+38% к выручке от email-канала. Как TopTop обновил всё — от частоты рассылок до дизайна

TopTop — магазин с собственными брендами женской одежды, обуви, аксессуаров и косметики: TOPTOP, TOPTOP Studio, Lera Nena, Lera Nena Unreal, Lera Nena Atelier parfums. Основан в 2015 году
Масштаб бизнеса. 
Интернет-магазин, 6 офлайн-магазинов и 4 партнерских шоурума в разных городах
автор
Алина Андреева
Руководитель направления CRM-маркетинга TopTop
Задача
Увеличить выручку email-каналаСнизить количество отписок
Решение
Очистить базу от невалидных контактовДоработать старые и запустить новые автоматические кампанииОграничить частоту автоматических рассылокОбновить дизайн писем
Результат
+38% к выручке email-канала год к году, при этом число рассылок сократилось вдвое0,13% → 0,11% — число отписок год к году

Срок. 

1 год на аудит, обновление email-канала и достижение результата

ИТ. 

Сайт и CRM-система собственной разработки, кассы на 1С, платформа автоматизации маркетинга Mindbox
В 2021 году в TopTop запустили первые email-рассылки, а через два года они приносили 16% выручки. Вот только доходы от канала вышли на плато, поэтому команда маркетинга стала искать драйверы роста.

В кейсе — пошаговый план перезапуска email-маркетинга. Расскажем, как в TopTop провели аудит, «оздоровили» базу подписчиков, перестроили карту CRM-кампаний, изменили частоту и дизайн рассылок. Спустя год после перезапуска канала выручка от email выросла на 38%, а отправок при этом стало вдвое меньше.

Результаты

  • +38%
    к выручке email-канала
  • 0,13 → 0,11%
    отписки
  • 98,2 → 99,8%
    delivery rate
  • +16 п. п.
    к open rate
  • +1,3 п. п.
    к click rate
  • 0,55 → 0,17%
    bounce rate

Данные за 2024 год в сравнении с 2023. Из Mindbox — доставляемость, open rate, click rate, bounce rate, отписки. Из «Яндекс.Метрики» — выручка. Метод атрибуции — last click

Выручка email-канала после обновления

После аудита и обновления рассылок выросла выручка email-канала. Данные из отчета Mindbox «Эффективность бизнеса и маркетинга», сравнение 2024 и 2023 года

Как изменился email-маркетинг после аудита

До
После
Были настроены три автоматических сценария. Их доля в выручке email-канала — 50%
Переработали старые сценарии, запустили 10 новых. Доля автоматических сценариев в выручке email-канала — 62%
Не было ограничений на отправку писем. Клиент мог получить до пяти рассылок в день, из-за этого отписаться или пожаловаться на спам
Ввели ограничения на отправки: если клиент получил автоматическое письмо за последние 12 часов, рассылки из других цепочек он не получит. Отписки снизились вдвое
В базе было 300 тысяч пользователей, 40% — невалидные и неактивные. Это искажало аналитику рассылок. Кроме того, компания переплачивала за хранение данных
Удалили невалидные и неактивные контакты. Аналитика стала точнее, на 30% снизились расходы на хранение данных в Mindbox
Дизайн писем выглядел устаревшим, верстка некорректно отображалась в темной теме
Исправили ошибки в верстке писем, обновили дизайн

Шаг 1. Очистили базу подписчиков, увеличили процент доставок и снизили отказы

Массовые рассылки отправляли по всей базе, а это 300 тысяч пользователей. Поскольку CTR составлял 0,54%, провели аудит. Оказалось, 40% контактов невалидные или неактивные, то есть больше трех месяцев не открывали письма.
В компании решили удалить подписчиков, которые:
  • подписались на email-рассылку, но оставили невалидный контакт, не подписаны на SMS и вебпуши, не покупали после подписки на рассылку;
  • подписались на рассылки более года назад, но не открыли ни одного письма за год, не подписаны на SMS и вебпуши, за год ни разу не зашли на сайт и ничего не купили;
  • подписались на email-рассылку более трех месяцев назад, но за все это время не открыли ни одного письма, не покупали после подписки на рассылку.
Первые два сегмента удалили сразу, а третий попробовали реактивировать массовыми рассылками об акциях и новинках. За 10 месяцев 5% получателей открыли минимум одно письмо. После этого они попадали в сегмент «открывают email редко». Эти пользователи получают массовые рассылки примерно раз в две недели.
После чистки базы delivery rate вырос с 98,2% до 99,8%, а bounce rate снизился с 0,55% до 0,17%.
Чтобы неактивные контакты не накапливались в базе, добавили двухэтапное подтверждение подписки (DOI) для новичков. Пользователю отправляют DOI-письмо с просьбой подтвердить email. Если он не сделал этого, напоминают через день, затем — через неделю. Тех, кто не подтвердил подписку через неделю после третьего письма, автоматически удаляют из базы.
После того, как пользователь подписался, он получает DOI-письмо с просьбой подтвердить почту. Open rate — 29,6%, click rate — 17,7%
После того, как пользователь подписался, он получает DOI-письмо с просьбой подтвердить почту. Open rate — 29,6%, click rate — 17,7%

