Раньше у Foodband только 20% клиентов возвращались через месяц после первого заказа.
Foodband возвращает до 34% новых клиентов с помощью автоматического сценария
                        
                            Задача
                        
                        
                
                                    
                            Увеличить с 28% до 35% долю новых клиентов, сделавших повторный заказ в течение трех месяцев после первого
                        
                    
                                                    
                                Решение
                            
                            
                    
                                Провели опрос клиентов, которые не сделали повторный заказ через 30 днейПровели RFM-анализ клиентовЗапустили для новых клиентов автоматические коммуникации с мобильными пушами, email и SMS
                            
                                            
                                                    
                                Результат
                            
                            
                                
                                            
                
                                    
                                28% → 34% доля новых клиентов, сделавших повторный заказ в течение трех месяцев после первого
                            
                        
                                                    Срок.
                                    3 месяца
                                
                            ИТ.
                                Сайт, «1C-Битрикс», платформа автоматизации маркетинга
                            
                                            
                        
                            Фишка
                        
                        
                            
                            Письмо-напоминание, которое без скидок приносит 9% к заказам и 10% к обороту
                        
                    22 июня 2022
            
            Меня зовут Даниил Хохлов, я руковожу отделом маркетинга Foodband и расскажу о том, как мы возвращаем новых клиентов с помощью автоматических рассылок.
        
    
            Раньше в течение трех месяцев после первого заказа к нам возвращалось только 28% клиентов. Когда попробовали узнать почему, оказалось, что многие просто забыли о бренде. Чтобы возвращать таких клиентов, настроили цепочку коммуникаций с мобильными пушами, email и SMS — теперь 34% новых клиентов делают повторный заказ в течение трех месяцев.
        
    Результаты
- 
                28 % → 34 %доля новых клиентов, сделавших повторный заказ в течение трех месяцев после первого
            Мы уверенно можем сказать, что именно автоматические коммуникации увеличили долю возврата новых клиентов. Чтобы это подтвердить, достаточно сопоставить два графика ниже.
        
    Динамика возврата новых клиентов: 7 дней после заказа
 
            
            На графике отражено количество клиентов, которые сделали повторный заказ в первые семь дней после первого. Кривые за 2020 и 2021 годы выглядят почти одинаково.
        
    Динамика возврата новых клиентов: 90 дней после заказа
 
            
            На этом графике — количество клиентов, которые вернулись в течение 90 дней. Здесь доля возврата в 2021 году намного выше, чем в 2020-м.
        
    
            Разница объясняется тем, что в первые семь дней мы не шлем рассылок, а после активно «догоняем» ими клиента. То есть именно с началом коммуникации растёт доля возврата.
        
    Как исследовали поведение клиентов
            Мы провели исследование и выяснили, как часто наши клиенты заказывают еду на дом:
        
     
            
            Оказалось, около 50% клиентов хотя бы раз в месяц заказывают еду на дом. При этом только 20% новых клиентов Foodband делают повторный заказ через 30 дней, а значит, оставшиеся 30% покупателей к нам не возвращаются и делают заказ в другом месте.
        
     
            
            Чтобы выяснить, куда уходят эти клиенты, мы обзвонили тех, кто совершил один заказ и не заказал повторно. Проанализировали ответы и выделили три наиболее интересные группы причин:
        
    - забыли о Foodband,
- акции в других ресторанах,
- не было повода для заказа.
            Интересно, как среди клиентов из этих групп меняется доля тех, кто забыл о бренде. Если опрашивать клиентов, которые сделали свой первый заказ в Foodband меньше 90 дней назад, «забывших» будет 29%. А если с первого заказа прошло больше времени — процент «забывших» увеличивается вдвое.
        
    
            
Вывод: если клиент не сделал повторный заказ в течение 90 дней, следует работать с ним как с новым.
        
    Как провели RFM-анализ и запустили первую версию сценария
            Мы подсчитали, что для достижения финансовых целей по выручке компании нам нужно было увеличить долю новых клиентов, сделавших повторный заказ в течение трех месяцев после первого, с 28% до 35%. Работать над этим начали в два этапа.
        
    1. Провели RFM-анализ.
            Выделили 121 сегмент клиентов по давности, частоте и стоимости заказов.
        
