Интернет-магазин в Telegram: стоит ли делать
Магазины в Telegram существуют давно. Но до апреля 2022 года это были либо каналы со ссылками на сайт, либо кнопочные боты с примитивным каталогом и возможностью принимать оплату.
Сейчас создатели Telegram-ботов обещают бизнесу полноценный магазин с адаптивным дизайном внутри мессенджера. В него можно добавить каталог товаров и даже персонализировать контент на основе действий покупателя.
Интернет-магазин в Telegram: стоит ли делать
В статье выясним, насколько это рабочий инструмент и кому подойдет магазин в Telegram.
Плюсы и минусы интернет-магазина в Telegram
На первый взгляд, магазин в Telegram выгоден бизнесу ― кроме интернет-магазина, компания получает возможность постоянно общаться с клиентом. Чем более функциональным будет Telegram-бот, тем больше стимула у клиентов взаимодействовать с бизнесом: покупать в магазине или читать рассылки.
У такого магазина есть еще несколько весомых плюсов:
- Низкая конкуренция. Продажи в мессенджере еще только развиваются, поэтому есть возможность занять нишу и привлечь часть аудитории конкурентов.
- Быстрая загрузка. Мессенджер не использует сложный дизайн и верстку. Магазин ― просто каталог и кнопки, поэтому загружается мгновенно.
- Автоматизация. Продажами занимается чат-бот при минимальном участии человека.
В своем нынешнем виде Telegram-магазин подойдет компаниям с ассортиментом не более 10 SKU и продажами около 20 единиц товара в день.
Если в магазине более широкий ассортимент, его ждут трудности:
- Неудобно пользоваться каталогом в виде карточек. Для примера: ассортимент среднего сервиса доставки пиццы ― 20 видов пиццы в трех размерах. Это уже 60 SKU. Плюс напитки, салаты и зачастую роллы. Даже если разделить все товары по категориям, в ленту клиента будут выгружаться сразу шесть-семь картинок с описанием продукта. Их очень утомительно скроллить, чтобы выбрать нужный.
- Долгий путь до заказа. Чтобы заказать пиццу, напиток и салат, придется перемещаться между категориями, переходить в корзину, выбирать доставку, оплачивать заказ. Все это оформлено кнопками. Клиент уйдет из магазина, в котором, чтобы заказать пиццу, нужно сделать минимум шесть нажатий.
- Невозможно проверить адрес доставки. Часто доставка ограничена определенным городом или районом. Чтобы понять, может ли компания привезти клиенту товар, нужно проверить его адрес. Сделать это с помощью бота внутри Telegram-магазина невозможно.
Мнение
Я встречал удачное решение такой проблемы. Это был проект Мосгаза по распознаванию адресов: серьезный сервис на бэке расшифровывал неправильно написанный адрес и возвращал назад в бота с правильным названием, чтобы клиент уточнил, его это адрес или нет.
Но у этого бота только одна задача ― проверить адрес. В случае с магазином я не представляю, как в боте показать зоны доставки, чтобы это было удобно.
Для небольшого бизнеса будет сложно и дорого реализовать у себя решение Мосгаза, а для клиентов это все равно будет не так наглядно, как на сайте.
- Неудобная система оплаты. Telegram не предлагает способы оплаты, доступные в России. Нужно подключать платежный сервис, который будет генерировать ссылки на оплату прямо в Telegram. Например, «ЮКассу».
- Нет встроенной системы учета. Заказы поступают неравномерно, а быстро обработать сразу 30–40 заказов вручную невозможно. Особенно острой проблема будет в сервисах доставки еды, где на обработку и доставку заказа отведено не больше часа. Без системы учета бот не узнает, что какой-то товар закончился, или не сможет сам поменять цены, придется делать это вручную.
Мнение
Как сотрудник Botmother я жду, когда наши разработчики сделают с WebView что-то более удобное, и мы получим новых клиентов.
Люди любят Telegram. Telegram-каналы влияют на инфоповестку всей страны. И если люди смогут делать покупки, не выходя из своего любимого мессенджера, эта идея взлетит. Нужно просто дождаться приемлемой реализации.
Создаем магазин с помощью @BotFather и @Botobot
Для тех, кто решил попробовать создать магазин в Telegram, мы подготовили инструкцию.
1. Создаем бота для магазина с помощью @BotFather
Сначала нужно создать бота, на котором будет работать магазин. Все боты в Telegram регистрируются через бота @BotFather. Он умеет создавать и настраивать ботов по команде пользователя:
- /newbot ― создать нового бота;
- /mybots ― показать список ботов пользователя;
- /setname ― дать боту имя, которое будет отображаться в шапке чата;
- /setdescription ― добавить описание бота, которое будет отображаться в профиле;
- /setabouttext ― добавить текст, который пользователь будет видеть перед нажатием кнопки «старт»;
- /setuserpic ― добавить в профиль бота фотографию;
- /setcommands ― установить команды, которые пользователь сможет подавать боту;
- /deletebot ― удалить бота.

