«Связной» тестирует гипотезы на брошенных механиках: акционные баннеры в рассылках, сегментация клиентов по просмотру корзины и аналитические оценки рекомендаций

Связной — крупнейшая в России розничная сеть техники, миссия которой — стать проводником в мир технологий для самой широкой аудитории. Основана в 1995 году. Оборот — 158,4 млрд рублей в 2017 году

Автор
Дмитрий Кружилин,
начальник отдела интернет-маркетинга «Связного»
Задача
Повысить конверсию и, как следствие, выручку с триггерных рассылок по брошенным корзинам и просмотрам
Решение
Глубже персонализировать рекомендации в триггерных рассылках с помощью:
— акционных баннеров,
— сегментации аудитории по просмотру корзины,
— дополнительных аналитических оценок рекомендаций
Результат
На 24% выше конверсия и на 96% выше выручка от email с акционными баннерами
Три года назад «Связной» запустил первые триггерные цепочки на базе CDP, а теперь совершенствует их и тестирует новые механики. В результате магазин первым среди клиентов Mindbox запустил акционные баннеры в email на основе товарных рекомендаций; выявил новый этап воронки продаж по брошенным корзинам и способ работы с менее активной аудиторией; внедрил аналитические оценки (скоры) товаров в базовые товарные рекомендации в email. Читайте в этой истории:
— как адресно вовлекать клиентов в акции и запускать их за час с помощью автоматизации;
— какие механики сложнее скопировать конкурентам и почему акционные баннеры на базе товарных рекомендаций лучше прямой скидки;
— зачем смотреть на переходы в корзину, если уже запущены триггерные рассылки по брошенным просмотрам и корзинам;
— как учитывать маржинальность и спрос в товарных рекомендациях.

Баннеры с акционными рекомендациями

Известная практика, когда в триггерных цепочках по брошенным товарам появляются рекомендации. Алгоритмы машинного обучения генерируют их на основе действий клиента. «Связной» пошел еще дальше и использовал новую механику — обогатил стандартные рекомендации акциями к подобранным товарам.
Если клиент положил товар в корзину и ушел с сайта, ему придет email с напоминанием о брошенных товарах и рекомендации к ним. Если эти товары участвуют в акциях, в письмо подтянутся баннеры с акционным предложением. Например, скидка на аксессуары при покупке iPhone.
Баннер персонализированный, а значит, подставляется по конкретному товару и конкретной корзине. При этом баннеров может быть несколько — в зависимости от числа акционных товаров.
В результате акционные рекомендации не только повышают конверсию, но и позволяют лучше персонализировать коммуникации и избежать спама. Если раньше промоакции «Связного» рассылались всем в массовых рассылках, то теперь клиент получает персонализированное предложение, которое стимулирует его завершить уже начатую покупку.
Акционный баннер
Акционный баннер в триггерной рассылке по брошенной корзине
Акционный баннер
Акционный баннер в триггерной рассылке по брошенному просмотру

Результаты внедрения акционных баннеров в рекомендации

Результаты рассылки с акционными баннерами к товарным рекомендациям по сравнению с рассылкой без таких баннеров, по данным «Связного»:
  • +24%
    к конверсии
  • +96%
    к выручке
  • +44%
    к среднему чеку
  • +36%
    к количеству заказов
Рост конверсии указан в процентах, а не в процентных пунктах, потому что рост в процентных пунктах может показаться незначительным, хотя в рамках метрик «Связного» это ощутимый прирост

Как работают акционные баннеры

Каждой акции и товару присвоен ID, которые связаны друг с другом. Как только генерируются рекомендации с предложением конкретного ID, создается подборка акций. Если для одного товара (ID) задано несколько акций, то они ранжируются в зависимости от приоритета, который устанавливает магазин. «Связной» передает в фиде к товарам акционную информацию, которую Mindbox автоматически подставляет к рекомендациям.
По каждой из акций «Связной» передает в Mindbox три параметра
По каждой из акций «Связной» передает в Mindbox три параметра: изображение, текст и ссылку
Чтобы измерить эффективность баннеров, проставляем UTM-метки в письма с акциями. В системе аналитики можно сравнить конверсию в заказы из писем с баннерами и без них.
В письма с акционными баннерами проставляем UTM-метки
В письма с акционными баннерами проставляем UTM-метки, чтобы измерять конверсию в заказы

Как автоматизация баннеров позволяет запускать акции за час

До внедрения динамического блока с акциями «Связной» пытался выстроить похожую персонализацию на базе триггерных рассылок — каждую акцию выводили в отдельный триггер. Но это вело к тому, что триггеры с разным содержанием копились и требовали много ручного труда.
Акций много, и большинство из них краткосрочные. Чтобы запустить отдельный триггер с акцией, необходимо было выделить его из основного, перенастроить сегмент, чтобы исключить задвоение триггера, добавить акционный баннер в новое письмо и нацелить его только на участников акции. В неделю на это уходило до 8–12 часов. Такой подход еще и усложнял анализ, потому что один и тот же триггер был размножен на несколько более мелких и различался только наличием баннера.
С автоматическими акционными рекомендациями отпала необходимость создавать триггеры для акций. Кроме того, стали отправлять меньше промосообщений, чтобы не спамить клиентов.
Акционные баннеры автоматизировали в два этапа:
  1. Единый фид на все товары и акции. Первый запуск сделали с помощью одного фида, в который добавляли поля к каждому товару и передавали в Mindbox. Идею протестировали в течение 2–3 недель на некоторых товарах и столкнулись с технической проблемой — если клиент посмотрел товары, которые участвуют в одной и той же акции, то он видел два блока с одинаковым содержанием. Чтобы решить проблему, можно было ограничиться показом одного блока каждому клиенту, но так не получилось бы выводить сразу несколько разных предложений:
Картинка
  1. Отдельный фид для акций и товаров. На втором этапе решили использовать акцию как объект в отдельном фиде и синхронизировать его с товарами посредством рекомендаций внутри Mindbox. Сейчас настраиваем такой функционал. Фактически акции стали рекомендациями к товару. Это поможет решить проблемы, с которыми мы столкнулись в первой реализации.
Картинка
Когда завершится полная автоматизация, масштабируем процесс на все товары и акции «Связного». Ожидаем, что получим основные результаты по механике, когда каждая акция сможет участвовать в продвижении.

