Вебхуки позволяют в реальном времени реагировать на действия клиентов и автоматизировать маркетинговые коммуникации: например, после покупки в интернет-магазине вебхук создаст в CRM-системе задачи для менеджера и добавит клиента в базу ретаргетинга.
31 мая 2023
Что такое вебхуки и как их использовать в маркетинге
Что такое вебхуки и как их использовать в маркетинге
Вебхук (webhook) — это инструмент передачи данных между разными системами, который помогает автоматизировать маркетинговые операции. Он автоматически срабатывает после действий клиента на сайте или изменения данных в CRM. Например: клиент покупает что-то в интернет-магазине, а вебхук в CRM-системе сразу создает задачу отправить welcome-письмо и ставит менеджеру напоминание, чтобы тот позвонил клиенту.
Эксперты Mindbox рассказывают о том, как использовать вебхуки, чтобы в реальном времени реагировать на действия клиентов и автоматизировать маркетинговые коммуникации.
Как автоматизировать маркетинг с помощью вебхуков
Вебхуки помогают автоматически передавать информацию между системами. С помощью них можно:
Оповещать менеджеров по продажам или колл-центр о действиях клиента. Когда клиент совершает новые действия на сайте, в чат-боте или мобильном приложении, вебхук автоматически отправит уведомление об этом менеджерам по продажам, чтобы они смогли вовремя среагировать.
С помощью хуков «Нетология» ставит отделу продаж задачи на обзвон потенциальных клиентов в amoCRM. Когда человек посмотрел бесплатный курс, сходил на открытое занятие или часто заходит на сайт, он попадает в соответствующий сегмент в Mindbox, а с помощью вебхука карьерному консультанту автоматически ставится задача позвонить клиенту.
![Картинка Картинка](https://image.mindbox.ru/draw/KKlEOEh6sqSCfjSv1W8BP2doITx6dhc7bhIJXABe.jpg/-/size/1600/webp/1)
Для отправки задачи в amoCRM «Нетология» сформировала «горячие» сегменты в Mindbox. Как только человек попадал в этот сегмент, с помощью вебхука формировалась задача в amoCRM
Автоматически отправлять клиентам релевантные сообщения. После того как клиент выполнил целевые действия, срабатывает хук, который запускает автоматическую отправку клиенту маркетинговых коммуникаций из систем, с которыми настроена интеграция с их помощью.
В Oriflame интегрировали чат-бота c Mindbox, чтобы автоматизировать коммуникации и собирать информацию о действиях клиентов. После того как клиент выбирает категорию товаров в чат-боте, срабатывает вебхук. Он сообщает Mindbox о том, что нужно отправить клиенту рассылку с рекомендациями по продуктам из выбранной в чат-боте категории.
![Картинка Картинка](https://image.mindbox.ru/draw/NEDvJVs8NRZrbatP835CMfvuiEvN56EGQp9fTAEQ.jpg/-/size/1600/webp/1)
Когда вебхук сообщает Mindbox о предпочтениях клиента, запускаются триггерные механики: клиенту отправляется рассылка с рекомендациями, а информация о предпочтениях клиента объединяется с данными из других каналов коммуникации
Персонализировать маркетинговые акции на основе данных из CRM-системы. С помощью хуков можно автоматизировать проведение персональных маркетинговых акций на основе данных о клиенте из CRM.
Каршеринг Anytime.kz с помощью информации из CRM и вебхуков дарит своим клиентам на день рождения скидку 10%. CRM-система использует вебхук, чтобы сообщить в Mindbox о том, что у клиента день рождения и ему нужно отправить сообщение о скидке.
![Картинка Картинка](https://image.mindbox.ru/draw/2YSBuOGBuCVfndCp6HGzht2KjXJFXHxHgWCqP4ot.jpg/-/size/1600/webp/1)
Скидка в день рождения выдается клиентам автоматически. Вебхук оповещает настроенные в Mindbox триггерные механики о том, что у клиента день рождения, триггер срабатывает, и письмо со скидкой отправляется клиенту
Почему стоит использовать вебхуки в дополнение к интеграции по API
Вебхуки — не единственный способ для передачи данных между системами. Помимо них можно взаимодействовать напрямую с API (application programming interface). Их отличие в том, что создание интеграций через API требует навыков программирования или использования ИТ-отдела, а для создания вебхука достаточно воспользоваться готовым решением и не привлекать программистов.
Например, маркетинговую CRM можно интегрировать с операционной CRM с помощью как API, так и вебхуков. Чтобы настроить интеграцию через API, понадобится программист, который разбирается в этих CRM-системах. Если CRM-системы позволяют использовать вебхуки, то обмен информацией между двумя CRM может настроить маркетолог.
