+3% к выручке за год. Мобильные пуши Делимобиля ведут к 10-й поездке, пересаживают на комфорт-класс и возвращают отток

Делимобиль — крупнейший российский сервис каршеринга. Запущен в 2015 году
Масштаб бизнеса. 
13 городов присутствия, >30 тысяч машин, 566 тысяч MAU приложения
автор
Петр Шапиро,
head of digital Делимобиля
Задача
Увеличивать выручку, частоту поездок и количество райдеров — тех, кто совершил поездку, получив сообщение
Решение
Запустить онбординг и welcome-цепочкиСегментировать постоянных клиентов и прицельно подобрать офферыТестировать точечные механики, чтобы увеличить число поездок и райдеровЗапустить новые офферы для возвращения оттока
Результат
+3% к выручке+7,6% к частоте поездок+16% к количеству райдеров

ИТ. 

Нативные приложения для iOS и Android, платформа автоматизации маркетинга Mindbox

Срок. 

11 месяцев
Мобильные пуши Делимобиля сопровождают весь жизненный цикл клиента. Новичкам они помогают пройти через многоступенчатую регистрацию и начать активно пользоваться сервисом (цель — 10 поездок в течение первого месяца). Активных мотивируют чаще пользоваться сервисом или пересесть на более комфортный класс авто. Отток возвращают выгодными предложениями.
В материале — все, что делала команда в 2024 году, чтобы повышать эффективность коммуникаций на каждом этапе CJM: сегментация, подбор офферов, тестирование необычных механик.

Результаты CRM

  • +3% 
    к выручке

Результаты относительно контрольной группы. Срок — с 1 января по 30 ноября 2024 года. Источник данных — внутренняя аналитика Делимобиля

  • +16%
    к райдерам
  • +7,6% 
    к частоте поездок

Результаты относительно контрольной группы. Срок — с 1 января по 30 сентября 2024 года. Источник данных — внутренняя аналитика Делимобиля

Для оценки эффективности CRM-маркетинга «Делимобиль» использует глобальную контрольную группу — она составляет 5% от всей базы. А для тестирования конкретных механик используют локальные контрольные группы. Состав тестовой и контрольной групп делают схожим. Так, если в тестовой 30% москвичей, которые ездят хотя бы один раз в неделю, столько же будет и в контрольной группе.

Как мотивируют новичков к первой поездке, а потом за месяц доводят до 10-й

Онбординг

У онбординга Делимобиля две задачи:
Помочь пользователю пройти регистрацию — загрузить личные документы, сделать селфи. За этот этап отвечает команда продукта. Например, она «учит» приложение распознавать фото низкого качества и давать пользователю подсказки.
Как можно быстрее привести к первой поездке. На этот показатель влияет команда CRM. С помощью коммуникаций она помогает новичкам преодолеть возможные опасения. Например, предлагает оформить тариф с подстраховкой, который частично или полностью покрывает расходы в случае виновности в ДТП.
Коммуникации в онбординге отправляют по двум каналам: сторис и письма.
Картинка
Картинка
Сторис показывают пользователю сразу после установки приложения
Картинка
Картинка
Если пользователь не закончил онбординг в приложении — ему присылают письма с тем же содержанием

Welcome-коммуникации: вести клиента до 10-й поездки за месяц

Задача рассылок на этом этапе — довести клиента до 10-й поездки в течение месяца. Для этого ему предлагают прогрессивную скидку начиная с 5%.
  • +16% 
    к ARPU
  • +34% 
    к частоте поездок

Результаты welcome-сценария в третьем квартале 2024 года. Тест с локальной контрольной группой, аналитический период (время, которое пользователь находился в сценарии) — 30 дней, достоверность — 95%