Почему акционные баннеры лучше прямой скидки

Разделение рекомендаций в брошенных корзинах в зависимости от посещения страницы корзины

Большинство магазинов рассматривают брошенные корзины как одну сущность, которая предполагает добавление товара в корзину. И почти никто не учитывает следующий шаг — переход в корзину — как конечное действие в воронке.
С помощью UTM-меток в Mindbox и Google Analytics выяснили, что клиенты, которые перешли в корзину, конвертируются в покупателей намного лучше, чем те, кто не ушел дальше карточки товара. По данным «Связного»:
  • +65%
    к конверсии
  • +617%
    к выручке
  • +12%
    к среднему чеку
  • +540%
    к количеству заказов
Рост конверсии указан в процентах, а не в процентных пунктах, потому что рост в процентных пунктах может показаться незначительным, хотя в рамках метрик «Связного» это ощутимый прирост
На основе этих данных разделили коммуникацию на два сегмента клиентов, но прежде провели тестирование.

Как тестировали гипотезу о разных подходах к клиентам с брошенной корзиной

Появилась гипотеза, что не дошедшие до корзины клиенты положили товар случайно или хотели сохранить его на будущее. Чтобы проверить гипотезу и выяснить, как взаимодействовать с такой аудиторией, провели два теста:
  1. Рекомендации по товару. В первом тесте рассылку по брошенной корзине разделили на две категории: тем, кто посещал страницу корзины, отправляли email только с напоминанием о добавленных товарах, а тем, кто не посещал корзину, — еще и рекомендации к выбранным товарам. Однако после двухнедельного теста увидели, что конверсия и поведение клиентов почти не изменились.
Картинка
  1. Рекомендации по клиенту. Во втором тесте поменяли рекомендации к товару на рекомендации к пользователю. Это значит, что рекомендации стали учитывать весь опыт клиента на сайте и его оптимальный путь к конверсии на основе графового анализа, а не только те товары, которые он положил в корзину. В этом случае конверсия почти приблизилась к обычной брошенной корзине. Соответственно, гипотеза подтвердилась: или это был случайный клик, или пользователь явно не интересовался именно выбранным или похожим на него товаром.

Картинка
Напоминание о добавленных товарах
Рекомендации к выбранным товарам
Пользователи, которые посещали страницу корзины, получали email только с напоминанием о добавленных товарах, а те, кто не посещал корзину, — еще и рекомендации к выбранным товарам
По результатам теста сделали выводы, как взаимодействовать с аудиторией, которая проявляет меньший интерес к добавленным в корзину товарам:
  1. Строить рекомендации на основе пользовательского опыта, а не только на выбранных товарах.
  2. Настраивать меньше напоминаний, чтобы снизить число отписок.
  3. Стимулировать к покупке выбранных товаров с помощью дополнительных промоакций.

Товарные рекомендации со скорами

Скор (score) — оценка на основе аналитических данных об объекте или явлении

Чтобы товарные рекомендации к брошенным корзинам работали эффективно не только с точки зрения интереса для клиента, но и выгоды для бизнеса, «Связной» дополнил стандартный модуль рекомендаций Mindbox своими скорами (scores) к товарам.
Магазин использует скоры во всех каналах с товарным подходом к продвижению. В них аналитики закладывают множество параметров в зависимости от региона, например соотношение маржи, все расходы на продвижение товара во всех каналах, общую конверсионность и данные по наличию.
Чтобы оценить эффективность рекомендаций со скорами, запустили AB-тест. В одном варианте теста отправляем обычные рекомендации к товарам, а во втором — товарные рекомендации подставляются с учетом скоров от 1 до 10.
Тест еще не завершился, но, по предварительным данным, click rate варианта со скорами выше на 0,2% с достоверностью 95%, по данным платформы Mindbox. Также на 14% увеличилась маржинальность в рамках варианта со скорами, а индуцированные (будущие) расходы снизились на 4%, по данным «Связного».
Вариант email c учетом скоров Связного и рекомендаций к товару Mindbox
Вариант email c учетом скоров Связного и рекомендаций к товару Mindbox
Вариант email cо стандартными рекомендациями к товару
Вариант email cо стандартными рекомендациями к товару

Следующие шаги

  1. Полная автоматизация акционных баннеров, чтобы распространить их на все товары «Связного».
  2. Оценка финальных результатов AB-теста со скорами в рекомендациях и масштабирование механики в случае успеха.
P. S. В этой истории мы рассказывали о нашем продукте «Рассылки». Узнайте подробности на его страницах или в разговоре с консультантом.