Вместе с юристом Mindbox Кирой Лукашиной расскажем, как работать с персонализацией по закону и что будет, если его не соблюдать.
29 января 2025
Правила применения рекомендательных технологий: как не нарушить закон
Правила применения рекомендательных технологий: как не нарушить закон
С 2023 года использование персонализированных рекомендаций в России регулируется законом. Его нарушение может привести к блокировке ресурсов и издержкам для компаний.
Вместе с юристом Mindbox Кирой Лукашиной расскажем, кого не касаются новые правила, как персонализировать рекомендации по закону и что будет, если его не соблюдать.
Что такое закон о рекомендательных технологиях
«Закон о рекомендательных технологиях» содержит требования, которые должны соблюдать владельцы сайтов, интернет-магазинов, приложений, использующих алгоритмы рекомендаций:
- Не применять рекомендательные технологии, которые нарушают права и законные интересы граждан и организаций или российское законодательство. Это требование может касаться чего угодно. Например, компании обязаны следить за тем, чтобы рекомендация табака или алкоголя не показывалась детям, даже если они интересовались этими категориями.
- Информировать пользователей о применении таких технологий.
- Размещать на информационном ресурсе правила применения технологий, наименование своего юридического лица и электронную почту для связи.
Авторы закона отмечают, что он разработан в целях защиты пользователей интернета при применении рекомендательных технологий. Он нужен, чтобы использование алгоритмов было прозрачным для пользователей и не ограничивало их права, так как отказаться от применения в отношении себя алгоритмов они, как правило, не могут.
Принятие закона логично, так как сегодня искусственный интеллект применяется уже довольно широко, поэтому сферу нужно регулировать. Подобные нормативные акты приняты не только в России, но и в США и ЕС.
Кого касаются требования закона
Под действие закона подпадают владельцы соцсетей, интернет-магазинов и других сайтов и приложений, на которых используются рекомендательные технологии. Под рекомендательными технологиями понимают алгоритмы предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям людей в интернете. В Mindbox это ML-алгоритмы, которые анализируют поведение покупателей, чтобы предлагать им нужные товары в подходящее время. Например, алгоритм «персональные рекомендации» предсказывает, какой продукт, скорее всего, захочет купить клиент. Для этого собираются и анализируются данные об истории покупок, просмотрах конкретного пользователя.
Уникальный список товаров на сайте магазина подобран алгоритмом для каждого пользователя на основе истории его взаимодействия с компанией. Такая подборка подпадает под действие закона о рекомендательных технологиях
Подчиняться закону должны почти все компании, которые ведут деятельность в интернете. Положения не распространяются:
- на операторов государственных информационных систем;
- государственные органы и органы местного самоуправления;
- компании, которые не используют алгоритмы для рекомендаций на основе сбора, систематизации и анализа сведений о предпочтениях пользователей.
Рассмотрим последний случай подробнее.
Под действие закона не подпадает персонализация контента для групп клиентов на основе заранее установленных принципов. Под принципами можно понимать продуманную логику: например, к покупке конкретного пальто интернет-магазин всегда и всем предлагает перчатки в комплект. Такие рекомендации не управляются алгоритмом, это обычная маркетинговая механика.
Подборка сопутствующих товаров, которые часто покупают со свитером, не подпадает под действие закона о рекомендательных технологиях
Закон применим
Закон не применим
Если на сайте собирают и обрабатывают информацию о конкретном пользователе, и на этой основе предлагают ему подходящий, по мнению алгоритма, товар.
Если предлагать посетителям сайта популярные или сопутствующие товары: масляный фильтр при покупке автомобильного масла.
Если список рекомендаций составляется на основе фильтров, которые настраивает сам пользователь.
Как работать с рекомендациями по закону
Чтобы соблюдать закон о рекомендательных технологиях, компании должны на своих ресурсах:
1. Проверить, что на ресурсе размещены контакты компании: название юрлица и адрес электронной почты.
Реквизиты Mindbox размещены на сайте в разделе с документами
Адрес электронной почты — в разделе «контакты»
2. Разместить на сайте дисклеймер о применении рекомендательных технологий.
Дисклеймер можно сделать в виде плашки или баннера там, где используются рекомендательные технологии: на сайте, странице интернет-магазина, в приложении.
Текст дисклеймера: «На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии».
Дисклеймер должен вести на страницу с уведомлением:
«На информационном ресурсе при применении информационных технологий предоставления информации осуществляется сбор, систематизация и анализ сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации».
Уведомление можно разместить как отдельный документ или совместить с правилами применения рекомендательных технологий.
На сайте Wildberries дисклеймер размещен в подвале сайта
3. Опубликовать на сайте правила применения рекомендательных технологий.
В правилах нужно описать алгоритмы и принципы их работы: как и какие сведения о пользователях собирают, как систематизируют данные о предпочтениях и другое.
Для клиентов Mindbox мы описали алгоритмы, которые использует платформа. Ссылку на документ можно разместить на своем ресурсе или подготовить собственные правила на их основе. Также можно ориентироваться на документы, которые разместили другие компании на своих сайтах, например:
Точное место размещения дисклеймера и правил закон не определяет, но предъявляет к ним требования:
- Они должны быть размещены на видном месте без препятствий для просмотра, таких как дополнительная авторизация или оплата комиссии.
- Текст должен быть на русском языке.
Что будет, если не соблюдать закон
При нарушении закона Роскомнадзор вправе запретить компании использовать рекомендательные технологии. Если запрет будет нарушен — заблокировать информационный ресурс.
Кажется, что риски незначительные. Но на самом деле запрет на использование рекомендательных технологий может привести к падению продаж, потому что пользователи привыкли к персональным предложениям. Кроме того, компании придется потратить время и деньги на исправление нарушений. Это может быть дороже, чем делать все правильно с самого начала.
Поэтому для компаний соблюдение закона — это не просто обязанность, но и способ избежать репутационных рисков и блокировок ресурса.
Новые технологии — это классно. Искусственный интеллект и алгоритмы становятся неотъемлемой частью нашей жизни, помогая компаниям улучшать маркетинг, делать его более экологичным и персонализированным. В то же время кто-то может злоупотреблять возможностями ИИ и использовать их во вред. Поэтому нормально, что государство хочет установить правила игры и очертить круг допустимого использования.