ключевые слова, релевантные вакансии. Само резюме должно быть коротким: строго не больше страницы вне зависимости от того, помещается ли ваш опыт на одну страницу.

Собеседования

Внимание к управлению командой и увольнению сотрудников

На одном из собеседований я рассказала об опыте увольнения сотрудника, который плохо справлялся с задачами. Это очень не понравилось тем, кто проводил собеседование.
В Германии, если ты увольняешь человека, то проблема в тебе как в управленце: почему ты такого человека нанял, почему не увидел проблем на этапе собеседования, почему уволил не сразу. Если ты увольняешь человека, значит, ты допустил ряд ошибок и не смог его сохранить. Из этого делают вывод, что ты не очень хороший управленец, потому что не можешь развивать членов своей команды. Здесь стараются сохранять команду, искать мотивацию человека, подбирать под него интересные задачи.

Важность к самопрезентации

Во время собеседования очень важно то, как себя презентуешь: структура ответа, лаконичность, содержательность, акцент на достижениях. Чтобы подготовиться, я записывала себя на видео, аудио, засекала время презентации — в идеале уложиться в минуту.
Чтобы понять, что можно улучшить, я дважды обращалась за карьерными консультациями. Консультант разобрал мое резюме и провел тестовое собеседование: он выполнял роль нанимающего менеджера и оценивал то, как и что я говорю.
На одном из этапов собеседования, скорее всего, спросят: «Представим, у нас все срастется. С чего бы вы начали?» Чтобы не придумывать ответ на ходу, я заранее готовила майндмеп и на собеседованиях запускала трансляцию экрана. Это не стратегия отдела и развития, но слепок, набросок видения. Для этого нужно проанализировать, что делают другие компании на рынке, чем конкретный бизнес может выделиться, как потенциально могут быть построены процессы. Это, прежде всего, полезно для меня, так как позволяло лучше изучить компанию, попробовать почувствовать себя ее частью и оценить, насколько было бы интересно заниматься именно этими задачами.

Всего на поиск работы ушло полгода

В целом процесс найма в Германии дольше, чем в России. Это, прежде всего, связано с тем, как в Германии законодательно устроен процесс найма, увольнения и испытательного срока. При увольнении сотрудник должен предупредить за три месяца, а не за две недели, как в России. Испытательный срок составляет шесть месяцев, а не три, как в России.
С того момента, как я начала откликаться, до получения подходящего оффера прошло полгода. Всего я откликнулась на 233 вакансии. На первое собеседование меня пригласили в 24 компании, то есть конверсия в приглашение — 10%.
Сейчас на рынке в Европе и, в частности, Германии спад, поэтому компании замораживают наём. Я обсуждала свои результаты с местными жителями и карьерными консультантами. По их мнению, 10% приглашений — хороший результат при поиске работы в Германии даже для немцев. Если показатель ниже, то лучше изменить резюме или откликаться на более релевантные опыту позиции.