Как блокировка сервера научила соблюдать email-гигиену. Опыт и советы «Сима-ленд»

«Сима-ленд» — оптово-розничная компания. Производит и продает товары широкого потребления: мебель, посуду, хозяйственные товары, одежду и обувь

Два года назад один из почтовых серверов «Сима-ленд» попал в блокировку за спам. Компания лишилась возможности отправлять клиентам сервисные рассылки, например о доставке товара. Сервер удалось быстро восстановить, но после этого в «Сима-ленд» перешли на строгую email-гигиену: стали валидировать почты, регулярно чистить базу и уделять внимание деталям, вроде аватарки домена.
Спустя год компания получила зеленый щит от Mail.ru — специальную иконку, которую присваивают надежному отправителю. Тогда поняли, что все изменения были не зря.
Руководитель отдела CRM-маркетинга Елена Анкудинова рассказывает:
  • за что сервер попал в блэклист и как удалось снять блокировку;
  • за какими показателями стали следить, чтобы не попадать в спам;
  • для чего нужен центр подписок;
  • как настроить получение данных об отписках из почтовиков;
  • как регулярная чистка базы помогает экономить на CDP.

Блокировка сервера

Автор
Елена Анкудинова,
руководитель отдела CRM-маркетинга «Сима-ленд»
В сентябре 2021 года один из наших почтовых серверов попал под блокировку. Он был связан с системой 1С, через него отправляли сервисные письма: о доставке заказа в пункт выдачи, уточнениях по заказу или письма с актами сверки. Также через этот сервер рассылали коммерческие предложения — это был важный канал для менеджеров продаж.
Мы поняли, что что-то не так, когда у нашей поддержки сильно выросло число обращений от клиентов. Менеджеры отправляли письма с подтверждением заказа, а клиенты их не получали и звонили с вопросами. Когда таких обращений стали сотни, мы начали расследование и обнаружили, что сервер попал в черный список. Письма попадали в спам либо вообще не доставлялись.
Примеры сервисных писем, которые мы больше не могли отправлять:
Картинка
Картинка

Причины попадания в блэклист

Существует несколько независимых блэклистов. Например, Spamhaus, SpamCop, SORBS. Они следят за отправителями и проверяют их на спам. Потом к ним обращаются провайдеры и блокируют отправителя, если обнаруживают его в базе.
Мы попали в один из крупных блэклистов и пробыли в нем около трех дней. Повезло, что у него была довольно дружелюбная техподдержка. Мы написали им большое письмо. Объяснили, что мы не спамеры, а крупный интернет-магазин, пообещали разобраться и все исправить. После этого нас сразу вытащили из блока.
Нам не удалось найти готовый свод ошибок, которые ведут отправителя в блэклист. Приходилось читать множество статей на эту тему — изучать опыт коллег. В итоге мы выписали следующие нарушения:
Отправка по невалидным адресам. Почта может быть невалидной по разным причинам. Например, если email-адрес записан с ошибкой, если он уже удален или заблокирован. Другая частая причина — клиент перестал пользоваться почтой. Тогда спустя год его почта превращается в спам-ловушку. Если на нее приходят письма — почтовый сервис маркирует их как спам.
  • 9,57%
    базы «Сима-ленд» занимали несуществующие контакты
  • 25 Мб
    весили вложения в письмах «Сима-ленд»
Мы обнаружили, что 9,57% от нашей базы составляли несуществующие контакты. При том что лимит по этому показателю — 5% (ориентируемся на требования Mail.ru).
Дело в том, что многие наши клиенты — это юридические лица. У них может быть несколько штук, а иногда и несколько десятков почт. Некоторые из них становятся невалидными, например после увольнения сотрудника или если клиент переехал с обычных почт на собственный домен.
«Тяжелые» вложения. Есть лимит на размер вложений. Хотя сложно сказать, какой именно — в разных источниках мне встречались ограничения в 5 Мб, 10 Мб и даже 25 Мб. Но и само наличие вложения может стать причиной попадания в спам. Блэклисты подозревают, что в них спрятан вирус. Мы же отправляли вложения намного тяжелее 25 Мб. Например, каталоги товаров — это большие списки, несколько тысяч товаров в одной категории вместе с ценами, описаниями, картинками.
Отсутствие подписки в почтовом сервисе. У почтовиков (Gmail, Яндекс, Mail.ru) есть своя внутренняя подписка. То есть клиент может отписаться от рассылки внутри почтовика, не переходя по ссылке внутри письма и даже не открывая его. При этом в нашей системе он остается подписчиком, и мы продолжаем отправки. Такая ситуация очень опасна и с большой вероятностью приведет к попаданию в спам.

