17,3% заявок — из email-канала. В «Ипотека.Центр» научились атрибутировать заявки на ипотеку к рассылкам

Ипотека.Центр — платформа, где риелторы оформляют ипотеку, покупку квартиры, страховку. Посредник между риелторами и банками, застройщиками, страховыми и оценочными компаниями
автор
Екатерина Бирфас,
экс-директор по маркетингу и PR «Ипотека.Центр»
автор
Арина Головко,
руководитель CRM-маркетинга «Ипотека.Центр»
Задача
Научиться измерять эффективность email-канала и отдельных рассылокСократить time-to-market рассылок, запуская их без ИТ
Решение
Перейти на платформу автоматизации маркетинга
Результат
Измерили влияние рассылок на количество заявок на ипотеку — 17,3% заявок приносит email-канал3 месяца → неделя — time-to-market автоматических рассылок

Срок. 

8 месяцев
CRM-маркетинг «Ипотека.Центр» долгое время работал «вслепую»: рассылки запускали, но не знали, насколько они полезны для бизнеса. Платформа автоматизации маркетинга помогла атрибутировать заявки на ипотеку к рассылкам и доказать эффективность email-маркетинга. Заодно облегчилась работа маркетологов: теперь все рассылки настраиваются через единое окно без помощи разработчиков.
Кейс будет полезен бизнесу с долгим циклом покупки.

Результаты

  • 17,3%
    заявок на ипотеку приносит email-канал. Данные из Mindbox
  • 10 %
    сделок по ипотеке приносит email-канал. Данные из внутренней отчетности «Ипотека.Центр»

Период: январь — сентябрь 2023 года. Метод атрибуции — last click с окном атрибуции в 3 месяца

  • Неделя
    вместо трех месяцев — time-to-market автоматических рассылок

Как изменился CRM-маркетинг «Ипотека.Центр»

До Mindbox
После
Не видели влияния рассылок на бизнес-показатели
Атрибуцируют заявки и сделки к email-каналу
Не тестировали гипотезы, потому что не могли измерить бизнес-эффект от изменений
Тестируют гипотезы, измеряют эффективность отдельных рассылок и повышают ее
Не могли отправить сегментированную рассылку или запустить автоматическую без разработчиков. Простаивали в ожидании ИТ: на запуск одной автоматической рассылки уходило три месяца
Маркетологи работают автономно, ИТ не отвлекается на дополнительные задачи. Автоматические рассылки запускаются в разы быстрее: вместо трех месяцев — неделя
Теряли данные при передаче между сайтом, CRM-системой и рассыльщиками
Все данные собираются и хранятся на единой платформе, им можно доверять

Как с помощью CRM-маркетинга в «Ипотека.Центр» помогают риелторам генерировать заявки и закрывать сделки

«Ипотека.Центр» — это онлайн-платформа для риелторов, брокеров и ипотечных консультантов. Она помогает им работать со своими клиентами — физическими лицами и компаниями, которые планируют приобрести недвижимость. «Ипотека.Центр» выступает в роли посредника между риелтором и банками, застройщиками, страховыми и оценочными компаниями. За каждую закрытую сделку получает процент.

Работа риелтора без «Ипотека.Центр» и с ней

Перед CRM-маркетингом «Ипотека.Центр» стоит нетипичная задача — научить риелторов работать с клиентами. Ведь именно с завершенных сделок платформа получает прибыль.
Чтобы риелторы закрывали больше сделок, CRM-маркетинг помогает:
Сокращать время до первого целевого действия. «Ипотека.Центр» — сложная платформа, и новым пользователям нужно время, чтобы освоить весь функционал и совершить первое действие — подать заявку на ипотеку. Для онбординга запускают welcome-цепочки.
Обучать риелторов и брокеров. «Ипотека.Центр» учит пользователей искать клиентов, отрабатывать возражения и не терять сделки на финальных стадиях, зарабатывать больше. Для этого отправляют обучающие рассылки: рассказывают, какие изменения произошли на рынке недвижимости, как расширить географию сделок, какие вопросы задать клиенту, мечтающему о собственном доме.
  • до 40%
    заявок в «Ипотечный университет» получают через CRM-маркетинг
Ещё в «Ипотека.Центр» есть обучающие мероприятия: вебинары и «Ипотечный университет» — трехнедельный платный курс о работе с недвижимостью. Учиться приходят риелторы с разным уровнем подготовки. Поэтому курс одновременно помогает привлекать новых пользователей и обучать существующих закрывать больше сделок. Продвигают эти мероприятия через CRM-маркетинг: в среднем 20–40% студентов приводят рассылки. Результаты отслеживают по utm-меткам в GetCourse, где проводят курсы.

Как переход на платформу автоматизации помог доказать эффективность CRM-маркетинга

Раньше в «Ипотека.Центр» использовали несколько сервисов для рассылок.

