Push-уведомления: что это такое и зачем нужны. Виды и типы push-уведомлений, принцип работы пушей, примеры оформления.
27 октября 2022
Пуш-уведомления: что это, как работает и чем полезно бизнесу
Пуш-уведомления: что это, как работает и чем полезно бизнесу
Пуш-уведомления: что это, как работает и чем полезно бизнесу
Есть два вида пуш-уведомлений: мобильные и веб-пуши. Мобильные пуш-уведомления — канал коммуникации с клиентом, у которого установлено приложение компании. Веб-пуши доставляются клиенту через браузер, если он дал разрешение на показ уведомлений.
В статье расскажем, как работают мобильные и веб-пуши и в чем их отличие, а также рассмотрим сценарии с пушами, которые используют «ДоДо», KFC, «Яндекс.Маркет» и другие.
Виды пуш-уведомлений
Пуши в мобильных приложениях
Любое приложение может отправлять мобильные пуши. Пуши доставляются в центр уведомлений телефона, а после просмотра исчезают. Некоторые приложения позволяют посмотреть все пуши в истории уведомлений личного кабинета.
Пример мобильного пуша в центре уведомлений из приложения Wildberries
Вебпуши
Если пользователь разрешил, браузер в компьютере и телефоне отправляет ему вебпуши. В случае с мобильными пушами сообщения приходят на телефон или планшет, в случае с вебпушами — в браузер.
Пример вебпуша «Мира Крестиком», который пришел клиенту в браузер
Разница между веб- и мобильными пушами
Вебпуши
Мобильные пуши
Подписка
В браузере
При установке приложения
Доставка
В браузер. Не имеет значения, какой сайт открыт в момент доставки, пуш все равно придет
На устройство. Даже если приложение закрыто, пуш все равно придет
Отписка
Если сменить браузер, уведомления перестанут приходить. Пользователь может запретить отправку уведомлений в настройках браузера или на сайте
Если удалить приложение, уведомления перестанут приходить. Пользователь может отключить уведомления в конкретном приложении
Содержимое
Логотип, картинка, заголовок, текст, две кнопки
Иконка приложения, картинка, GIF или видео, заголовок, текст, три кнопки
Различия мобильных пушей и SMS
Хотя мобильные пуши и SMS приходят на телефон в похожем формате, это разные по механике каналы. Основная разница в том, что для отправки SMS нужен номер телефона пользователя, а для отправки пушей — установленное на телефон приложение.
Основные различия пуш-уведомлений и SMS:
SMS
Мобильные пуш-уведомления
Стоимость
Платные. Тариф зависит от оператора. Средняя стоимость — 2 рубля
Бесплатные
Доставка
Для доставки нужна только мобильная сеть
Для доставки нужен интернет
Отображение и доступность
Приходят в центр уведомлений. После прочтения доступны на телефоне в разделе SMS
Приходят в центр уведомлений. После прочтения пропадают, если в приложении нет истории уведомлений
Оформление
Только текст и эмодзи, без картинок и дополнительного оформления
Можно добавить эмодзи, картинку, гифку, выделение жирным, смайлики, три кнопки
Отписка
Через личный кабинет в приложении или на сайте
Пользователь может запретить приложению показывать уведомления
Типы пуш-уведомлений
Транзакционные
Пуши, которые подтверждают выполнение действий с оплатами и заказами: уведомление о списании денег, оформлении заказа и так далее. Например: пуши от банка об изменениях баланса или сообщения от доставки еды, что заказ принят и выполняется.
Рекламные
Цель рекламных пушей — рассказать про акцию или распродажу, побудить клиента к покупке. Часто их отправляют массово, потому что о событии должны узнать как можно больше клиентов.
Триггерные
В отличие от рекламных триггерные пуши отправляются конкретному клиенту в зависимости от его действий. Если клиент давно ничего не покупал, ему приходит пуш с промокодом на следующий заказ, а если совершил заказ недавно, то ему можно отправить пуш с просьбой оставить отзыв о покупке.
