Как и зачем чистить клиентскую базу. Опыт Mi-Shop, «Бигам», «ЯКласса» и «Первого Мебельного»

«Бигам» экономит от 6% до 10% стоимости подписки на CDP в месяц. «ЯКласс» сохраняет точность аналитики при базе в 14 миллионов контактов. Все это благодаря тому, что поддерживают чистоту клиентской базы.
Вместе с экспертами из Mi-Shop, «Бигам», «ЯКласса» и «Первого Мебельного» разберемся:

Зачем чистить клиентскую базу

Экономия. Стоимость CDP и сервисов для рассылок обычно зависит от размера клиентской базы. Неактивные клиенты увеличивают расходы, но не приносят выручки.
  • до 10%
    от стоимости подписки на Mindbox в месяц экономит «Бигам»
В «Бигам» еженедельно удаляют 10–15 тысяч неактивных клиентов. При этом размер базы сохраняется в пределах 300 тысяч. Это помогает экономить на подписке на платформу автоматизации маркетинга Mindbox 6–10% в месяц.
Платформы клиентских данных хранят не только контакты клиентов, но и их действия: историю посещений, поиска, покупок. Эти данные нужны, например, чтобы настраивать триггерные рассылки. Количество записей тоже влияет на стоимость подписки, поэтому обычно ими можно управлять: сохранять только определенные действия или изменять срок хранения.
В «ЯКлассе» основная графа расходов — хранение действий. Из-за специфики бизнеса в базе может быть записано до тысячи действий одного пользователя в неделю.
Чтобы снизить расходы, «ЯКласс» уменьшает срок хранения действий. Сначала сократили с 90 до 30 дней — сэкономили 20% бюджета на подписку. Далее срок снизили до 14 дней — сэкономили еще 20%.
Несмотря на то что клиентские действия хранятся две недели, в «ЯКлассе» научились присылать триггерные рассылки по более давним событиям. Для этого они используют данные о рассылках.
Честная аналитика. Когда часть базы «мертвая», аналитика не отражает реальность и на ее основе сложно принимать правильные решения.

Какие контакты удалять из клиентской базы

Обычно при чистке базы учитывают историю покупок и взаимодействий с рассылками.
В Mi-Shop из базы удаляют клиентов, которые полгода не делали заказов и не читали рассылку.
«Бигам» взаимодействует с клиентами в разных каналах: email, мобильных пушах, веб-пушах. Если с клиентом нельзя связаться ни в одном канале, его удаляют из базы.
В «ЯКлассе» тоже удаляют из базы клиентов, с которыми не могут связаться, но также добавляют к ним нецелевых пользователей.
В «Первом Мебельном» два критерия удаления контактов. Первый рассчитан на новичков, которые не оставили email и не реагируют на пуши.
Второй фильтр рассчитан на удаление неактивных клиентов, которые оставили email, но в течение 180 дней не открыли ни одного письма.

Как чистить базу: автоматически или вручную

Обычно компании используют автоматическое удаление неактивных клиентов. Это удобно: достаточно один раз настроить — и неактивные контакты удаляются по мере появления.
В Mi-Shop настроили автоматическое удаление, чтобы поддерживать чистоту базы, в которой 433 тысячи клиентов. Каждый месяц удаляют от 2 до 6 тысяч контактов, но иногда происходят скачки. Например, в первый месяц начала чистки, в сентябре 2022 года, из базы удалили все неактивные контакты, которые копились годами — это 45,7 тысячи клиентов. В декабре произошел новый скачок — удалили 44,9 тысячи контактов. В Mi-Shop предполагают, что это связано с партнерским кросс-промо, который прошел за полгода до этого и привел много нецелевых клиентов.
Количество аккаунтов, удаленных из базы Mi-Shop, 2022 год
Автоматическое удаление — не единственный способ очистки базы. Например, в «Бигаме» базу чистят в полуручном режиме.
У таких «ручных» действий в Mindbox есть особенность: данные удаляются не только из базы, но и из отчетов. Это может мешать при анализе: например, если потребуется проследить динамику рассылок за год, сводный отчет не будет соответствовать реальности. С автоудалением такой проблемы нет: клиент или действия удалятся только из базы, в отчетах останутся данные.

