Итоги «CEO Summit. Рестораны и доставка». Как растить рентабельность, бороться с дефицитом персонала и удерживать клиентов

Основатели и CEO большого ресторанного бизнеса поговорили о вызовах индустрии и о том, как с ними справиться. Обсудили ситуацию на рынке, поделились бизнес-стратегиями и дали прогнозы на 2025 год.
Главные темы эфира:

Ситуация на рынке: новые игроки, конкуренция, НДС для крупного бизнеса

Спикеры отмечают, что конкуренция высокая как никогда. По словам основателя «Сыроварни», ресторанный рынок перенасыщен, в результате снижается доходность бизнеса. Дополнительно сказывается инфляция — на ее фоне дорожают аренда, продукты и труд персонала.
One Price Coffee отмечает, что сегмент кофеен стабильно растет: общий оборот увеличивается примерно на 18% в год, но приближается к потолку.
На развитие бизнеса повлияли и налоговые изменения: с 2025 года, чем больше доход, тем выше ставка НДС. Ресторанные группы, такие как LB Group, видят решение в развитии франшизы.

Клиенты: как меняются доходы и поведение

Доходы клиентов снижаются, это по-разному сказывается на бизнесе. У «Много лосося» снижается частота заказов, но растет средний чек, у ресторанов Lucky Group — наоборот.

Персонал: как справляться с кадровым голодом

Дефицит персонала — один из ключевых вызовов в ресторанном бизнесе. Это подчеркивают Lucky Group, LB Group, «Сыроварня» и «Много лосося».
Одно из решений, которые видят Lucky Group и «Сыроварня», — оптимизировать процессы и сокращать потребность в персонале.
LB Group и «Много лосося» за системный подход к найму. Они рассматривают рекрутинг как воронку продаж и повышают конверсию на каждом этапе.
Чтобы удерживать персонал, спикеры делают ставку на карьерный рост, корпоративную культуру и обучение. One Price Coffee и «Много лосося» поощряют конкуренцию среди сотрудников и награждают за достижения. В Lucky Group совместные поездки и командный спорт помогают объединять сотрудников в комьюнити.

Оптимизация расходов: на чем можно сэкономить, а на чем — не стоит

Чтобы поддерживать рентабельность, рестораны используют разные стратегии оптимизации. Например, в «Много лосося» пересматривают логистику.
LB Group оптимизируют меню, например отказались от кофе в японском ресторане. Благодаря этому удалось сократить расходы и не потерять в выручке.
Спикеры подчеркнули, что не готовы экономить на продукте и ключевом персонале.

Маркетинг: как привлекать и удерживать клиентов

Стратегии маркетинга различаются в зависимости от сегмента бизнеса. В «Много лосося» изначально продвигались через агрегаторы, но сейчас стали развивать собственные каналы продаж и маркетинга.
LB Group переходят от чистого перформанс-маркетинга к брендформансу и инвестициям в узнаваемость бренда.
Lucky Group удерживают постоянную аудиторию благодаря персональному обслуживанию. Данные о клиентах собирают при помощи CRM-системы и запускают сервис, который во время обслуживания выводит на терминал информацию о госте. Благодаря этому официанты знают предпочтения клиента и могут делать персональные предложения.

Стратегия: во что инвестировать и как развиваться

Главным трендом, меняющим рынок, многие назвали выход фуд-ритейла на рынок готовой еды.
Франшизы будут вкладываться в разнообразие форматов и продукта.
One price coffee и Lucky Group будут активнее выходить в спальные районы, где меньше конкуренция и растет спрос на качественные заведения рядом с домом.