Email-гигиена: что сделали, чтобы не спамить

Оказалось, блокировка сервера — самая малая из возможных бед. Из-за нее мы временно лишились возможности отправлять только сервисные рассылки. А вот блокировка IP или домена ударила бы по нам сильнее — тогда заморозилась бы вся коммуникация с клиентами. В письмах мы отправляли в том числе реквизиты для оплаты заказов — без них продажи бы встали и потери были бы колоссальными. Мы боялись этого, поэтому, попав в блок, сразу отключили сервер и не включали еще пару месяцев — несмотря на то, что нас уже разблокировали.
Блокировка стала огромным стрессом для всей команды: менеджеров продаж, маркетинга, разработчиков. Менеджеры лишились привычного канала коммуникации. А маркетинг и разработка начали спешно перевозить сервисные рассылки на Mindbox, через который на тот момент отправлялась только реклама.

Первые меры после блокировки

На пару месяцев отключили сервер, который попал в блок. Боялись, что если продолжим отправки, в блок попадет также домен. Что-то отправляли по другим каналам, например через мессенджеры, часть коммуникаций отрабатывали по телефону. Также на тот момент у нас уже была настроена интеграция с Mindbox для отправки коммерческих предложений, но менеджеры неактивно этим пользовались. Когда привычный канал был утерян, освоили отправки через CDP.
Дополнительно проверили базу, чтобы выявить тех, кто больше не хочет получать рассылки. Для этого выгрузили:
  • списки клиентов, которые жаловались на спам;
  • списки отписавшихся по кнопке внутри письма;
  • списки клиентов, которые в письменном виде в почте сообщали об отказе от рассылок.
Все эти данные еще раз сопоставили с нашей базой данных в 1С и повторно отписали этих пользователей. Мы не зафиксировали количество расхождений, но они были.
  • до 60 часов
    увеличили интервал между письмами после блокировки
Вдвое снизили частоту рекламных писем. Раньше рекламные письма отправляли клиентам после 30 часов тишины — в это время клиент не получал письма вообще. После блокировки увеличили интервал между письмами до 60 часов. Решение было принято на фоне общего стресса: хотели минимизировать риски и убрать все факторы, которые потенциально влияют на отправку важных писем.

Долгосрочные изменения

Создали центр управления подписками. До этого предлагали клиентам только «Подписаться» и «Отписаться от всего». После блокировки поняли, что надо дать клиенту возможность выбрать, какие рассылки он хочет получать, а какие нет. Разбили все рассылки по типам — их получилось 7. Теперь предлагаем подписаться или отписаться на каждый в отдельности. Это можно сделать внутри наших писем или в личном кабинете на сайте.
Картинка
Категории рассылок, на которые может подписаться клиент «Сима-ленд»
Перевезли сервисные коммуникации из заблокированного сервера на Mindbox. Еще до блокировки мы готовились перевозить на платформу сервисные рассылки. Попав в блэклист, мы приоритизировали переезд и начали настраивать передачу данных в срочном порядке. Для настройки сервисных писем нужно было передавать в Mindbox больше данных о заказе: его сборке, этапах перевозки, доставке в пункт самовывоза. Вся эта информация позволяет сообщать пользователю, когда заказ можно забрать и какой для этого ПИН-код назвать.
Первая стадия переезда заняла около полугода. За это время настроили передачу данных, перевезли письма, перенесли вложения в личный кабинет клиента, реализовали центр управления подписками, настроили отчеты. Остальную интеграцию заканчивали до июля 2023 года — переносили оставшиеся письма и сценарии. В общей сложности все это заняло 1,5 года.
Стали чаще проверять почты на валидность. В Mindbox есть опция «проверять валидность». Раньше мы проверяли валидность почт примерно у 30% рассылок, а теперь у 94%. Всегда используем для рекламных, информационных и сервисных писем. Исключения составляют только очень важные для бизнеса письма, например о восстановлении пароля или со счетом заказа. Отключаем проверку, чтобы она случайно не отрезала валидный контакт. Например, когда почтовый ящик получателя переполнен — почта тоже может считаться невалидной, хотя это временно и легко исправить.
Настроили получение данных об отписках в почтовых сервисах. Как говорилось выше, клиенты могут отписываться от рассылок внутри почтового сервиса, не заходя в письмо. Теперь получаем отчеты о таких отписках. У всех крупных сервисов — Gmail, Mail.ru, Яндекс — эта опция есть. Для этого в письмо нужно установить технический заголовок List-Unsubscribe, настроить пробрасывание данных во внутренние системы и отписывать этих пользователей от рассылок. У нашей команды это заняло несколько дней: сначала разбирались в задаче, потом передали ее в разработку. Чтобы все настроить, у разработчика ушло несколько часов.
Ручная настройка нужна, только если вы отправляете рассылки через самописные системы. Как правило, в специализированных сервисах она есть по умолчанию.
Стали отправлять рекламные письма только активным клиентам. Мы выделили сегмент активных клиентов — это те, кто открывал письма хотя бы раз за 60 дней. Теперь отправляем массовые рассылки только им. Это служит двум целям. Во-первых, просто для разграничения активных и уснувших клиентов — этим сегментам шлем разные коммуникации. А во-вторых, для поддержания open rate на хорошем уровне — таком, чтобы почтовый сервис считал рассылки отправителя интересными для получателей.
Улучшили сегментацию базы. Раньше мы сегментировали базу по полу, интересу к определенному товару. После блокировки добавили также сегментацию по:
  • подпискам. Смотрим, на какие тематики наших рассылок подписан клиент и отправляем только их;
  • реакциям на рассылки. Если клиент не открывает письма, перестаем их отправлять.
Это помогает снизить вероятность попадания в спам, так как мы отправляем пользователю более релевантный контент.

