Как Book24 персонализировали рассылки на 3 млн руб. в месяц дополнительно

Book24  — это книжный интернет-магазин с ассортиментом в 50 тысяч книг. Book24 официально представляет многие российские издательства, например, ЭКСМО, МИФ, АСТ, корпорацию «Российский учебник», и их импринты: Like Book, fanzon, ГрандМастер, Песочные часы, Corpus и др.
В конце 2016 года издательская группа «Эксмо-АСТ» объединила четыре интернет-магазина в один. Так появился интернет-магазин Book24. Руководители магазина поставили перед маркетологами задачу: сделать так, чтобы читатели получали информацию не обо всех книгах, а только о книгах, которые им нравятся.
Основной канал общения с клиентами для Book24 — email-рассылки. Поэтому решили повысить уровень их персонализации. Для помощи в реализации планов Book24 обратились в Mindbox.
Результатом совместной работы стали 3 млн рублей ежемесячной дополнительной выручки с email-канала в течение полугода.
Отчет об эффективности рекламных рассылок Book24 из CRM Mindbox за период 01.11.17–15.07.18.
Отчет об эффективности рекламных рассылок Book24 из CRM Mindbox за период 01.11.17–15.07.18.
Чтобы повысить уровень персонализации рассылок, понадобилось:

Сегментировали ручные рассылки

Первым шагом мы объединили четыре базы данных старых интернет-магазинов издательства и получили одну базу с единым профилем на каждого покупателя Book24. Объединение было нужно, чтобы Book24 мог использовать данные покупателей для сегментации.
В ручных рассылках сегментация используется, чтобы сообщать об акциях или новинках узкому сегменту покупателей. Например, покупатели, которые любят художественную литературу, получают акции по художественной литературе.
Поклонникам художественной литературы в ручных рассылках Book24 предлагает скидку 40%
Поклонникам художественной литературы в ручных рассылках Book24 предлагает скидку 40%
Конверсия этой рассылки в заказы — 0,236%.
Все важные показатели по результатам рассылок автоматически попадают в отчет «Доходность рассылок»
Все важные показатели по результатам рассылок автоматически попадают в отчет «Доходность рассылок»
Вот другой пример. Когда в магазине появляются новинки, маркетологи Book24 собирают подходящий сегмент на платформе Mindbox вручную и делают рассылку. Так любители детективов вовремя узнают о выходе новых детективных романов.
Book24 использует узкие сегменты, чтобы рассказывать небольшие новости только тем, кому это интересно. Так выглядит построенный фильтр в Mindbox
Book24 использует узкие сегменты, чтобы рассказывать небольшие новости только тем, кому это интересно. Так выглядит построенный фильтр в Mindbox
Конверсия этой рассылки в заказы — 0,777%.
В отчете «Доходность компании» мы отслеживаем средний чек, конверсии, количество заказов и другие показатели
В отчете «Доходность компании» мы отслеживаем средний чек, конверсии, количество заказов и другие показатели

Сегментировали триггерные рассылки

В триггерных рассылках сегментация используется для автоматических email-кампаний. Например, клиенты, сделавшие заказ, через две недели после покупки получают письмо с просьбой написать отзыв в обмен на баллы.
За каждый отзыв о прочитанной книге клиенты Book24 получают баллы, которые могут потратить на новые книги
За каждый отзыв о прочитанной книге клиенты Book24 получают баллы, которые могут потратить на новые книги
У таких писем помимо основной цели есть дополнительная. Клиенты переходят на сайт и снова конвертируются в заказы. С декабря 2017 по июль 2018 в заказы конвертировались 0,402% получателей письма.
Конверсия этой рассылки в заказы — 0,427%.
Результаты работы триггера из отчета «Доходность по рассылке» с декабря 2017 по июль 2018
Результаты работы триггера из отчета «Доходность по рассылке» с декабря 2017 по июль 2018
В результате персонализации триггерных рассылок Book24 наладили коммуникацию с разными сегментами потребителей.
С тех пор как мы начали персонализировать рассылки, количество запросов на отписку от всех рассылок Book24 по сравнению с контрольной группой снижается. В январе 2018 было 0,28% запросов на отписку, а в июне — уже 0,08%.
Изменение процента кликов по ссылке «Отписаться» относительно количества всех отправленных писем за период с 01.01.2018 по 01.06.2018
Изменение процента кликов по ссылке «Отписаться» относительно количества всех отправленных писем за период с 01.01.2018 по 01.06.2018