Как применяются пуш-уведомления
Несмотря на короткий формат, пуши могут полноценно участвовать в маркетинговых коммуникациях и выполнять бизнес-задачи:
- Знакомить с продуктом или приложением. Клик по пушу позволяет перевести пользователя в нужный раздел приложения, чтобы показать его возможности.
- Вовлекать в первую покупку. С помощью своевременного пуша с промокодом можно напомнить о себе клиенту, который еще не совершал покупку.
- Реактивировать базу. Если клиент давно не заходил на сайт и в приложение, пуш с интересной акцией или промокодом позволит вернуть пользователя.
- Собирать обратную связь. Можно узнать у клиента, как все прошло: понравился ли товар, обслуживание в магазине.
Топ триггеров для бизнеса — это первая точка входа, то есть welcome-цепочка, и брошенные действия, в нашем случае это брошенный просмотр направления, конкретного билета и его брони.
По статистике триггеры работают эффективнее массовых ручных рассылок примерно в 1,5 раза. При хорошем оффере эта цифра может расти.
Мы не используем дополнительных сейлз-бустеров в виде промокодов и скидок в триггерах, зато используем динамические переменные в виде изменения цены или подборки похожих билетов вместо просмотренного, если просмотренного билета уже нет.
Примеры пуш-уведомлений
Рассмотрим конкретные примеры, как используют мобильные пуш-уведомления бренды из разных отраслей для транзакционных сообщений, акций и реактивации.
E-commerce и офлайн-магазины
Самая объемная категория пушей, которая включает в себя коммуникации магазинов и ресторанов. Их главная задача — мотивировать клиента на покупку и напоминать о себе тем, кто давно не заходил и не покупал.
Пуши о транзакциях и заказах
Все, что касается денежных транзакций, изменений по заказу и других уведомлений, связанных с деньгами или покупками, которые клиент должен обязательно получить.
Акции и скидки
Эти пуши используют, когда нужно рассказать о новой акции, промокоде или товаре всем клиентам. Их можно отправлять массово или по сегментам, то есть только тем клиентам, которые потенциально могут быть заинтересованы в такой рекламе.
Брошенные механики
Если клиент оставил какие-то товары в корзине или избранном, напоминаем ему о них. Если просто давно не заходил, предлагаем ему что-то особенное, чтобы вернуть интерес.
Оценки и отзывы
После доставки покупки или завершения заказа важно получить обратную связь от клиента, чтобы убедиться, что все в порядке.
Другие уведомления
Это пуши обо всех событиях, которые непосредственно касаются пользователя: например, уведомления об изменениях или событиях в программе лояльности.
Идеи других пушей, которые можно сделать в Mindbox:
- Выдать промокод на конкретную категорию, которой интересовался клиент. Например, клиент регулярно смотрит платья — даем на них промокод.
- Отправить в пуше товары, которые являются комплектом к уже купленным. Например, при покупке кольца отправляем серьги и подвеску из той же коллекции.
- Посоветовать сопутствующий товар к купленному (аксессуар). Например, к пальто можем предложить сапоги или сумочку в тон.
- Персональное поздравление с днем рождения с промокодом.
Недвижимость
В сфере недвижимости могут быть такие пуш-уведомления:
- поступление в продажу новых объектов;
- напоминание о записи на просмотр;
- уведомление о снижении цены на квартиру, которую смотрел клиент;
- уведомления о продаже паркинга, кладовок и других дополнительных опций.
Развлекательные сервисы
«Умные» мобильные пуши ngrow.ai приносят more.tv +15% к просмотрам видео. Тест с контрольной группой
Это сервисы с контентом — музыкой, фильмами, видео или играми. Как правило, в развлекательных сервисах важный показатель — вовлеченность. Чем больше клиент смотрит или играет, тем более он лоялен к платформе. Поэтому пуши могут:
- сообщать о новых поступлениях контента;
- сообщать о выходе следующей серии или нового сезона;
- рекомендовать контент, похожий на тот, который клиент уже смотрел.
