Почему массовые мобильные пуши опаздывают. Маленькое расследование от гипермаркетов «Твой Дом»

Дмитрий Чернов
Дмитрий Чернов,
ведущий маркетолог программы лояльности сети гипермаркетов «Твой Дом»
Меня зовут Дмитрий Чернов, я ведущий маркетолог программы лояльности сети гипермаркетов «Твой Дом». Расскажу, как простой фильтр помог нам починить доставку пушей на iOS и снизить нагрузку на процессинг.
Будет полезно тем, кто отправляет пуши по всей базе мобильного приложения. И отдельно — тем, кто пропагандирует сегментацию и персонализацию рассылок в своей компании.

Проблема: пуши доставляются на iOS с большим опозданием

Однажды кто-то из команды получил мобильный пуш от нашего приложения «Твой дом — Драгоценности» — в 2 часа ночи, через день после отправки.
Для нас такое опоздание — большая проблема. В пушах часто бывают скидки с ограничением во времени, например по пятницам рассказываем об акции выходного дня. Если клиент получит такой пуш только в воскресенье или понедельник — акция будет уже неактуальной.
Чтобы понять, как на самом деле приходят наши пуши, мы углубились в отчеты Google Play Console и Apple Store Connect — посмотрели на активность пользователей Android и Apple в июле:
Активные Android-устройства (DAU) за июль 2022
Активные Android-устройства (DAU) за июль 2022
Активные iOS-устройства (DAU) за июль 2022
Активные iOS-устройства (DAU) за июль 2022
На отчеты мы наложили события, которые влияют на посещаемость мобильного приложения:
  • выходные и праздничные дни (в нашем приложении активность в эти дни всегда выше),
  • массовые рекламные пуши,
  • триггерные пуши по отточному сегменту.
Для Android мы видим явную корреляцию: сразу после отправки пуша — всплеск активности.
Активные устройства (MAU) на платформе Android за июль 2022 с событиями
Активные устройства (MAU) на платформе Android за июль 2022 с событиями
На графике видно, что пуши на Android приходят в день отправки и заметно влияют на приток пользователей в приложение.
А вот график для iOS почти равномерный — нет видимой взаимосвязи между рекламными пушами и активностью пользователей:
Активные устройства (MAU) на платформе iOS за июль с событиями
Активные устройства (MAU) на платформе iOS за июль с событиями
Если пуши не влияют на активность аудитории, логично задаться вопросом: доходят ли они вообще?
Ответить на него достаточно сложно, особенно если у компании самописная CRM-система, а не дорогой и продвинутый сервис «из коробки». После email-рассылки мы получаем отчёт по всей воронке: отправки, доставки, открытия, клики по ссылке, покупки. В пушах мы видим только «отправлено», потому что:
  • Нет информации о доставке от сервисов нотификации. У сервисов нотификации мобильного приложения и кошельков Android и Apple нет обратной связи (callback-вызовов) или иных способов верификации по переданным им пушам. После того как сервисы приняли сообщение, нельзя отследить его статус. Кроме того, сам пользователь в настройках смартфона может запретить прием пушей от отдельных приложений или вообще всех.
  • Нет информации об удалении приложения. Рассылка отправляется по всей базе — а это более 2 миллионов пользователей (67% — пользователи Android, 37% — iOS). Это все, кто когда-либо скачивал мобильное приложение «Твой Дом — Драгоценности» и успешно осуществил вход. При этом наш процессинг программы лояльности не собирает данные о том, было ли приложение удалено. Поэтому мы не можем достоверно сказать, кому доставляются пуши.
  • 3 суток
    могла занимать доставка пуша пользователям iOS
В нашей CRM-системе мы могли посмотреть время отправки первого и последнего пуша в рассылке. Понаблюдали за отправками две недели — и оказалось, что рассылка пользователям Android всегда отправляется не больше 6 часов, а пользователям iOS может отправиться за 4 часа, а может — за трое суток. Именно поэтому на графике нет заметных скачков активности: массовые пуши приходят по долям почти каждый день и поддерживают равномерный приток пользователей.

Решение: фильтр по давности покупки

Для решения проблемы нужно было пересмотреть сегмент для массовых рассылок. Очевидно, что пропускная способность пуш-рассылки для iOS не позволяет рассылать сообщение по всей базе за один день.
Поэтому мы добавили сегменту еще одно условие — по давности покупки:
  • есть факт установки мобильного приложения «Твой Дом — Драгоценности»;
  • совершена покупка в течение последних 3 лет.
База из 2 миллионов пользователей сократилась до сегмента в 400-450 тыс., которые потенциально могут взаимодействовать с приложением. Пуши уже не получают «потерянные» клиенты — к ним относим тех, кто не был в наших магазинах больше года. Таких пользователей мы пытаемся «вернуть» редкими масштабными акциями вроде новогодней ярмарки с большими скидками.
Также можем предполагать, что среди получателей теперь меньше тех, кто удалил мобильное приложение.

Результат: пуши на iOS приходят день в день

В течение месяца пуши шли по обновленному сегменту — рассылка пользователям iOS стала отправляться в течение дня. Как результат — клиенты начали получать сообщения день в день и с актуальными акциями. Мы уверены, что клиенты вовремя получают рассылки о предложениях, ограниченных во времени.
На графике DAU стала видна корреляция между отправкой пушей и активностью iOS-пользователей:
Активные iOS-устройства (DAU): заметна корреляция между рассылками пушей и активностью аудитории
Активные iOS-устройства (DAU): заметна корреляция между рассылками пушей и активностью аудитории
Кроме того, теперь мы можем управлять частотой коммуникаций. Раньше пользователь мог получить два пуша в один день из-за того, что один из них слишком долго доставлялся. Мы могли заспамить его, сами того не подозревая. Теперь мы действительно знаем, когда пользователь получил последний пуш и когда можно отправить ему следующий.
Наконец, мы снизили нагрузку на процессинг. Раньше из-за очереди из «мертвых душ» мы не могли рассылать два мобильных пуша в один день. Теперь можем делать одновременно несколько рассылок по разным сегментам.
Так за счет простого фильтра мы сократили издержки на обслуживание коммуникаций в процессинге. А то, что удалось сэкономить без потери качества, можно считать заработанным!