![Картинка Картинка](https://image.mindbox.ru/draw/6iF529iCyYXQ6cWzbN7aZ0kjOfxmRV5aewyqXvcR.png/-/size/1600/webp/1)
Схема создания интеграций с помощью API и вебхуков. Для создания вебхуков не нужны специальные знания в программировании
Безопасность при работе с вебхуками
По ошибке или незнанию для передачи данных в вебхуках можно использовать протокол HTTP (hypertext transfer protocol). Однако использовать этот протокол небезопасно. Он передает данные в незашифрованном виде, поэтому злоумышленники могут перехватить информацию, которую передает вебхук, и подменить ее, отправив вместо данных клиента код с вирусом.
Чтобы защитить данные от перехвата, лучше использовать безопасный протокол передачи данных HTTPS (hypertext transfer protocol secure). Этот протокол шифрует всю информацию с помощью 256-разрядного шифрования, который нельзя расшифровать без ключа.
Кроме использования протокола HTTPS, мы рекомендуем настроить автоматическое логирование всех вызовов и результатов работы вебхука. Это поможет выявить попытки несанкционированного доступа к данным, которые передаются вебхуком, или другие аномалии.
Как создать вебхуки в Mindbox
В Mindbox есть модуль вебхуков для настройки интеграции с другими системами.
Чтобы создать этот инструмент в Mindbox, нужно:
1. Зайти в раздел «интеграции» и выбрать «вебхуки». В открывшемся окне будут показаны все добавленные ранее вебхуки и используемый метод запроса.
![Картинка Картинка](https://image.mindbox.ru/draw/p4ffKupi29HAXWDYHACmeVhVf1H6fp8hpSko4qVi.jpg/-/size/1600/webp/1)
2. Нажать на кнопку «добавить»
![Картинка Картинка](https://image.mindbox.ru/draw/yi81BzdYyveNhZwRVk4qjQjPS26KPPmkn6qIcpSX.jpg/-/size/1600/webp/1)
3. Задать имя вебхука, URL-адрес и данные, которые будут отправляться при его срабатывании. Рекомендуем задавать понятные имена для вебхуков или использовать эмодзи, чтобы упростить работу с ними.
В теле запроса можно отправить любую информацию о клиенте, его действиях или заказе. Формат запроса можно адаптировать под любую систему — CRM, интернет-магазин, чат-бот или систему управления складом.
![Картинка Картинка](https://image.mindbox.ru/draw/6LmDqO95CCsBOTGciTYAJcjqI23bMnY9sPzv74fd.jpg/-/size/1600/webp/1)
В каких еще сервисах можно создавать интеграции с помощью вебхуков
Для создания вебхуков можно использовать внешние сервисы — такие как Albato, Make или Zapier. Готовые решения снижают нагрузку на ИТ при решении задач интеграции разных систем и сервисов.
Стоит учесть, что Make и Zapier — зарубежные сервисы, которые сейчас недоступны пользователям из России.
Сервис Albato помогает настроить обмен данными между разными системами, используя более 400 решений для интеграций.
![Картинка Картинка](https://image.mindbox.ru/draw/OkomXAPRNAUPCQccpKY8vm0L9ZmueYNym5abqk1R.jpg/-/size/1600/webp/1)
Для использования Albato не нужно обладать специальными знаниями. Можно настроить автоматическую интеграцию CRM, аналитики и мессенджеров самостоятельно за 5 минут
Неочевидные способы использования вебхуков
Гибкая настройка вебхуков для работы с любыми системами и форматами данных помогает использовать их для того, чтобы:
Автоматизировать публикации контента в разных каналах коммуникации. После того как маркетолог опубликовал новую статью в блоге компании, вебхук автоматически опубликует ее в социальных сетях.
Реагировать на неочевидные действия клиентов. С помощью вебхуков можно отслеживать действия клиента: открывает ли он письма, переходит ли по ссылкам, оставляет ли товары в корзине. Вебхук может сообщить CRM, что клиент прочитал письмо и ему больше не нужно звонить или отправлять SMS.
Создавать базу ретаргетинга. После подписки клиента на рассылку вебхук может автоматически добавлять его в базу ретаргетинга рекламной кампании.
Отслеживать установки мобильного приложения. После установки мобильного приложения срабатывает вебхук, и в систему программы лояльности отправляется запрос на начисление клиенту приветственных баллов.
Настраивать автоматизацию между системами. Когда статус заказа обновляется в основной CRM, с помощью вебхуков можно передавать информацию об этих изменениях в другие системы, например систему управления лояльностью или логистики.