    
                            Когда был последний заказ
                        
                                                                    
                            Как часто заказывают
                        
                                                                    
                            Какой средний чек
                        
                                    
                            7 дней назад
                        
                                                                    
                            9–20 заказов в месяц
                        
                                                                    
                            от 4500 рублей
                        
                                    
                            14 дней назад
                        
                                                                    
                            4–8 заказов в месяц
                        
                                                                    
                            от 2500 рублей
                        
                                    
                            30 дней назад
                        
                                                                    
                            1–3 заказа в месяц
                        
                                                                    
                            от 1500 рублей
                        
                                    
                            60 дней назад
                        
                                                                    
                            0,3–0,99 заказов в месяц
                        
                                                                    
                            от 1000 рублей
                        
                                    
                            90 дней назад
                        
                                                                    
                            <0,3 заказов в месяц
                        
                                                                    
                            до 1000 рублей
                        
                                    
                            180 дней назад
                        
                                                                    2. Разработали сценарий с триггерами в мобильных пушах, email, SMS.
            Так как больше половины заказов получаем через мобильное приложение, а пуши — наш самый дешевый канал общения с клиентами, мы начали коммуникацию через пуши. Если у клиента нет приложения, отправляли email или SMS.
        
    
            Планировали коммуницировать в три этапа:
        
     
                    
                            1. Напоминание о доставке
                        
                                     
                    
                            2. Скидка 25% на следующий заказ
                        
                                     
                    
                            3. Пицца в подарок
                        
                                     
                    
            Сценарий коммуникаций
        
    
            Мы запустили сценарий, в котором каждому из 121 сегмента присылали свои коммуникации. Очень скоро начали приходить жалобы: клиент мог получить в один день три пуша или SMS, а на следующий день — еще два. Мы не успевали решать эти проблемы с рассылками. В итоге решили разработать сценарий заново. Проанализировали ошибки и на их основе сформулировали следующие правила:
        
    
                            Ошибка
                        
                                                                    
                            Правило
                        
                                    
                            Слишком сложный и длинный сценарий. Если ошибка появляется в начале сценария, то остальная его часть тоже не работает. Кроме того, в большом сценарии трудно искать ошибки.
Также сложно отслеживать эффективность каждого сообщения, например, если человек получил несколько SMS или пушей в течение недели. Что из этого сработало и привело к заказу — точно сказать было сложно.
                                                                    Также сложно отслеживать эффективность каждого сообщения, например, если человек получил несколько SMS или пушей в течение недели. Что из этого сработало и привело к заказу — точно сказать было сложно.
                            Разбиваем сценарий на короткие фрагменты по 30 дней. Через 90 дней и вовсе останавливаем прямые коммуникации с клиентом. Вместо этого привлекаем его с помощью таргетированной и контекстной рекламы — как нового.
                        
                                    
                            Не учли сервисные сообщения. Мы отправляем клиентам сообщения не только из Mindbox, но и с помощью CRM-системы — из нее уходят сервисные сообщения, уведомления программы лояльности и реферальной программы. Интеграция настроена так, что инструменты не связаны друг с другом, поэтому клиент может получить разные сообщения в один день.
                        
                                                                    
                            При разработке сценария нужно учитывать всю коммуникацию с клиентами: звонки из колл-центра, сервисные сообщения, сообщения программы лояльности
                        
                                    
                            Аудитория пересекалась между сценариями. Мы настроили настолько много сегментов, что ими стало сложно управлять. В таком количестве сегментов не было смысла — мы отправляли им либо одно и то же, либо очень схожие предложения.
                        
                                                                    
                            Сценарий должен быть универсальным, чтобы по нему более или менее эффективно проходили все клиенты.
                        
                                    Как построили новый сценарий
            Новый сценарий состоял из четырех частей: 1–30, 30–60, 60–90, 90–104 дней после заказа.
        
     
                    
                            Новая версия сценария коммуникаций с клиентами с 1-го по 104-й день после заказа
                        
                                    
            Коммуникации отправлялись по единому принципу: если у клиента есть приложение, он получает мобильный пуш; если нет приложения, но есть email — рассылку на почту; а если нет и email — отправляется SMS.
        
    30 дней с первого заказа
 
                    
                            Сценарий коммуникаций с 1-го по 30-й день после заказа
                        
                                    
            Сценарий запускается с момента доставки клиенту первого заказа.
        
    
            Если у клиента нет приложения, то через 7 дней после заказа отправляем SMS «Наша пицца по вам скучает» (блюдо меняется в зависимости от состава заказа). Если после этого заказ не оформлен, то через 2 дня в SMS предлагаем акцию «Закажи на 1190 и получи блюдо в подарок». Через 28 дней после этого CRM-система отправляет письмо, в котором рассказывает о фуд-баксах (баллах в нашей программе лояльности).
        
