Итоги CEO Summit 2024. Как ритейл справляется с нехваткой кадров, оцифровывает розницу и развивает лояльность

Руководители «Магнита», OBI, «Рив Гош», Gulliver Group и «Домового» встретились, чтобы обменяться опытом и сравнить свои стратегии с коллегами. Главные темы круглого стола:

Ситуация на рынке: рост продаж и отложенный спрос

Спикеры отметили рост продаж в первом квартале 2024 года. «Магнит» видит его причину в том, что в России растут располагаемые доходы. «Домовой» рост индустрии объясняет отложенным спросом, который сформировался за прошлые периоды.
Отмечали и факторы, ограничивающие рост. Например, для сферы DIY — это повышение ставок на кредиты и ипотеки.
Спикеры делились и внутренними драйверами роста. Для многих им стало увеличение объема онлайн-продаж.

Вызов рынка 2024 года: что делать с нехваткой кадров и ростом зарплат

С 2023 года ритейл живет в условиях кадрового дефицита. Если раньше приходилось бороться за ИТ-специалистов: аналитиков и программистов, то сейчас не хватает и линейного персонала: кассиров, курьеров, работников складов.
Фонд оплаты труда в компаниях рос весь прошлый год, и ожидается, что эта динамика сохранится в 2024 году.
Компании будут решать проблему кадрового дефицита инвестициями в рост сотрудников.
А в компании OBI считают, что лидеры рынка сами должны сделать работу в ритейле престижной для молодого поколения.

Каналы продаж: как возвращать клиентов в офлайн, работать с маркетплейсами и цифровизировать магазины

Возвращать клиентов в офлайн. Покупатели все реже ходят в офлайн-магазины и вместо этого хотят покупать в онлайне. При этом в части индустрий офлайн остается более маржинальным: там чаще делают крупные покупки и нет расходов на доставку. В «Рив Гош» клиентов возвращают в магазины при помощи акций.
В «Домовом» ожидают, что традиционные офлайн-магазины в ближайшие годы будут трансформироваться.
Работать с маркетплейсами. Ритейлеры не верят, что маркетплейсы полностью вытесняют традиционную розницу. На дискуссии отметили, что даже в США — самой развитой стране в плане маркетплейсов — они занимают только 43% рынка, в Китае — 37%, в Европе — 19%.
У «Рив Гош» маркетплейсы генерируют 30% онлайн-продаж. Но встает вопрос комиссии — она растет каждый год. Компания следит за тем, чтобы доля маркетплейсов в товарообороте не увеличивалась, и для этого инвестирует в развитие собственного интернет-магазина.
В компании «Магнит у дома» считают, что чем больше маркетплейсов и выше конкуренция между ними — тем лучше для рынка.
Цифровизировать магазины. Ритейлеры активно работают с цифровизацией точек продаж — их оснащают экранами, медиаполками и цифровыми помощниками консультанта.
«Магнит у дома» развивает цифровизацию в двух направлениях:
  • Покупательский опыт. В некоторых магазинах появляются экраны с промоакциями и медиаполки (с рекламой и стоимостью товара). Также есть эксперименты с электронными ценниками, но пока что их себестоимость слишком высока.
  • Эффективность магазинов. В глобальных планах — оцифровать всю рутину магазина: поставки и раскладку товаров, замену ценников, проверку сроков годности и списание. Знание о каждой операции поможет оптимизировать процессы.
«Рив Гош» оснащает магазины диджитал-экранами, на которых транслируют промоакции. Экраны есть и в окнах магазинов — их часто используют для рекламы брендов. Кроме того, у консультантов «Рив Гош» есть так называемый цифровой помощник. Это планшет, в котором консультант может увидеть всю историю клиента по карте лояльности, найти необходимый товар в магазине или заказать его в соседнем магазине.
Gulliver Group использует в розничных магазинах электронные каталоги — в них клиенты могут посмотреть, как сочетаются разные товары друг с другом.

Бюджеты на маркетинг: как изменились и на что будут тратить

В 2024 году ритейл увеличил бюджеты на маркетинг. Так, Gulliver Group планирует прежде всего вложиться в контент для магазинов, каталогов, маркетплейсов — чтобы формировать узнаваемость бренда.
«Рив Гош» будет инвестировать в продвижение интернет-магазина. Сейчас он приносит 15% от оборота, но к концу года ожидают двукратный рост. Основные каналы продвижения: блогеры, соцсети, digital-реклама. Останутся и традиционные каналы: телевидение, наружная реклама и радио.
«Магнит у дома» планирует промоактивности и коммуникации к юбилею: в 2024 году сети исполняется 30 лет. «Домовой» будет тратить бюджет маркетинга на продвижение СТМ, а также новых марок, которые появились на рынке в последние два года.
Для OBI важным направлением для инвестиций станет CRM и программа лояльности. Ожидают, что это поможет лучше узнать клиента и делать ему более релевантные предложения.

Развитие программ лояльности: как работать с клиентом вдолгую

В 2024 году ритейл собирается вкладывать в развитие программ лояльности, чтобы увеличивать объем знаний о клиенте и привязывать его к бренду.
«Рив Гош» внедрил новую программу лояльности в июле прошлого года. Выбрали балльную систему: баллы начисляются за каждую покупку и могут использоваться и в онлайне, и в офлайне. Цель программы — удержание и возврат клиентов.
«Магнит у дома» недавно перенес программу лояльности с зарубежных вендоров, которые покинули рынок. Теперь в планах — развивать программу в мобильном приложении. Это позволит делать покупателям персонализированные предложения и чаще напоминать о себе. Также компания намерена увеличить количество скидок, доступных только в программе лояльности, чтобы мотивировать пользователей ее подключать.
«Домовой» в этом году планирует сконцентрироваться на холодной аудитории: «греть» этих покупателей, давать дополнительные скидки и предлагать товары дня, а также привлекать этих пользователей из онлайна в офлайн.

Блиц: главные направления для инвестиций в 2024 году

Для «Рив Гош» на первом месте — ИТ-технологии, которые помогают увеличивать продажи в электронной коммерции. На втором — розничная сеть: планируют открывать новые офлайн-магазины.
«Домовой» в первую очередь будут работать над повышением узнаваемости сети в Москве. Также в планах открыть магазины малых форматов: уже протестировали их и собираются открывать еще.
«Магнит у дома» финансово больше всего вложится в развитие сети — это новые магазины и улучшение логистической инфраструктуры. Также в фокусе команды на этот год — изменение ценностного предложения для клиента.
OBI откроет 10 магазинов уменьшенного формата, а также будет работать над скоростью принятия и реализации решений.
Gulliver Group собирается инвестировать в узнаваемость брендов и развитие персонала. В планах — проводить обучение для сотрудников сети.