Скидка растет от 5% в несколько шагов — в зависимости от того, пользуется ей клиент или нет. Так, если клиент пользователь не берет машину со скидкой 5%, а только с 11% — на следующих этапах коммуникации ему дадут те же 11%.
Welcome-коммуникации отправляются в трех каналах: пуши, сторис и письма.
Картинка
Картинка
Пуши напоминают пользователю о скидке, которой можно воспользоваться в течение трех дней
Картинка
Картинка
После того как пользователь заходит в приложение, ему напоминают о скидке в сторис
Картинка
Картинка
Письма отправляют пользователям, которые не подписаны на пуши
Пользователь может провести в welcome-цепочке до 60 дней. Если за это время он так и не совершит первую поездку, то попадает в особый сегмент для точечных акций. Если поездки будут, но меньше 10, клиенту дополнительно предложат бонусы:
Картинка
Бонусы — это внутренняя валюта Делимобиля. Ими можно оплатить до 50% стоимости поездки. Один бонус = один рубль

Как определяют самые прибыльные сегменты и увеличивают их

  • 7,2% 
    к выручке
  • 7,7% 
    к райдерам

Результаты с апреля по ноябрь 2024 года — с момента внедрения коммуникаций по сегментам. Тест с контрольной группой, достоверность — 95%

Сегментация

Делимобиль выделяет четыре уровня давности поездок и столько же уровней частоты. Каждому соответствует буква или цифра:
Давность поездок
А. До 7 дней
B. От 8 до 14 дней
C. От 15 до 21 дня
D. От 22 до 28 дней
Частота поездок
4. Более 16 за месяц
3. 8–16 за месяц
2. 2–8 за месяц
1. 1–2 за месяц
В итоге получается 16 сегментов активных пользователей. Их называют как клетки в игре «морской бой»: A4, B2, D1. Статистика по сегментам собрана в дашборде — это позволяет следить за цифрами в динамике:
Картинка
Самый прибыльный сегмент A4 расположен в левом верхнем углу. Задача CRM — сделать его самым многочисленным. В дашборде можно не только саледить за показателями текущего периода, но и сравнивать его с предыдущим в графе «Отклонение»

Подбор офферов для сегментов

Команда Делимобиля выдвинула гипотезы по офферам для разных сегментов — скидки от 5% до 35%. Чем менее активен клиент, тем выше скидка. Сегменты и офферы фиксировали в таблице:
Картинка
Для каждого из 16 сегментов был свой оффер
Офферы протестировали с контрольными группами. Всего было 16 тестов — по количеству сегментов.
В итоге остановились на семи сегментах и офферах для них. Например, объединили все сегменты из группы 3 (В, С, D) с частотой поездки 8–16 раз в месяц — они реагировали на офферы одинаково.
Примеры сегментов:
Сегмент
Оффер-победитель
Оффер-проигравший
B3, B4, C3, C4, D3, D4
15%
10%
B2
5%
10%
Чем более активен сегмент, тем ниже оффер

Как точечно увеличили ключевые метрики — число поездок и райдеров. 4 теста

Мотивация к поездкам в непопулярное время

Как правило, у клиентов Делимобиля есть паттерны использования сервиса. Например, большая часть поездок совершается утром и вечером в будние дни, а также в выходные. Исходя из этого предположили, что скидка в «низкий сезон» может увеличить ключевые показатели.
Гипотеза: если давать пользователю скидку в те дни, когда он обычно не ездит, число поездок и райдеров увеличится.
Картинка
Пуш со скидкой на поездки в «низкий сезон»
Сегмент: пользователи с несколькими поездками за последние 4 недели.
Гипотеза подтвердилась: скидка в 30% дает прирост частоты поездок и количества райдеров относительно контрольной группы. Теперь механику используют примерно два раза в месяц.
Группа
Частота поездок
Райдеры
Контрольная
X
Y
Тестовая
X + 20%
Y +  22,5%
Результаты с мая по сентябрь 2024 года. Тест с контрольной группой, аналитический период — один день, достоверность — 95%

Напоминание о сервисе в популярное время, чтобы райдеров было еще больше

В Делимобиле предположили, что следует мотивировать к поездкам не только в непопулярное время, но и наоборот — в самые активные для клиента часы. Скидку в этой механике решили не использовать, поскольку вероятность поездки и так велика. Вместо этого клиенту напоминали о сервисе незадолго до его привычного времени бронирования.
Гипотеза: если напоминать пользователю о сервисе незадолго до того времени, когда он пользуется им чаще всего, он с большей вероятностью совершит поездку.
Картинка
Пуш с напоминанием о каршеринге во то время, когда пользователи ездят чаще всего
Сегмент: пользователи, которые ездят чаще двух раз в неделю.
Гипотеза подтвердилась: коммуникация дает прирост числа райдеров, пусть и небольшой.
Группа
Райдеры
Контрольная
X
Тестовая
X + 1,5%
Тест с контрольной группой, аналитический период — один день, достоверность — 95%