Показатели для профилактики спама

После блокировки мы сделали частью рутины тотальную проверку всего и вся. Раз в месяц смотрим на:
Уровень жалоб на спам. Показатель проверяем в Постмастере (администратор почтового сервера) — он указан для каждого домена.
Картинка
Пороги Mail.ru по допустимому количеству жалоб на спам
Валидность почт. Для профилактики смотрим на общий процент доставок в Mindbox, а также на уровень несуществующих почт в Постмастере — он также указывается там для каждого домена.
  • 95%
    минимально допустимая доставляемость
Доставляемость. Низкая доставляемость — все, что меньше 95%. 5% оставляем на разные технические баги. Например, если у клиента переполнена почта (в этот момент она считается невалидной) или если где-то сервер отключился в момент отправки письма. Во всех остальных случаях письма должны доставляться.

Чистка базы: зачем нужна и как часто проводить

Базу в Mindbox чистим регулярно. Это не столько защищает от попадания в спам, сколько помогает экономить. Чем больше база, тем больше платных действий и, соответственно, тем дороже регулярная плата за сервис. Держать на Mindbox мертвые души невыгодно.
Из базы исключаем всех, кто больше 12 месяцев не открывал рассылки и не заходил на сайт. При этом в нашей внутренней базе клиент остается. Если он вернется и сделает заказ, то снова появится в Mindbox с теми же подписками, с какими пропал оттуда. Сейчас чистки делаем время от времени, по мере накопления базы. В планах автоматизировать этот процесс: заведем реактивационную цепочку и тех, кого не удастся ей оживить, будем автоматически удалять из базы.

Советы: что делать, чтобы не попадать в спам

Регулярно следить за:
  • уровнем несуществующих почт. Об их количестве можно судить по доставляемости — она должна быть не ниже 95%;
  • показателем жалоб на спам в постмастерах. В России из доступных осталось только два: у Mail.ru и Gmail;
  • open rate. Стремимся, чтобы этот показатель не опускался ниже 20%. Для этого отправляем массовые рассылки только активным клиентам;
  • частотой коммуникаций. Управлять этим показателем можно отслеживая уровень отписок. Если превышается порог отписок, скорей всего, коммуникации идут слишком часто. Единого бенчмарка не существует — у каждой сферы разные показатели. Поэтому важно следить за своими показателями относительно прошлых периодов.
Создать центр подписок. Чтобы клиент мог выбрать, на какие категории и темы подписаться, и не получать то, что ему неинтересно.
Завести несколько разных почт для отправки писем. Например, у нас разные почты для писем о заказах, для рекламы и для претензий. Это страховка на случай блокировки одного из адресов.
Установить аватарку для домена отправки писем. Тогда письма будут отправляться с вашим логотипом. Полагаем, что это тоже положительно влияет на открываемость.
Перенести вложения в личный кабинет на сайте. Другой вариант — давать по ссылке в письме.