ИТ-инфраструктура до и после внедрения Mindbox

Переход на CDP помог «Ипотека.Центр» решить проблемы, ограничивающие CRM-маркетинг:
Увидели конверсию в заявки и сделки. До перехода на платформу автоматизации маркетинга email-сервисы давали статистику о работе рассылок, но сопоставить ее с движением клиентов по воронке и со сделками было сложно. О том, что рассылка привела к заявке или сделке, могли узнать только по utm-меткам в «Яндекс Метрике» или Google Analytics: нужно было вручную сопоставлять id письма и рассылки.
С переходом на Mindbox данные о рассылках и движении клиентов по воронке собираются на единой платформе. Чтобы отслеживать конверсию, не нужно подключать дополнительные инструменты — вся информация в отчетах о рассылках.
Картинка
Отчет о рассылках в Mindbox: под конверсией в заказ имеется в виду конверсия в заявки на одобрение ипотеки
Тестируют гипотезы. Благодаря тому, что отдел маркетинга работает самостоятельно, а механики запускаются быстрее, в «Ипотека.Центр» начали проводить тесты. Например, провели AB-тест с контрольной группой, чтобы оценить, как работает реактивационная цепочка (о нем расскажем ниже).
Работают быстрее. До перехода на Mindbox команда маркетинга зависела от ИТ: чтобы выгрузить сегмент и передать его в рассыльщик, требовалась помощь разработчиков. Это замедляло работу.
С Mindbox все рассылки настраиваются без помощи ИТ — через единый кабинет, куда автоматически подтягиваются данные с сайта.
Стали доверять данным. Интеграция между сайтом «Ипотека.Центр», amoCRM и рассыльщиками работала некорректно и часть данных не передавалась.
Теперь все данные о клиентах и их действиях хранятся в Mindbox: не нужно переносить их вручную и можно отслеживать детальную историю поведения клиентов.

Как адаптировали платформу под бизнес с недвижимостью

При выборе платформы автоматизации маркетинга в «Ипотека.Центр» сомневались, что Mindbox подойдет для работы в сфере недвижимости.
Как адаптировать платформу, решали совместно: в работе участвовали маркетолог и разработчики «Ипотека.Центр», а также менеджер по успеху клиентов Mindbox. Например, договорились, что под заказами в Mindbox будут числиться заявки на одобрение ипотеки — самая близкая по смыслу сущность.
Чтобы подстроиться под длительность сделок, настроили окно атрибуции в три месяца.
В «Ипотека.Центр» нужно знать статусы ипотечных сделок, например, чтобы настраивать автоматические рассылки. В Mindbox нет такой сущности, но дополнительные поля смогли ее заменить:
  • Дополнительное поле заказа «Работа с заявкой до» помогает отслеживать статус заявки — «Лид», «Одобрение», «Сделка».
  • Дополнительное поле позиции заказа «Тип кредита» позволяет сегментировать заявки — «Залоговый», «Ипотека» или «Рефинансирование».
Картинка
Как только значение в поле «Работа с заявкой до» меняется с «Одобрения» на «Сделку», запускается триггерная рассылка с базой новостроек

Как увеличивают количество сделок с помощью рассылок

Спустя 8 месяцев после интеграции с Mindbox в «Ипотека.Центр» действует несколько коммуникационных цепочек, которые сопровождают клиентов по всему жизненному циклу. Реактивационную цепочку и запрос обратной связи перенесли в Mindbox из предыдущих сервисов. Остальные рассылки доработали после переноса в Mindbox или запустили с нуля. Например, до Mindbox использовали единую welcome-цепочку, а теперь для каждого сегмента новичков появилась отдельная рассылка.

Welcome для новых пользователей

  • 1,07%
    средняя конверсия в заявку на ипотеку по welcome-рассылкам
В «Ипотека.Центр» сегментируют новых пользователей по двум критериям: опыт и наличие клиентов. При регистрации клиент заполняет небольшой опрос и по его результатам пользователя определяют в сегмент welcome-цепочки.
Эффективность цепочки оценивают по оформленным заявкам на ипотеку. Средняя конверсия — 1,07%.
Сегмент
Потребность
Welcome-цепочка
Опытные риелторы с клиентом
Быстро познакомиться с платформой и оформить заявку на ипотеку
В день регистрации — письмо о функциях платформы. На следующий день — письмо о базе новостроек, чтобы помочь со следующим шагом — выбором квартиры
Опытные риелторы без клиента
Найти клиентов
Письма с советами, как искать клиентов и расширить географию сделок
Неопытные риелторы без клиента
Познакомиться с платформой, научиться искать клиентов и вести сделки
Большая обучающая welcome-цепочка
Неопытные риелторы с клиентом
Получить помощь с оформлением заявки
В день регистрации — письмо с контактами куратора — опытного риелтора, который поможет оформить заявку в банк и провести сделку. Дальше — информационные письма о том, как проходит сделка, какая информация потребуется на разных этапах, какие могут быть нюансы, на что обратить внимание и где почитать полезную информацию
Картинка
Письмо из welcome-цепочки для пользователей без клиентов. Open rate — 31,7%, click rate — 4,7%, конверсия в заявку на ипотеку по last click — 0,2%
Картинка
Письмо из welcome-цепочки для пользователей с опытом и клиентом. Open rate — 45,1%, click rate — 6,9%, конверсия в заявку на ипотеку по last click — 2,3%