Перевод на повышенный класс машины

У Делимобиля есть несколько классов автомобилей: эконом, комфорт и премиальные авто. Задача CRM — пересадить как можно больше клиентов на более высокие категории. Это формирует новые паттерны клиентского поведения и влияет на рост выручки.
Гипотеза: если давать скидку 10% на машины комфорт-класса, то больше клиентов будут ими пользоваться.
Картинка
Пуш для перевода на повышенный класс автомобиля
Сегмент: пользователи с более чем 60% поездок на машинах эконом-класса.
Гипотеза подтвердилась: +10% к райдерам комфорт-класса и +6% к частоте поездок. Теперь оффер часто дают в период праздников, когда пользователь больше расположен попробовать что-то новое.
Группа
Райдеры комфорт-класса
Частота поездок в комфорт-классе
Контрольная
X
Y
Тестовая
X + 10%
Y + 6%
Тест с контрольной группой, аналитический период — 14 дней, достоверность — 95%

«Накатайка», или напоминание о скидке в следующем месяце

Пользователю дают скидку за «накатанные» за месяц минуты. Например, 500 минут — скидка 8%. При этом чем больше минут — тем выше скидка.
Картинка
Условия акции «накатайка» в приложении: чем больше пользователь ездит в этом месяце — тем выше скидка в следующем
Гипотеза: прогрессивная скидка будет мотивировать клиентов ездить чаще, и это приведет к росту ARPU (средняя выручка на одного пользователя).
Картинка
Пуш мотивирует клиентов ездить и повышать скидку
Сегмент: клиенты, которые совершали поездки в этом месяце.
Гипотеза подтвердилась: скидка дает прирост ARPU. Теперь эту механику используют регулярно.
Группа
ARPU
Контрольная
X
Тестовая
X + 5%
Тест с контрольной группой, аналитический период — 10 дней, достоверность — 95%

Как возвращают отток скидками и чувством юмора

  • +25% 
    к райдерам
  • +2%
    к длительности аренды

Результаты — с мая по сентябрь 2024 года. Тест с контрольной группой, аналитический период — неделя, достоверность — 95%

В мае 2024 года команда CRM начала пересматривать офферы для оттока, чтобы сделать их более эффективными. Для этого поделили клиентов на пять сегментов по давности последней поездки:
  • 29–60 дней,
  • 61–90 дней,
  • 91–180 дней,
  • 180–360 дней,
  • более 360 дней.
Картинка
Пуш скидкой для возвращения оттока
Гипотеза: персонализация с юмором и скидкой даст прирост к частоте поездок и райдерам.
Картинка
Экспериментальная механика для возврата Саш из глубокого оттока
Сегмент: Саши и один Александр в оттоке.
Гипотеза подтвердилась: механика дала инкрементальный прирост по ключевым метрикам.
Группа
Частота поездок
Райдеры
Контрольная
X
Y
Тестовая
X + 13%
Y + 32%
Тест с контрольной группой, аналитический период — 10 дней. Достоверность теста — 95%

Планы

Добавить сегментацию по monetary. В прошлом году на это не хватило времени, теперь команда планирует сделать полноценный RFM и, возможно, еще раз пересмотреть офферы на его основе.
Глубже изучить поведение клиентов. В планах — посмотреть, как разные пользователи внутри сегментов обходятся с полученной скидкой: ездят ли только с ней (и приносят убыток), не пользуются вообще или, наоборот, начинают ездить чаще. Это поможет улучшить скидочную политику.
Усовершенствовать онбординг. В компании ждут, когда тест онбординга наберет статистически значимый результат. В зависимости от полученных выводов будут улучшать коммуникации, чтобы увеличивать конверсии в первую поездку.
P. S. В этой истории мы рассказывали о нашем продукте Мобильные пуши. Узнайте о продуктах подробнее на их страницах или в разговоре с консультантом.