    
            Если у клиента есть приложение, то после заказа он получает пуш-уведомление с просьбой оценить заказ.
        
    
            2 дня после заказа: клиенту звонит оператор и просит оценить заказ.
        
    
            7 дней после заказа: клиентам, подписанным на мобильные пуши, отправляем пуш «Наша пицца по вам скучает» (блюдо меняется в зависимости от заказа):
        
     
                        
            21 день после заказа: клиентам с Android отправляем «Аппетитная курочка от 1390», а клиентам с iOS — пуш «Акция 2+1»:
        
     
                        
            30 дней после заказа: CRM-система отправляет email-сообщение. В нем сообщаем, что у клиента копятся фуд-баксы и рассказываем, как ими пользоваться.
        
    30–60 дней с момента первого заказа
 
                    
                            Сценарий коммуникаций с 30-го по 60-й день после заказа
                        
                                    
            44 дня после заказа: если через 14 дней после получения фуд-баксов клиент не оформил заказ, то отправляем ему пуш со скидкой 25% на следующий заказ. Если клиент не подписан на пуши, он получает email- или SMS-рассылку:
        
     
                    
            60 дней после заказа: CRM-система опять напоминает про фуд-баксы — отправляем пуш или email.
        
    
            В первой версии сценария этапы с 1-го по 30-й день и с 30-го до 60-й день были взаимосвязаны и второй срабатывал только после выполнения первого — если по какой-то причине в первые 30 дней клиент не получил сообщение, то вторая часть сценария работать не будет. Мы немного изменили механику, и теперь части сценария запускаются последовательно независимо от друг от друга.
        
    60–90 дней с момента первого заказа
 
                    
                            Сценарий коммуникаций с 60-го по 90-й день после заказа
                        
                                    
            74 дня после заказа: отправляем клиенту пуш, email или SMS с акцией — 5 пицц за 1590 рублей. Это очень выгодное предложение, так мы дарим скидку около 52%:
        
     
                    
            81 день после заказа: если клиент не оформляет заказ, то CRM-система отправляет пуш и email, где сообщает, что завтра фуд-баксы сгорят.
        
    
            Клиент переходит в последний сегмент сценария — реактивацию.
        
    Реактивация: 90–104 дня с момента первого заказа
 
                    
                            Сценарий коммуникаций с 90-го по 104-й день после заказа
                        
                                    
            Если клиент не оформил заказ, то на 104-й день сценария отправляем ему пуш или email, в котором предлагаем пиццу в подарок при заказе на минимальную сумму 650 рублей:
        
     
                    
            Если после рассылки заказ не оформлен, клиент удаляется из базы и больше коммуникации через пуши не получает.
        
    
            Если через два месяца после удаления из базы клиент зайдет к нам через контекстную рекламу, то опять попадет в этот сценарий — как новый пользователь.
        
    Результат коммуникаций, запущенных в новом сценарии
                            Заказы
                        
                                                                    
                            Оборот
                        
                                    
                            Наша пицца по тебе скучает
                        
                                                                    
                            +9%
                        
                                                                    
                            +10%
                        
                                    
                            Скидка до 25%
                        
                                                                    
                            +19%
                        
                                                                    
                            +15%
                        
                                    
                            Бесплатная пицца
                        
                                                                    
                            +7%
                        
                                                                    
                            +4%
                        
                                    
            Рассылка «Наша пицца по тебе скучает» позволила увеличить количество заказов на 9% — при этом мы не давали клиентам скидку, а просто напоминали о Foodband. Скидка 25% на 19% увеличила количество заказов, а бесплатная пицца помогла дополнительно вернуть 7% клиентов.
        
    Как планируем развивать сценарий
            Сейчас мы системно работаем над рассылками: проводим AB-тесты, где сравниваем, как клиенты отреагируют на разное содержание писем и акционные предложения.
        
    
            В долгосрочных планах — сделать рассылки более персональными. Для этого мы уже добавили в цепочку опрос на четвертый день после заказа. В нем интересуемся, куда чаще заказывает клиент: домой или в офис, какие блюда предпочитает, по каким параметрам выбирает службу доставки, понравилось ли качество и скорость доставки последнего заказа.
        
     
                    
                            Письмо «Помоги Foodband стать лучше»
Open rate 23,3%
Click rate 6,2%
Конверсия в заказ 2,1%
                        
                                    Open rate 23,3%
Click rate 6,2%
Конверсия в заказ 2,1%
 
                    
                            Форма опроса
                        
                                     
                                             
                                             
                         
                         
                         
                         
                        