Как реактивировать клиентов

Перед тем как удалять контакты из базы, полезно провести реактивацию: отправить письмо со скидкой или подарком, предложить выбрать тематику рассылки. Это помогает сохранить больше контактов: неактивные клиенты после письма с выгодным предложением могут начать снова читать рассылки или совершать покупки.
В Mi-Shop работают четыре цепочки реактивации и только одна из них заканчивается удалением.
Реактивационная цепочка Mi-Shop
В цепочку, которая заканчивается удалением, попадают пользователи, которые полгода не совершают покупок и не открывают письма. Она состоит из двух писем: первое с просьбой вернуться к покупкам и описанием новых продуктов, второе с промокодом и предупреждением, что письма больше не будут приходить. Если пользователь открывает одно из этих писем, он попадает в сегмент тех, кто не покупает, но открывает письма. Если же реакции нет, пользователь удаляется из базы.
Mi-Shop отправляет реактивационные письма раз в 14 дней. Также у пользователя есть две недели, чтобы прочитать последнее письмо реактивации — после он удаляется из базы.
В «Бигам» разработали два сценария реактивации.
Первый направлен на пользователей, которые периодически открывают письма, но ничего не покупают. Таким клиентам приходит письмо с предложением выбрать сегмент товаров, на который магазин начислит бонусы. Если пользователь читает письмо, но никак не реагирует, он попадает в сегмент оттока.
Во вторую цепочку попадают пользователи, которые не покупают и не открывают письма. Им предлагают выбрать не только категорию товаров, но и тематику рассылок. Если пользователь выбирает тематику, он будет получать письма реже. Если реакции нет, контакт удаляется.
Реактивационная цепочка «Бигам»
В «Первом Мебельном» есть реактивационная цепочка для тех пользователей, которые 180 дней не читают рассылку и не совершают покупки. Цепочка состоит из двух писем, их отправляют с перерывом в 7 дней.
Реактивационная цепочка «Первого Мебельного»
Картинка
Реактивационное письмо «Первого Мебельного» для клиентов, которые в течение 180 дней не совершали покупок и не читали рассылку
Картинка
Реактивационное письмо для клиентов, которые не реагируют на первое письмо реактивации

Зачем хранить удаленные из базы контакты

Чаще всего контакты удаляют только из CDP и продолжают хранить в мастер-базах. Причин обычно несколько.
Возможное возвращение клиента. В «Первом Мебельном», «Бигам» и «ЯКлассе» настроено взаимодействие между базами: как только удаленный клиент совершает триггерное действие, его контакт возвращается из мастер-базы в CDP. Триггером может быть покупка или добавление email в личном кабинете.
В «ЯКлассе» контакт передается обратно в Mindbox, как только пользователь регистрируется или совершает действие на сайте.
Сохранение клиента в программе лояльности. Пока у клиента есть бонусный счет с неиспользованными баллами, удалить его данные нельзя, ведь клиент может вернуться и воспользоваться своей картой. В таких условиях работает «Бигам». Чтобы уменьшить расходы на хранение контактов неактивных клиентов, их удаляют из базы Mindbox, но сохраняют в мастер-базе.
Реактивация. Периодически «Бигам» реактивирует клиентов, которые больше года не совершали покупок и давно удалены из базы Mindbox: им начисляют баллы на бонусную карту и сообщают об этом в SMS. Такая рассылка позволяет вернуть 1,7% клиентов из оттока.
Картинка
Такое SMS «Бигам» может прислать клиенту, которого удалили из базы год назад

Шпаргалка: как компании поддерживают чистоту базы и возвращают клиентов из оттока

  1. Проводят RFM-анализ и выясняют, в какой момент клиенты перестают возвращаться. Формулируют признаки неактивного клиента, который не приносит бизнесу пользу.
  2. Готовят предложение, которое поможет вернуть неактивных клиентов. Это могут быть скидки, бонусы или возможность управлять рассылкой.
  3. Запускают реактивационную рассылку.
  4. Настраивают фильтры, чтобы удалять клиентов, которых не удается реактивировать.
  5. Сохраняют удаленные из CDP контакты в мастер-базе и возвращаются к ним раз в полгода-год, чтобы сообщить о больших скидках или новинках.
  6. Настраивают взаимодействие между мастер-базой контактов и активной клиентской базой в CDP, чтобы удаленные клиенты возвращались после триггерных событий.
P. S. В этой истории мы рассказывали о наших продуктах Рассылки и CDP. Узнайте о продуктах подробнее на их страницах или в разговоре с консультантом.