Шаг 2. Доработали автоматические кампании и запустили новые

  • 50 → 62%
    доля автоматических сценариев в общей выручке
До аудита в TopTop было три автоматических сценария: welcome-цепочка, «брошенная корзина» и реактивация. После аудита их переработали. Например, в сценарии «брошенная корзина» нашли письма, которые приносили не более пяти покупок в год и создавали лишнюю коммуникационную нагрузку. Прокси-метрики у них тоже были ниже, чем у других в цепочке. Например, open rate — 15% и CTR — 3,5% против open rate 29,5% и CTR 7,1%.
К тому же частоту рассылок не ограничивали: в день клиенту могло прийти до пяти писем из разных цепочек. Из-за этого росли отписки, часть рассылок попадала в спам — портилась репутация домена.
Доработали рассылки, запустили 10 новых сценариев и ввели ограничения на отправку: если за последние 12 часов подписчик получил рассылку, новые письма ему не пришлют. Если сначала он оставил в корзине товары, а затем добавил вещь в избранное, то получит только напоминание о брошенной корзине.
Доля автоматических рассылок в выручке email-канала выросла с 50% до 62%. Отписки снизились с 0,22% до 0,13%. Самые конверсионные сценарии — ниже.

Выручка сценария «просмотренный товар снова в наличии» из отчета за 2024 год

Брошенная корзина

  • +12%
    к среднему чеку пользователей, которые получали письма из сценария
  • 1,13 → 3,5%
    конверсия в заказ из цепочки

Данные за 2024 год в сравнении с 2023-м. Источник — «Яндекс.Метрика». Метод атрибуции — last click

Первым отправляют вебпуш, а через 20 минут — email. Офферы получают три сегмента с разными суммами товаров в корзине, чтобы увеличить средний чек:
  • на корзину от 9 999 рублей — скидка 1500 рублей;
  • на корзину 10 000–14 999 рублей — скидка 10%;
  • на корзину от 15 000 рублей — скидка 15%.
Средняя конверсия в заказ из всех писем в цепочке за год увеличилась с 1,13% до 3,5%
Если за последние сутки не было покупок, а в корзине есть товары, запускается цепочка
Вебпуш о «брошенной корзине». Конверсия в заказ — 0,2%. Метод атрибуции — last click
Вебпуш о «брошенной корзине». Конверсия в заказ — 0,2%. Метод атрибуции — last click

Реактивация для трех сегментов оттока

Три месяца не открывали рассылки и не покупали. Цель этого сценария — как минимум вернуть подписчика к чтению рассылок и таким образом сохранить в базе. Поэтому ему предлагают самый выгодный оффер из возможных — скидку 15% на все товары.
Если клиент открывает одно из трех писем цепочки или оформляет заказ, то переходит в сегмент, который редко открывает email. Такие подписчики получают массовые рассылки не чаще одного раза в две недели. Тех, кто не открыл ни одну рассылку, удаляют из базы через неделю после отправки последнего письма в цепочке.
Сценарий реактивации тех, кто три месяца не открывал рассылки и не покупал. В 2024 году к чтению писем вернули 1,3% сегмента для реактивации
Реактивационное письмо для тех, кто зарегистрировался на сайте три месяца назад, не открывал рассылки и не покупал. Open rate — 1,7%, click rate — 0,2%
Реактивационное письмо для тех, кто зарегистрировался на сайте три месяца назад, не открывал рассылки и не покупал. Open rate — 1,7%, click rate — 0,2%
Не покупали больше четырех месяцев. Срок реактивации связан со средним циклом повторной покупки. В TopTop он составляет около трех месяцев. Обычно к этому времени клиенты возвращаются сами. В компании решили подождать еще 30 дней — за это время «доходят» те, кто делает заказ чуть позже. На четвертом месяце запускают реактивацию.
В письме предлагают две скидки: 10% на покупку от 6 тысяч рублей, 15% — на заказ от 10 тысяч рублей. Конверсия цепочки в заказ — 0,93%.
Реактивационное письмо для тех, кто не покупал больше четырех месяцев. Open rate — 8,9%, click rate — 0,5%, конверсия в заказ — 0,93%. Метод атрибуции — last click
Реактивационное письмо для тех, кто не покупал больше четырех месяцев. Open rate — 8,9%, click rate — 0,5%, конверсия в заказ — 0,93%. Метод атрибуции — last click
Ни разу не купили после подписки, но хотя бы раз открыли письмо. Им отправляют три письма с самой большой скидкой — 15% на новинки.
Письмо для тех, кто ни разу не купил, но хотя бы раз открыл письмо. Open rate — 26,3%, click rate — 1,2%, конверсия в заказ — 0,25%. Метод атрибуции — last click
Письмо для тех, кто ни разу не купил, но хотя бы раз открыл письмо. Open rate — 26,3%, click rate — 1,2%, конверсия в заказ — 0,25%. Метод атрибуции — last click

