Что такое вебхуки и как их использовать в маркетинге

Что такое вебхуки и как их использовать в маркетинге

Вебхук (webhook) — это инструмент передачи данных между разными системами, который помогает автоматизировать маркетинговые операции. Он автоматически срабатывает после действий клиента на сайте или изменения данных в CRM. Например: клиент покупает что-то в интернет-магазине, а вебхук в CRM-системе сразу создает задачу отправить welcome-письмо и ставит менеджеру напоминание, чтобы тот позвонил клиенту.
Эксперты Mindbox рассказывают о том, как использовать вебхуки, чтобы в реальном времени реагировать на действия клиентов и автоматизировать маркетинговые коммуникации.

Как автоматизировать маркетинг с помощью вебхуков

Вебхуки помогают автоматически передавать информацию между системами. С помощью них можно:
Оповещать менеджеров по продажам или колл-центр о действиях клиента. Когда клиент совершает новые действия на сайте, в чат-боте или мобильном приложении, вебхук автоматически отправит уведомление об этом менеджерам по продажам, чтобы они смогли вовремя среагировать.
С помощью хуков «Нетология» ставит отделу продаж задачи на обзвон потенциальных клиентов в amoCRM. Когда человек посмотрел бесплатный курс, сходил на открытое занятие или часто заходит на сайт, он попадает в соответствующий сегмент в Mindbox, а с помощью вебхука карьерному консультанту автоматически ставится задача позвонить клиенту.
Картинка
Для отправки задачи в amoCRM «Нетология» сформировала «горячие» сегменты в Mindbox. Как только человек попадал в этот сегмент, с помощью вебхука формировалась задача в amoCRM
Автоматически отправлять клиентам релевантные сообщения. После того как клиент выполнил целевые действия, срабатывает хук, который запускает автоматическую отправку клиенту маркетинговых коммуникаций из систем, с которыми настроена интеграция с их помощью.
В Oriflame интегрировали чат-бота c Mindbox, чтобы автоматизировать коммуникации и собирать информацию о действиях клиентов. После того как клиент выбирает категорию товаров в чат-боте, срабатывает вебхук. Он сообщает Mindbox о том, что нужно отправить клиенту рассылку с рекомендациями по продуктам из выбранной в чат-боте категории.
Картинка
Когда вебхук сообщает Mindbox о предпочтениях клиента, запускаются триггерные механики: клиенту отправляется рассылка с рекомендациями, а информация о предпочтениях клиента объединяется с данными из других каналов коммуникации       
Персонализировать маркетинговые акции на основе данных из CRM-системы. С помощью хуков можно автоматизировать проведение персональных маркетинговых акций на основе данных о клиенте из CRM.
Каршеринг Anytime.kz с помощью информации из CRM и вебхуков дарит своим клиентам на день рождения скидку 10%. CRM-система использует вебхук, чтобы сообщить в Mindbox о том, что у клиента день рождения и ему нужно отправить сообщение о скидке.
Картинка
Скидка в день рождения выдается клиентам автоматически. Вебхук оповещает настроенные в Mindbox триггерные механики о том, что у клиента день рождения, триггер срабатывает, и письмо со скидкой отправляется клиенту  

Почему стоит использовать вебхуки в дополнение к интеграции по API

Вебхуки — не единственный способ для передачи данных между системами. Помимо них можно взаимодействовать напрямую с API (application programming interface). Их отличие в том, что создание интеграций через API требует навыков программирования или использования ИТ-отдела, а для создания вебхука достаточно воспользоваться готовым решением и не привлекать программистов.
Например, маркетинговую CRM можно интегрировать с операционной CRM с помощью как API, так и вебхуков. Чтобы настроить интеграцию через API, понадобится программист, который разбирается в этих CRM-системах. Если CRM-системы позволяют использовать вебхуки, то обмен информацией между двумя CRM может настроить маркетолог.
Картинка
Схема создания интеграций с помощью API и вебхуков. Для создания вебхуков не нужны специальные знания в программировании 

Безопасность при работе с вебхуками

По ошибке или незнанию для передачи данных в вебхуках можно использовать протокол HTTP (hypertext transfer protocol). Однако использовать этот протокол небезопасно. Он передает данные в незашифрованном виде, поэтому злоумышленники могут перехватить информацию, которую передает вебхук, и подменить ее, отправив вместо данных клиента код с вирусом.
Чтобы защитить данные от перехвата, лучше использовать безопасный протокол передачи данных HTTPS (hypertext transfer protocol secure). Этот протокол шифрует всю информацию с помощью 256-разрядного шифрования, который нельзя расшифровать без ключа.

Как создать вебхуки в Mindbox

В Mindbox есть модуль вебхуков для настройки интеграции с другими системами.
Чтобы создать этот инструмент в Mindbox, нужно:
1. Зайти в раздел «интеграции» и выбрать «вебхуки». В открывшемся окне будут показаны все добавленные ранее вебхуки и используемый метод запроса.
Картинка
2. Нажать на кнопку «добавить»
Картинка
3. Задать имя вебхука, URL-адрес и данные, которые будут отправляться при его срабатывании. Рекомендуем задавать понятные имена для вебхуков или использовать эмодзи, чтобы упростить работу с ними.
В теле запроса можно отправить любую информацию о клиенте, его действиях или заказе. Формат запроса можно адаптировать под любую систему — CRM, интернет-магазин, чат-бот или систему управления складом.
Картинка

В каких еще сервисах можно создавать интеграции с помощью вебхуков

Для создания вебхуков можно использовать внешние сервисы — такие как Albato, Make или Zapier. Готовые решения снижают нагрузку на ИТ при решении задач интеграции разных систем и сервисов.
Стоит учесть, что Make и Zapier — зарубежные сервисы, которые сейчас недоступны пользователям из России.
Сервис Albato помогает настроить обмен данными между разными системами, используя более 400 решений для интеграций.
Картинка
Для использования Albato не нужно обладать специальными знаниями. Можно настроить автоматическую интеграцию CRM, аналитики и мессенджеров самостоятельно за 5 минут 

Неочевидные способы использования вебхуков

Гибкая настройка вебхуков для работы с любыми системами и форматами данных помогает использовать их для того, чтобы:
Автоматизировать публикации контента в разных каналах коммуникации. После того как маркетолог опубликовал новую статью в блоге компании, вебхук автоматически опубликует ее в социальных сетях.
Реагировать на неочевидные действия клиентов. С помощью вебхуков можно отслеживать действия клиента: открывает ли он письма, переходит ли по ссылкам, оставляет ли товары в корзине. Вебхук может сообщить CRM, что клиент прочитал письмо и ему больше не нужно звонить или отправлять SMS.
Создавать базу ретаргетинга. После подписки клиента на рассылку вебхук может автоматически добавлять его в базу ретаргетинга рекламной кампании.
Отслеживать установки мобильного приложения. После установки мобильного приложения срабатывает вебхук, и в систему программы лояльности отправляется запрос на начисление клиенту приветственных баллов.
Настраивать автоматизацию между системами. Когда статус заказа обновляется в основной CRM, с помощью вебхуков можно передавать информацию об этих изменениях в другие системы, например систему управления лояльностью или логистики.