Здоровье и медицина
Для медицинских приложений возможны такие сценарии:
- напоминание о записи к специалисту;
- уведомления о переносе приема;
- промокод на первый прием врача;
- уведомление о скидке на повторный прием;
- появление новых специалистов.
Для приложений про здоровый образ жизни пуши — способ напомнить о полезных привычках или тренировках. Например, можно присылать в конце недели статистику тренировок или напоминать про занятия, если пользователь давно не заходил.
Мобильные пуши в каскадах
Приложение позволяет значительно экономить на SMS: даже банки в последнее время предлагают пуши для уведомлений о транзакциях как альтернативу SMS.
Каскадная отправка сообщений — это когда мы отправляем уведомления сначала в бесплатные каналы, а если пользователь не отреагировал, то в платные.
Пуши могут участвовать в каскадах любой сложности. Например, у нас есть акция, о которой нужно обязательно оповестить всех клиентов:
- Сначала отправляем email-рассылку с акцией, так как в email мы можем рассказать о предложении подробнее.
- Если клиент не открыл рассылку и у него есть приложение — отправим ему пуш. Отправка пуша бесплатная.
- Если у клиента нет приложения или он не открыл пуш, отправим ему SMS.
В такой схеме платный SMS-канал начинает работать в последнюю очередь, уже после того, как мы попробовали дотянуться до клиента по доступным бесплатным каналам.
Пример каскада с пуш-уведомлениями у «Петровича»: если у клиента нет почты или письмо не доставлено, то отправляется мобильный пуш
У нас есть каскад при покупке билета — пуш + SMS. Если у пользователя есть приложение, информация о билете приходит ему в пуше. Если нет, то приходит SMS с предложением установить приложение. Мы мотивируем пользователя тем, что тогда вся информация о билетах всегда будет у него в кармане. В результате мы как бизнес имеем еще одну установку и более дешевые каналы взаимодействия.
Сейчас в процессе разработки более сложный каскад: пуш + email + SMS, который мы запустим на ключевые действия в виде брошенной корзины. Планируется, что это увеличит охват на 20% и сократит затраты на самый дорогой канал — SMS — на 5–7%.
Как настроить пуш-рассылки в Mindbox
В Mindbox интерфейс для заведения триггерных пуш-рассылок позволяет настроить:
- время отправки, чтобы пуши не будили клиентов ночью;
- платформу, для которой настраивается пуш;
- заголовок, текст, картинку и ссылку при нажатии по пушу;
- текст и ссылку кнопки.
Для массовых рассылок можно настроить скорость отправки. Это подходит, если вы хотите растянуть рассылку во времени, чтобы не перегрузить приложение большим количеством одновременных заходов.
Также для массовых рассылок можно выбрать определенный сегмент клиентов для отправки, чтобы отправлять рекламные предложения только тем, кому они действительно интересны.
Сегментация — это то, на что почему-то часто обращают внимание в последнюю очередь, хотя это довольно важный инструмент. Мы используем гендерную, возрастную, гео, а также сегментацию по платформам iOS, Android и другие. Это позволяет персонализированно общаться с клиентом, делать такие предложения, которые ему интересны, а не которые хочет навязать компания.
С сегментацией увеличиваются показатели кликов, а с ними и продажи, сокращается процент оттока пользователей.
Сейчас ведем большую работу по сбору данных о клиентах, чтобы лучше понимать их боли и взаимодействовать практически one-to-one. Планируем за счет этого вырастить LTV, средний чек и вовлеченность аудитории.
Интерфейс создания пуш-рассылки
Как и в других каналах, в мобильных пушах можно запустить AB-тест, чтобы проверить, какой пуш лучше сработает, или тест с контрольной группой. AB-тесты для пушей можно запускать как в массовых, так и триггерных механиках.
В качестве целевой метрики доступны CTR, конверсия в заказ или измерение любого другого действия, доступного на платформе.
Пример окна настройки AB-теста: в качестве целевого действия выбрано совершение офлайн-заказа