Чтобы понять, нужно ли брать согласие у клиента на получение и обработку данных, достаточно ответить на один вопрос: оставил ли вам покупатель информацию, по которой вы можете его идентифицировать, даже косвенно?
Если ответ «да», вам надо запрашивать согласие на обработку этих данных.
Например, клиент оставил вам свой email или телефон в заявке на обратный звонок, значит, он передал вам свои персональные данные. С согласия клиента можно эти данные использовать: перезвонить и предложить оформить заказ, отправить пуш-уведомление о скидках на старую коллекцию, отправить email-рассылку с подборкой книг в интернет-магазине и так далее.
Если вы собираете данные в таком формате, что клиента невозможно идентифицировать, вам не нужно брать согласие на обработку его данных.
Допустим, компания проводит анонимный опрос или публикует отзывы под вымышленными именами или без указания конкретных данных: «отзыв Алисы К.», «отзыв нашего покупателя из Химок», «отзыв многодетной мамы».
Еще сбор согласий не нужен в особых случаях, которые прописаны в законе. Например, закон не требует получать согласие от клиента, если его данные нужны для исполнения договора, который он уже заключил.
Не нужно брать согласие на обработку адреса, если клиент заказал у вас товар и оформил доставку на дом, потому что заключен договор купли-продажи и для его исполнения вам необходим адрес доставки.
Кира Лукашина, юрист Mindbox