Товар снова в наличии

Клиент может оформить предзаказ на товар или нужный размер. Как только товар появится в интернет-магазине, сработает каскадный сценарий: сначала придет вебпуш, затем письмо, а тем, кто не открыл рассылки, — еще и SMS. Конверсия цепочки в заказ — 3,2%. Доля в выручке автоматических кампаний — 12,3%.
Письмо «Товар снова в наличии» отправляют после вебпуша. Open rate — 36,6%, click rate — 13,01%, конверсия в заказ — 4,3%. Метод атрибуции — last click
Письмо «Товар снова в наличии» отправляют после вебпуша. Open rate — 36,6%, click rate — 13,01%, конверсия в заказ — 4,3%. Метод атрибуции — last click

Цена на товар снижена

Если пользователь просматривал товар или добавил его в избранное, а цена снизилась минимум на 100 рублей, запускается цепочка «вебпуш и письмо». Сценарий у «просмотренного товара» и «товара в избранном» одинаковый, но конверсия в заказ разная: у первого 1%, у второго — 2,09%. Первый сценарий планируют улучшить.
Сценарий «Снижение цены в избранном». Конверсия в заказ — 2,09%. Метод атрибуции — last click
Open rate — 31%, click rate — 3,7%, конверсия в заказ — 1,2%. Метод атрибуции — last click
Open rate — 31%, click rate — 3,7%, конверсия в заказ — 1,2%. Метод атрибуции — last click

Товар в корзине скоро закончится

Сценарий запускается, если пользователь добавил товар в корзину, а на складе осталось от двух до пяти вещей. Сначала приходит вебпуш, а потом письмо с напоминанием о неоплаченной покупке. Конверсия сценария в заказ — 3,2%.
Open rate — 26,9%, click rate — 2,8%, конверсия в заказ — 1,7%. Метод атрибуции — last click
Open rate — 26,9%, click rate — 2,8%, конверсия в заказ — 1,7%. Метод атрибуции — last click

Шаг 3. Обновили контент и формат массовых рассылок

  • +15,3 п. п.
    к open rate
  • +1,18 п. п.
    к click rate

Данные по массовым рассылкам за 2024 год в сравнении с 2023-м. Источник — Mindbox

После обновления рассылок рубрик стало больше:
  • сезонная распродажа — два-четыре раза каждые четыре месяца;
  • товары из популярных категорий — два-три раза в месяц;
  • новинки, если на сайте хотя бы 10 новых позиций, — три раза в месяц;
  • бестселлеры — раз в месяц;
  • наряды к сезонным праздникам, например на новогодний корпоратив, выпускной, 8 Марта — около четырех раз в год;
  • категории товаров, например летние платья или юбки, верхняя одежда — три раза в месяц;
  • несколько образов с одним предметом, например, чтобы обыграть простую футболку — один-два раза в месяц.
Письма получают все подписчики, кроме сегмента «редко открывают email» и тех, кто покупал в последние семь дней. Первым отправляют только рассылки с акциями, чтобы не спамить. Вторым письма не отправляют — так быстро покупатели не возвращаются.
Рассылка о распродаже приходит активным подписчикам, которые открывали письма в течение последних четырех месяцев, и тем, кто редко открывает письма. Open rate — 45,8%, click rate — 1,9%, конверсия в заказ — 0,79%. Метод атрибуции — last click
Рассылка о распродаже приходит активным подписчикам, которые открывали письма в течение последних четырех месяцев, и тем, кто редко открывает письма. Open rate — 45,8%, click rate — 1,9%, конверсия в заказ — 0,79%. Метод атрибуции — last click
Рассылка к 8 Марта приходит активным подписчикам, которые открывали письма в течение последних четырех месяцев. Open rate — 40,6%, click rate — 1,6%, конверсия в заказ — 1,34%. Метод атрибуции — last click
Рассылка к 8 Марта приходит активным подписчикам, которые открывали письма в течение последних четырех месяцев. Open rate — 40,6%, click rate — 1,6%, конверсия в заказ — 1,34%. Метод атрибуции — last click

Шаг 5. Изменили дизайн писем

Письмо о «брошенном просмотре» после редизайна. Click rate — 8,7%, конверсия в заказ — 0,5%. Метод атрибуции — last click
Письмо о «брошенном просмотре» после редизайна. Click rate — 8,7%, конверсия в заказ — 0,5%. Метод атрибуции — last click
Письмо о «брошенном просмотре» до редизайна. Click rate — 7,1%, конверсия в заказ — 0,3%. Метод атрибуции — last click
Письмо о «брошенном просмотре» до редизайна. Click rate — 7,1%, конверсия в заказ — 0,3%. Метод атрибуции — last click

Планы

P. S. В этой истории мы рассказывали о наших продуктах Рассылки и CDP. Узнайте о них подробнее на его странице или в разговоре с консультантом.