На чем фокусироваться, чтобы растить выручку digital-каналов, как привлекать клиентов в мобильное приложение и строить процессы в команде ― обсудили с руководителями маркетинга брендов Rostic’s, Tanuki и ТОКИО-CITY.
1 июля 2024
Как привлекают клиентов в индустрии общественного питания. Итоги онлайн-конференции Mindbox «Найти и удержать»
На чем фокусироваться, чтобы растить выручку digital-каналов, как привлекать клиентов в мобильное приложение и строить процессы в команде ― обсудили с руководителями маркетинга брендов Rostic’s, Tanuki и ТОКИО-CITY.
Каналы продаж: фокус на приложениях, польза агрегаторов
В индустрии общественного питания главные драйверы роста выручки — открытие новых ресторанов и развитие digital-каналов.
Мы органически растим выручку за счет открытия новых ресторанов.
Еще один источник роста выручки — развитие digital-каналов. К ним мы относим приложение, которое работает на доставку и самовывоз, и киоски в наших ресторанах.
Tanuki тоже открывает новые рестораны — недавно открыли 77-й.
Активно развиваем digital-канал — в нем привлекаем большую долю новых клиентов. В HoReCa мы одни из первых сделали свое мобильное приложение. Сейчас улучшаем и дорабатываем его — и оно тоже приносит нам дополнительную выручку.
Много работаем с существующей базой в залах и в приложении, чтобы растить частоту посещений и средний чек. При этом выручка сильно зависит от сезона. Пики активности приходятся на март и декабрь, когда продаж больше в доставке — на сайте и в приложении. Летом повышается активность гостей в ресторанах и на летних верандах.
Мнения спикеров по поводу агрегаторов разделились, но все так или иначе присутствуют в этом канале и видят в нем пользу.
Считаю, что с агрегаторами надо работать только по одной причине: они повышают узнаваемость бренда. Особенно они помогают, если вы открываетесь в новых локациях.
Для нас агрегаторы — надежные партнеры. Мы очень плотно работаем со многими из них: тестируем совместные акции, активно используем рекламу внутри площадок. Конечно, у продаж через собственный ecom маржинальность выше. Но партнерство с агрегаторами позволяет привлекать новых клиентов и увеличивать базу.
Программа лояльности — способ повышать LTV при растущих затратах
Сейчас в ресторанном бизнесе сильно растут затраты: дорожает не только маркетинг, но и продукты, аренда, оплата труда. В таких условиях особенно важно растить LTV клиента, и спикеры делают ставку на развитие программ лояльности.
В условиях растущих затрат сложно расти по выручке, но мы видим решение в развитии программы лояльности. Она эффективно работает на частоту посещения и возвращаемость гостя в ресторан.
Мы работаем на привлечение и удержание клиентов по трем направлениям:
— программа лояльности — у нас она называется «программой взаимности»;
— партнерство с агрегаторами;
— офферы в виде промокодов на дни рождения клиента и праздники.
У нас достаточно молодая программа лояльности — ей чуть больше года. С ее помощью стараемся не только привлекать аудиторию бонусами, но и создавать комьюнити для тех, кто любит нашу еду. У нас балльная программа лояльности с уровневой системой — это работает на частоту посещения. Много сегментируем базу, чтобы делать гостям персональные предложения. Перед внедрением все акции обязательно тестируем: в течение года мы провели порядка трехсот АВ-тестов.
Мобильное приложение: привлечение клиентов из офлайна, мобильные пуши
Программа лояльности тесно связана с мобильным приложением: их активно развивают все три бренда. Спикеры поделились кейсами и лайфхаками для привлечения клиентов в мобильное приложение.
Доля мобильных приложений в общих продажах продолжает расти. Привлекаем клиентов в приложение с помощью акций, которые действуют только там. Периодически рассказываем гостям ресторанов о преимуществах покупки в приложении и мотивируем его установить.
Перед Новым годом мы запустили игровую механику: сделали Telegram-бот, который в обмен на номер телефона и подписку на наш канал в Telegram выдавал промокод. Промокод можно было использовать в ресторане или доставке: бот предлагал посмотреть список ресторанов с адресами или скачать приложение.
Главное условие — подписка на наш Telegram-канал, который мы активно развиваем. Участвовать можно было неограниченное количество раз: первый подарок ― промокод выдавался за контакт, остальные подарки ― за каждый заказ в период акции. Можно было выиграть айфон и другие ценные призы. Мы получили хороший отклик: была большая конверсия в подписку и заказы, заметно выросло количество пользователей приложения и подписчиков в Telegram-канале.
Чтобы привлечь людей в приложение, запускаем акции, которые действуют только в нем.
Много идей для привлечения клиентов можно почерпнуть, наблюдая за работой официантов. Никто лучше их не знает, как делать интересные офферы клиентам. Поэтому мы ходим «в поля» и смотрим, как они работают, даже записываем за ними отдельные фразы и интегрируем эту информацию в свою работу.
Еще одно преимущество мобильных приложений — возможность коммуницировать через пуши. Этот канал в последнее время набирает популярность. Но, по мнению спикеров, он не сможет полностью заменить привычный email-канал:
- у пуша другие функции и возможности — меньшее количество знаков, нельзя использовать иллюстрации, как в письме;
- доля клиентов, подписанных на мобильные пуши, составляет только половину всей аудитории и нередко не пересекается с долей подписчиков на email.
Процессы и команда: сложности найма и мотивация
Спикеры поговорили о том, как создают команды, с какими сложностями найма сталкиваются и как выстраивают внутренние процессы.
Бизнес растет, и мы испытываем потребность в специалистах. Найти хорошего сейчас очень сложно, уже около года не можем найти CRM-маркетолога. Соискатели приходят на собеседования, но пока никто не подошел — обходимся услугами подрядчиков.
Тоже периодически испытываем потребность в людях, потому что постоянно расширяемся. Определенные вещи отдаем на аутсорс — в основном это касается аналитики, потому что у нас большие объемы данных.
Я счастливый директор по маркетингу, потому что у меня сложившаяся команда, с которой мы работаем давно, и у нас очень низкий отток сотрудников. Поэтому мы почти все делаем инхаус, редко прибегаем к аутсорсу.
Залог успеха здесь вижу в трех вещах:
— мотивировать на результат — мы отмечаем все наши хорошие показатели;
— рефлексировать по поводу неудач — они случаются, но надо извлечь из них пользу;
— выстраивать процессы — знать и понимать суперсилу каждого сотрудника.