10 трендов интернет-маркетинга в 2024-м: новые старые методы продаж

10 трендов интернет-маркетинга в 2024-м: новые старые методы продаж

Кажется, что в интернет-маркетинге уже нельзя изобрести ничего нового. Это не так. Тренды интернет-маркетинга прошлых лет постоянно развиваются, помогая компаниям экономить ресурсы. Например, чат-боты на основе искусственного интеллекта могут освободить сотрудников отдела продаж от рутинных задач, чтобы компания сэкономила на ФОТ.
Эксперты из «Нетологии» и «Купибилет» поделились своими прогнозами развития маркетинга в 2024 году. 

1. Соцсети станут еще популярнее

Согласно исследованию Brand Analytics, в России 63 миллиона активных пользователей соцсетей. Сегодня соцсети — это уже не просто мессенджеры, а полноценные инструменты цифрового маркетинга. По данным Retail Assist, 67% пользователей ищут в TikTok новые бренды, а 63% — выбирают рестораны.
Подписчики в соцсети — это потенциальные покупатели, поэтому компаниям стоит вкладывать бюджет в развитие своих аккаунтов. Сложность в том, что с каждым годом таких аккаунтов все больше, поэтому делать уникальный контент становится сложнее. Большинство постов и страниц разных компаний похожи друг на друга. Например, к Новому году все предлагают праздничные скидки и подборки новогодних подарков из ассортимента. 
Кроме того, в работе с соцсетями компаниям полезно учитывать «клиповость» мышления, которая постоянно меняется. Если раньше бренд должен был успеть донести клиенту важную информацию за минуту, потом за 30 секунд, то теперь это время сократилось до шести секунд. Если эта тенденция сохранится, то придется учиться создавать суперкороткий контент, в который нужно заложить все самое важное о своем продукте. 

2. Видеоформаты останутся в тренде интернет-маркетинга

Согласно исследованию Wyzowl, 88% пользователей принимают решение о покупке после просмотра видео о товаре. Видео мотивирует на покупки лучше текста или картинок, потому что демонстрирует товар с разных сторон. Так человеку проще понять, как пользоваться товаром и нужен ли он на самом деле.
В индустрии услуг, например онлайн-образовании, видео тоже работает лучше текстов. «Нетология» попробовала использовать видеовиджеты, чтобы улучшить конверсию в запись на бесплатные вебинары. Компания предположила, что короткие видеоролики с рассказом о пользе вебинаров повысят интерес студентов к обучению. Гипотеза оправдалась, click rate видеовиджета на лендинге платного курса — 19,95%, конверсия в заявку — 4,07%.
Видеовиджет на сайте «Нетологии» рассказывает о вебинаре, привлекая внимание будущих студентов 
В следующем году, скорее всего, будут по-прежнему популярны такие видеоформаты, как развлекательные или обучающие ролики, прямые эфиры, стримы, распаковки продуктов и даже взгляд на закулисную жизнь компании.
Среди новых форматов могут появиться интерактивные видео, созданные с помощью нейросетей. К примеру, видео будет генерироваться по запросу. Клиент может смотреть обучающий ролик, потом поставить его на паузу и задать вопрос в комментариях. Нейросеть сгенерирует ответ на этот вопрос и встроит его в текущее видео. Это может быть похоже на игру-квест, в которой сценарий зависит от выбора героя: клиент вводит команды, и сюжет игры меняется. Только в таких играх точки выбора определены заранее, а в интерактивных видео они могут быть любыми.  

3. Аудиоформаты станут популярнее 

Подкасты становятся популярным форматом, потому что их можно слушать в любое время, даже не особо концентрируясь. Слушая подкаст фоном, потенциальный клиент может услышать название бренда и запомнить его на будущее, когда появится необходимость покупки.