Автоматизировали товарные рекомендации в ручных рассылках

Маркетологи Book24 используют товарные рекомендации и в ручных, и в триггерных рассылках. Все виды рекомендации формируются автоматически с помощью алгоритмов Mindbox.
В ручных рассылках по всей базе Book24 используют два вида рекомендаций: персональные рекомендации каждому сегменту покупателей и рекомендации самых популярных книг.
Для рассылок с рекомендациями книг по сегментам Book24 использует разделение по предпочтениям. Это четыре сегмента: нон-фикшн, художественная литература, бизнес-литература и детская литература. Покупатели каждого сегмента получают письма с рекомендациями выбрать книгу из интересной для них ниши. Например, поклонники бизнес-литературы получат письмо с рекомендациями по новым бизнес-изданиям.
Чтобы сделать рассылку с персональными рекомендациями по всей базе, маркетологи верстают только одно письмо. Блок рекомендаций подставляется в каждое письмо в соответствии с сегментом автоматически. В неделю рассылается три-четыре письма. Экономия времени при верстке одного письма — 1,5 часа, то есть 4,5–6 часов в неделю.
Ручная рассылка Book24 с индивидуальными рекомендациями по сегментам. Пример письма с блоком для сегмента «Бизнес-литература»
Ручная рассылка Book24 с индивидуальными рекомендациями по сегментам. Пример письма с блоком для сегмента «Бизнес-литература»
Конверсия этой рассылки в заказы — 0,087%.
Отчет «Доходность по рассылке» показывает эффект от рассылки с рекомендациями товаров по предпочтениям покупателей
Отчет «Доходность по рассылке» показывает эффект от рассылки с рекомендациями товаров по предпочтениям покупателей

Протестировали, какие товарные рекомендации работают лучше

Чтобы узнать, какие рекомендации работают лучше, Book24 проводили АВ-тесты.
Тест: определить, какой алгоритм рекомендаций приносит больший доход — рекомендации популярных новых книг или персонализированные рекомендации на основе поведения.
Book24 сравнили, какой алгоритм привлекательнее для покупателей: рекомендации популярных новых книг в продаже или рекомендации по поведению
Book24 сравнили, какой алгоритм привлекательнее для покупателей: рекомендации популярных новых книг в продаже или рекомендации по поведению
Тест показал, что средний чек выше у тех покупателей, которые получили письма с рекомендациями на основе популярных новинок, а не на основе их личного поведения.
Тест: определить, какой алгоритм рекомендаций приносит больший доход — рекомендации популярных книг за все время продаж или персонализированные рекомендации на основе поведения.
Еще один AB-тест: сравнение рекомендаций популярных товаров и рекомендаций по поведению
Еще один AB-тест: сравнение рекомендаций популярных товаров и рекомендаций по поведению
По результатам теста получилось, что статистически значимой разницы для этих рассылок нет.
Так мы установили, что товарные рекомендации по поведению работаю одинаково или хуже по сравнению с рекомендациями по популярности.
Планируем проводить еще тесты, чтобы найти решение с более высокой конверсией в заказы.

Автоматизировали товарные рекомендации в триггерных рассылках

В триггерных рассылках Book24 использует рекомендацию товаров по серии. Если покупатель заказывает книгу какой-то серии, то через пять дней система рекомендует ему книги из той же серии.
Триггер «По сериям» срабатывает, если покупатель заказал книгу из какой-либо серии и напоминает о других книгах этой же серии через две недели
Триггер «По сериям» срабатывает, если покупатель заказал книгу из какой-либо серии и напоминает о других книгах этой же серии через две недели
Конверсия в заказы этой рассылки за все время работы — 1,074%.
В отчете «Доходность рассылок» можно отслеживать, сколько денег принесла триггерная рассылка. Например, с 20.12.2017 по 19.07.2018 Book24 получили 270 тыс. рублей с триггерной рассылки «По сериям»
В отчете «Доходность рассылок» можно отслеживать, сколько денег принесла триггерная рассылка. Например, с 20.12.2017 по 19.07.2018 Book24 получили 270 тыс. рублей с триггерной рассылки «По сериям»

Персонализировали частоту, с которой подписчики получают письма

Если подписчики получают письма слишком часто, они перестают интересоваться рассылкой. Если редко, это снижает интерес к бренду. Чтобы найти оптимальную частоту получения писем подписчиками, мы используем контроль частоты отправки рассылок.
Это алгоритм, который наблюдает за поведением покупателей в базе, анализирует их действия и вычисляет, с каким перерывом стоит отправлять ручные рассылки, чтобы не надоедать людям.
Если покупатель перестает открывать рассылки, то частота снижается, если активно читает и кликает — повышается.
Результат работы алгоритма для Book24:
  • Процент отписавшихся читателей от ручных рассылок снизился с 5,62 до 3,79%.
  • Количество открытий увеличилось с 6,73 до 11,64%.
  • Количество переходов по ссылкам увеличилось с 0,95 до 1,78%.
Количество отправленных писем при этом снизилось в два раза, а охват аудитории не изменился.
Сравнения ключевых показателей эффективности рассылок после включения алгоритма «Контроль частоты рассылок» в период с 11.01.18 по 03.07.18
Сравнения ключевых показателей эффективности рассылок после включения алгоритма «Контроль частоты рассылок» в период с 11.01.18 по 03.07.18

Персонализировали с пользой для клиента

Book24 хотели, чтобы выбирать книги в магазине стало удобнее. Поэтому маркетологи магазина повысили уровень персонализации рассылок за счет сегментирования, рекомендаций и контроля частоты отправки писем.
На июль 2018 года персонализированные рассылки приносят в среднем 3 млн рублей выручки дополнительно с email-канала каждый месяц.

Еще кейсы: