Как спрогнозировать эффект от внедрения каскадных коммуникаций. Опыт DIY-ритейлера «Петрович»

Когда нужно дотянуться до максимального количества пользователей и при этом не разориться на коммуникациях, есть смысл использовать каскадные рассылки. Но сначала нужно убедиться, что внедрение окупится.
Как рассчитать потенциальную экономию и принять решение о внедрении, рассказала руководитель CRM-коммуникаций «Петровича» Ольга Касикова. Дополнили ее рассказ эксперты из Secret Kitchen, Coffee Analytics и CRM-Group.

Зачем внедрять каскадные рассылки

Автор
Ольга Касикова,
 руководитель CRM-коммуникаций «Петровича»
Обычно о каскадных рассылках задумываются, когда хотят оптимизировать расходы на коммуникации. Так было и в нашем случае: при планировании бюджета мы обнаружили, что расходы на SMS по 20 сервисным сценариям (в том числе подтверждение заказа, принято в работу, доставка) ежегодно достигают десятков миллионов рублей.
Мы активно ведем переговоры с операторами. В среднем по рынку одна часть SMS, то есть 70 символов кириллицей, стоит 3 рубля — у нас 2,5. Но это если говорить про большую тройку — «МТС», «Билайн», «МегаФон».
  • 12 рублей
    достигает цена за SMS
За последние годы появились альтернативные операторы — Tele2, «Тинькофф», Yota, которые предлагают пользователям очень выгодные тарифы. Мы наблюдаем переток клиентов — у нас в базе почти 30% таких абонентов. Проблема в том, что у альтернативных операторов цена SMS для бизнеса достигает 12 рублей за 70 символов.
Чтобы точно рассчитать среднюю стоимость, сделали выгрузку из SMS-шлюза всех сообщений, которые отправляли за последние полгода вне зависимости от оператора. Получились все те же 3 рубля.
Потенциальную экономию на каскадах мы уже однажды считали на рассылке по программе лояльности — тогда настроили каскадные уведомления о сгорании баллов. Дело в том, что мы обязуемся компенсировать сгоревшие баллы, если клиент не получил сообщение об их сгорании. Поэтому нам важно рассказать об этом любым возможным способом. Для этого мы и использовали каскады: сперва рассылали email и мобильные пуши, а только затем SMS.
Эта механика показала, что мы можем еще и экономить на каскадах — с 51,1% получателей удалось связаться с помощью условно бесплатных писем и мобильных пушей.
Однако все равно решили посчитать потенциальную экономию еще раз. Сделали это из-за различия между рассылками по программе лояльности и сервисными сообщениями — это разные виды трафика. У рассылок по программе более лояльная аудитория, а сами сообщения рекламные или мотивирующие. Сервисные сообщения отправляются всем покупателям и при этом дают важную информацию по заказу, которую клиент ждет.
Важно было также проверить, как клиенты отреагируют на новые каналы коммуникации, будет ли им удобно получать информацию через мобильные пуши и Viber.

Как посчитать потенциальную экономию на каскадах

По моему опыту, расчет включает три основных этапа:
  1. Проанализировать, сколько SMS отправляется в год и ежемесячно, из скольких частей они состоят и во сколько вам обходятся.
  2. Проанализировать реальные отправки, чтобы понять, какому проценту клиентов доставляется сообщение в том или ином канале.
  1. Провести пилот.
Мы проанализировали получателей одного из сервисных сценариев за май. Это начало высокого сезона, но еще не пик. Оказалось, что у 45% получателей есть мобильное приложение, еще 30% доступны в Viber, где сообщение стоит 60 копеек и не ограничено по количеству символов. Таким образом, только у 15% SMS — безальтернативный канал.
Я рекомендую проводить тестирование каскадных рассылок даже при небольших объемах: любая экономия имеет значение. При внедрении стоит оценить, сколько ресурсов на разработку и подготовку сценария вы потратите. Возможно, экономия будет настолько мала, что не покроет расходы на разработку.
Если у вас есть только email и SMS без мобильного приложения, внедрять каскады все равно имеет смысл при условии, что у вас высокий процент валидных email-адресов.
В качестве тестовой имеет смысл выбрать самый затратный сценарий. Самый затратный — значит, самый частый. Он позволяет быстрее получить отклик от клиентов. Мы активно собираем обратную связь — постоянные клиенты реагируют на любые изменения: если процесс неудобный, то мы об этом быстро узнаем и поменяем его.
Кроме того, для проведения теста понадобится меньше времени, потому что в выборку будет попадать больше клиентов. Мы выбрали сервисный сценарий «доставка и оплата на месте», когда клиент заказывает доставку в мобильном приложении или на сайте и платит водителю.
Каскадный сценарий выглядел следующим образом:
  • 45%
    получателей тестового сценария оказались доступны в бесплатном канале
С 45% получателей действительно удалось связаться с помощью бесплатных мобильных пушей — этот уровень приняли за образец для всех последующих сценариев.

Как подсчитывать экономию на каскадах автоматически

  • Полдня
    занимает ручной расчет экономии на одном сценарии
Считать экономию на каскадах вручную трудозатратно: у нашего CRM-маркетолога уходило по полдня на каждый сценарий. Поэтому приняли решение настроить автоматический дашборд — в этом нам помогала аналитическая компания Coffee Analytics. На разработку дашборда со всеми правками ушло около двух недель.

Сколько заплатили бы, если отправлять только SMS

SMS
Отправили бы
13 465 по стоимости 2,045 ₽
Затраты потенциальные
27 536 ₽

Сколько заплатили по факту

Мобильный пуш
Viber
SMS
Отправили
3028
1899
8538 (2 части SMS)
Затраты фактические
0 ₽
1500 ₽
12 807 ₽

Экономия за один месяц

27 536 − 14 307 = 13 229 ₽ (48%)

Как не запутаться в расчетах и проверить, что каскады не вредят бизнесу

Что каскады дают «Петровичу» и почему без CDP внедрить их не получится

Преимущества каскадов

В дополнение к сценарию «доставка и оплата на месте» перевели на каскады еще три сервисных сценария, связанных с доставкой и самовывозом. Остальные сценарии планируем перевести на каскады поэтапно. Уже на этом этапе экономим несколько миллионов рублей в год. Важно отметить, что достигнутый результат в тестовом сценарии сохраняется и через год после запуска — нам удается связаться с помощью бесплатных каналов с более чем 50% получателей.
Еще одним преимуществом является управляемость. Во многих компаниях сервисные SMS настраиваются один раз, и про них забывают: не проводят анализ и оптимизацию эффективности. Благодаря переводу SMS на Mindbox мы получили доступ к статистике: доставляемости, кликабельности и данным о повторных продажах. Это позволяет оценить реальный интерес получателей, проводить AB-тесты и сокращать затраты. Например, мы можем изменить текст SMS и направлять клиентов на «Яндекс.Карты» вместо включения полного адреса в сообщение. Теперь это можно сделать всего в несколько кликов, без необходимости обращаться к разработчикам.
Наконец, сервисные каскады могут приносить прибыль: в сообщение удобно встраивать баннер. Например, электронные чеки у нас тоже отправляются каскадом: сначала пуш, потом SMS.
Картинка
Картинка
При переходе по ссылке из мобильного пуша или SMS клиент видит чек, в который можно добавить актуальную акцию

Внедрение каскадов

Если у вас есть единая платформа, из которой отправляются все коммуникации, затраты на внедрение каскадов будут минимальными. Мы в «Петровиче», например, используем CDP Mindbox еще с 2018 года — основная работа по интеграции была проделана задолго до запуска каскадов.
Однако для внедрения каскадных рассылок потребовался дополнительный ресурс разработки. Ранее SMS-сообщения отправлялись только из 1С. Чтобы запустить каскады, необходимо было перевести отправку SMS в Mindbox и настроить передачу дополнительных полей и событий, которые до этого не участвовали в обмене данными. Это, например, адрес, условия и время доставки. Для решения этой задачи у нашей команды было всего два разработчика, поэтому на интеграцию каждого сценария закладывали один-два месяца.
Если сообщения в разных каналах отправляются из разных систем, внедрение каскадов становится невозможным. Нельзя автоматически проверить, было ли сообщение доставлено клиенту, а ручной контроль такого процесса просто нереален. Можно провести пилот и показать экономию на одном сценарии, а дальше пересматривать весь подход к коммуникациям и думать о внедрении омниканальности.

Резюме: как спрогнозировать эффект от каскадных коммуникаций

  1. Проанализировать, сколько SMS отправляется в год и ежемесячно, из скольких частей они состоят и во сколько вам обходятся.
  2. Проанализировать реальные отправки, чтобы понять, какой процент клиентов получает сообщения в том или ином канале.
  3. Провести пилот — в качестве тестового имеет смысл выбрать самый затратный сценарий.