4. Персонализация станет более точечной

Акцент на персонализацию будет трендом в маркетинге, потому что покупатели уже ждут от компаний только персонализированных предложений. Массовые рассылки отправляют в спам, а вот интересный контент, полученный в правильное время, приводит к покупкам.
Если у компании собрано достаточно данных по клиентам, то механика персонализации может стать проще. На помощь маркетологам приходят ML-алгоритмы и ИИ, которые строят индивидуальные схемы коммуникации с каждым клиентом. ML-алгоритмы рекомендаций подбирают для клиентов товары, которые, скорее всего, их заинтересуют. Они делают это на основе действий: истории просмотров, покупок и даже профилей похожих клиентов. 

5. Голосовому поиску понадобится SEO-оптимизация

Голосовые помощники могут стать популярнее, потому что помогают быстрее находить информацию в интернете. В связи с этим интернет-маркетологам стоит адаптировать свои стратегии SEO под разговорные запросы вроде «Какие продукты нужно купить для приготовления пасты «Карбонара» вместо «рецепт «Карбонара».

6. Мессенджеры расширят свои возможности 

Мессенджеры остануться важными инструментами цифрового маркетинга. Их будут активно использовать для поддержки клиентов, продаж, автоматизации бизнес-процессов и продвижения продуктов компании. Аудитория мессенджеров огромна, а многие их функции бесплатны — это оставит их в топе инструментов интернет-маркетинга.
Кроме того, рекламные кабинеты уже позволяют запускать рекламу в мессенджерах. Через «Яндекс Директ» уже можно настраивать рекламу в Telegram. Получается, в рамках одного рекламного кабинета уже можно настроить и контекстную рекламу, и рекламу в мессенджере. Это удобно.

7. Чат-боты обогатят искусственным интеллектом

Чат-боты, как важные инструменты цифрового маркетинга будут развиваться в разных форматах: как с шаблонными ответами, так и с интерактивным контентом на базе ИИ.
«Нетология» готовит интерактивные чат-боты в преддверии Нового года, чтобы рассказать клиентам о том, как программирование применяется в разных сферах. Интерактивный бот — это игровая механика, в которой клиент сам выбирает интересную ему тему. Несмотря на то что ответы заранее заготовлены, клиент вовлекается в игру, нажимая на кнопки. Такую механику выбрали, потому что в праздники никто не покупает курсы, зато люди с удовольствием играют в игры. 
Картинка
Картинка
Интерактивный чат-бот «Нетологии» погружает в новогоднюю квест-игру, не продавая курсы   
В «Купибилет» интерактивный бот работает постоянно, чтобы вовлекать потенциальных клиентов в коммуникацию с брендом. В нем можно поиграть, почитать гайды для путешественников, подобрать билеты со скидкой, получить ответы на вопросы и многое другое. 
Картинка
Картинка
В боте «Купибилет» человек сам выбирает категорию, которая ему интересна 
При выборе категории «Полезное» открывается список гайдов
Чат-боты с искусственным интеллектом — это способ проводить индивидуальные консультации, как это делают менеджеры по продажам. Бот вместо человека общается с клиентом, выявляет потребности, обрабатывает возражения и продает нужный продукт. Только у менеджера по продажам есть установка на то, какие продукты ему выгоднее продать, а машина бесстрастна. Ее можно настроить так, что она будет продавать исключительно то, что подходит клиенту.  

8. Геймификация и интерактивный контент останутся в тренде

Маркетинговые игры, викторины и опросы останутся трендом в 2024 году, потому что вовлекают людей в коммуникацию. Согласно информации аудиторской компании Deloitte, геймификация увеличивает вовлеченность клиентов в коммуникацию с брендом до 40%.
«Сбер Еаптека» запустила промоигру для привлечения новых клиентов, в которой предложила заглянуть в будущее. По условиям игры «Таро», клиент должен был выбрать три карты, чтобы получить предсказание и рекомендацию с намеком на товары из аптеки. Например, «избегайте головной боли» или «ваш организм должен быть полон энергии». ‍После гадания игрок попадал на страницу, где ему советовали верить науке, а не предсказаниям, и вручали промокод на скидку. ‍По данным Gamification Now, игру прошли более 60 тысяч раз, а промокодом из нее воспользовались почти 7 тысяч раз.
Картинка
Картинка
Для начала игры «Таро» надо выбрать три карты
В каждой карте — совет и рекомендация, а конце игры — промокод на покупки
Интерактивные видео можно делать в виде 3D-туров, где пользователь может перемещаться по виртуальному пространству в любом направлении. Такие видео могут быть полезны агентствам недвижимости, застройщикам, ресторанам и отелям для привлечения клиентов. 
Агентство недвижимости «Циан» предлагает 3D-туры по квартирам. Клиенты могут рассмотреть планировки, представить, какая мебель подойдет, и даже оценить вид из окна  
Картинка
В календаре «Купибилет» каждый день открывалась новая карточка с заданием или призом. Клиенты вовлекались в игру, чтобы разгадать шифр и участвовать в розыгрыше 