Рассылка с контактом куратора

К каждому пользователю платформы прикреплен куратор, к которому можно обращаться за бесплатной консультацией. Когда пользователю назначают куратора, отправляют письмо с его контактами. Контакты подставляются в письмо автоматически из дополнительных полей в карточке клиента.
Картинка
Письмо с контактами персонального куратора. Open rate — 46,8%, click rate — 6%, конверсия в заявку на ипотеку по last click — 3,1%

Рассылка с полезной информацией для выбора квартиры

Когда банк одобряет ипотеку, следующий шаг риелтора и его клиента — выбрать квартиру. Чтобы помочь с этим, «Ипотека.Центр» отправляет письмо — предлагает посмотреть базу новостроек.
Картинка
Триггерное письмо риелторам, которым одобрили заявку на ипотеку. Open rate — 37,9%, click rate — 1,5%

Опрос для клиентов, завершивших первую сделку

После того как клиент закроет первую сделку, «Ипотека.Центр» просит оценить работу сервиса — это помогает делать платформу удобнее и увеличивать количество сделок. Опрос приходит в WhatsApp: сценарий настроен в Mindbox, сообщения отправляются через TextBack.

Реактивационная цепочка

Если пользователь не заходил уже месяц, ему отправляют два реактивационных письма с разницей в три дня. Если он не среагировал, через месяц запускают следующую цепочку.

Схема реактивационной цепочки «Ипотека.Центр»

Ежемесячно письма в цепочке реактивации обновляют. Делают это для того, чтобы клиент, который не заходит на платформу несколько месяцев, не получал одинаковые письма.
Картинка
Реактивационное письмо. Open rate — 22,6%, click rate — 3,6%, конверсия в действие на платформе по last click — 0,6%
Эффективность реактивационной цепочки оценивали с помощью AB-теста с контрольной группой. 10% неактивных клиентов попали в контрольную группу и не получали реактивационные письма. На остальных тестировали стандартную цепочку реактивации.
По результатам, wake-up rate пользователей, которые получали рассылку, на 1,03 п. п. выше, чем в контрольной группе. Благодаря рассылке удалось вернуть на платформу 296 риелторов — учитывая масштабы бизнеса и размеры сделок, результат считают успешным.
Wake-up rate
Контрольная группа
14,63%
Тестовая группа
15,66%
Достоверность теста — 85%

Бонус: как используют RFM-сегменты в «Яндекс.Директе»

Продукт Mindbox
Медиа

В Mindbox собираются данные обо всех действиях пользователей. Это позволяет сегментировать аудиторию: например, выделять активных и уснувших клиентов. RFM-сегменты обычно используют в рассылках, например, чтобы реактивировать уснувших пользователей. В «Ипотека.Центр» пошли дальше и настроили рекламу в «Яндекс.Директе», основываясь на давности, частоте и сумме сделок, которые совершают их пользователи.

Находят новых пользователей, похожих на чемпионов по сделкам

Сегмент «Чемпионы» — это активные пользователи платформы, они закрывают много сделок на большие суммы. В «Ипотека.Центр» используют этот сегмент, чтобы привлекать на платформу похожих на них новых пользователей. Для этого через модуль «Медиа» сегмент передали в «Яндекс.Директ» и настроили поиск look alike аудитории.
Картинка
Объявление, которое видят пользователи, похожие на активных пользователей «Ипотека.Центр»

Возвращают пропавших клиентов

В сегмент «Потерянные» попадают пользователи, которые совершали сделки через платформу, но перестали. Через «Яндекс.Директ» таких пользователей возвращают: загрузили сегмент в рекламный кабинет и настроили контекстную рекламу — если email, номер телефона или другой идентификатор совпадает, пользователю показывают объявление.
Картинка
Объявление, которое видит сегмент потерянных пользователей «Ипотека.Центр»

План

В планах — доработать рассылки и увеличить количество сделок с email-канала.
P. S. В этой истории мы рассказывали о наших продуктах Рассылки и Медиа. Узнайте о продуктах подробнее на их страницах или в разговоре с консультантом.