9. Расширенная (AR) и виртуальная реальность (VR) будут развиваться

Согласно исследованию Snapchat, применение AR увеличивает конверсию в продажу на 94%. Такие технологии не просто создают геймификацию, но и помогают клиентам попасть в виртуальный мир не выходя из дома. В нем они могут примерить виртуальную одежду, расставить мебель в комнате или путешествовать в онлайн-туре по курорту. 56% покупателей согласились с тем, что взаимодействие с товаром с помощью дополненной реальности дает им бо́льшую уверенность в его качестве. 
Дополненная реальность на сайте и в приложении может стать трендом интернет-маркетинга в 2024 году. К примеру, гипермаркет мебели «Столплит» использует ее в приложении, предлагая расставить мебель из каталога в своем интерьере с помощью камеры смартфона.
Картинка
С помощью мобильного приложения мебель из каталога «Столплит» можно разместить в комнате в натуральную величину: поворачивать, перемещать и рассматривать с разных ракурсов, чтобы понять, подходит ли она
Компания Walmart использует алгоритмы искусственного интеллекта, чтобы покупательницы примеряли одежду в виртуальной примерочной. Для этого клиентке нужно загрузить фото или выбрать в приложении модель, наиболее похожую на нее по росту, фигуре и тону кожи. Приложение с ИИ мгновенно покажет, как клиентка будет выглядеть в выбранном наряде.

10. Инструменты машинного обучения будут востребованы 

Инструменты машинного обучения помогают компаниям делать персонализацию действительно индивидуальной, подбирая предложения под конкретного клиента. 
ML-алгоритмы уже умеют анализировать поведение покупателей, чтобы предлагать им нужные товары в подходящее время. Например, за пару недель до того, как у кошки закончится корм, ее хозяин получает email с предложением заказать новую пачку и игрушку для кошки — это работа разных ML-алгоритмов. Один алгоритм проанализировал частоту покупок и отправил хозяину письмо в нужное время, а другой алгоритм вывел в письме товары для кошек: корм и игрушку. 
В будущем сами алгоритмы, скорее всего, не изменятся, но будут проще внедряться в разные индустрии. Если раньше разработка алгоритмов казалась неоправданно дорогой, то сегодня на рынке появляется больше готовых решений, которые можно внедрить быстро и дешево. Например, Mindbox предлагает три готовых варианта ML-алгоритмов: лучшее время отправки, next best action и продуктовые рекомендации.
Программы на основе искусственного интеллекта вроде ChatGPT могут создавать текстовый и графический контент, экономя время сотрудников. Итоговые тексты, созданные ИИ, еще нуждаются в доработках, а вот проверку орфографии и расшифровку интервью уже можно доверить машине. 

Советы экспертов на 2024 год 

Не гнаться за тенденциями интернет-маркетинга, а использовать то, что работает у компании. Нельзя однозначно сказать, что в 2024 году в тренде интернет-маркетинга будут только видео или подкасты, а все остальное исчезнет. Тексты останутся, потому что есть материалы, которые просто нельзя понять на слух, вроде грамматики древнерусского языка. Если компании не подходят аудиоформаты, лучше сосредоточить усилия на других методах продаж.
Создавать контент, который соотносится с брендом. Компании могут использовать одинаковый конструктор сайта или чат-бота, но транслировать ценности бренда через него по-разному.