Чтобы создать бота для собственного магазина, нужно запустить в BotFather команду /newbot.
BotFather предложит выбрать название бота, которое отображается при общении с покупателем, и имя пользователя, по которому бота можно найти в Telegram. Имя пользователя должно заканчиваться на bot: например, Magazinbot или Magazin_bot.
Если имя не занято, бот пришлет адрес бота и токен. Они понадобятся для авторизации в сервисе для создания магазина.

Пока бот ничего не продает. Чтобы интернет-магазин заработал, его нужно собрать в специальном сервисе.
2. Создаем магазин в @Botobot
Настроить магазин поможет @Botobot. Он предназначен для создания торговых площадок в Telegram. Стоимость ― от 320 рублей в месяц. Есть бесплатный тариф, но он ограничивает каталог 20 наименованиями товара.
Сначала нужно создать магазин:
- Открыть в Telegram бот @Botobot.
- Выбрать язык.
- Добавить название.
- Ввести токен, который дал BotFather.

У бота четыре кнопки:
- Личный кабинет, чтобы запросить ссылку на ЛК.
- Рассылка, чтобы создавать и отправлять рассылки подписчикам магазина.
- Настройки, чтобы поменять язык интерфейса бота.
- Справка, чтобы запросить список команд для управления ботом и контакты службы поддержки.
3. Добавляем товары
Чтобы добавить товары, нужно перейти в личный кабинет по ссылке, которую прислал бот.

Товары в каталог загружают в виде таблицы, в которую нужно внести информацию о товарах: наименование, артикул, цену и другие, а также добавить ссылку на фотографии.
Столбцы, которые не относятся к товару, нужно оставить пустыми. Например, если все позиции каталога одного цвета или их цвет не важен для покупателя, столбец «цвет» не заполняют. Пустые поля не отображаются в готовом каталоге.

Заполненную таблицу нужно загрузить в личный кабинет. Для этого нужно перейти на страницу «каталог», выбрать вкладку «товары» и кликнуть по ссылке «импорт». Если в таблице ошибка, например не подгружаются фотографии, система предупредит об этом.
Готовый каталог появится во вкладке «товары».

Во вкладке «доставка» можно указать минимальную цену заказа, способы и стоимость доставки.

Остается только настроить оплату, для этого нужно подключить платежный сервис во вкладке «платежи».

4. Проверяем работоспособность
Когда все готово, нужно проверить, как работает бот магазина. Это делается вручную: перейти в магазин, походить по каталогу, положить товары в корзину и завершить заказ.

Если что-то работает не так, как планировалось, например бот не предлагает какой-то вариант доставки, нужно вернуться в личный кабинет и проверить настройки. Если настройки в порядке, но бот все равно работает некорректно, надо написать в поддержку из личного кабинета.
Чат-боты в Mindbox
Пока сделать интернет-магазин на основе бота на платформе Mindbox нельзя. Однако можно воспользоваться промежуточным вариантом ― так работает чат-бот Synergetic.
В нем можно подобрать товар, отследить заказ, узнать количество баллов в программе лояльности и связаться со службой поддержки. Дополнительно бот выдает бонус за первую покупку.
У Synergetic 300 наименований товара и продуктовая линейка продолжает расти. Чтобы не спамить покупателя сотнями картинок из каталога, в боте предусмотрена кнопка «за покупками». Если нажать на нее, внутри Telegram откроется браузер. Это еще не нативное решение, но клиентам удобно, что не нужно переходить в другое приложение.
Через Mindbox можно подключить чат-ботов сразу в шести каналах:
- Telegram,
- VK,
- Viber,
- Instagram*,
- Facebook*,
- «Одноклассники».
Мнение
Instagram*, «Одноклассники», Facebook* ― суперэкзотика. На моей памяти, никто их еще не подключал. Самый популярный и прибыльный канал сейчас ― Telegram, реже подключаем VK, еще реже ― Viber.
В конструкторе на платформе можно собрать любой сценарий с использованием данных, которые хранятся в Mindbox, и информации, которую клиент сам введет в чат-бота.

Чаще всего на платформе используют три сценария для чат-ботов.
1. Рассылки.
В Telegram можно запускать триггерные цепочки и массовые рассылки.
В Oriflame заметили, что активная база подписчиков в email-канале снижается, поэтому решили повысить активность аудитории в новом канале ― Telegram. При этом важно было не увеличивать ресурсы на его поддержку.
Чат-бот ориентирован на партнеров бренда, которые приносят основную часть выручки Oriflame. Они заказывают продукцию по сниженной цене и продают ее по цене каталога.
Чтобы упростить навигацию по сайту, увеличить проникновение маркетинговых коммуникаций и повысить конверсию в покупку, запустили механики:
- Новые партнеры бренда получают ссылку на чат-бота в приветственном email. На старте бот предлагает несколько информационных сценариев ― от покупки продуктов до советов, как стать успешным партнером бренда, и выдает ссылки на разделы сайта. Для удобства навигации их разделили по категориям.
- Если нажать на категорию, через два часа придет сообщение с рекомендациями по товарам из нее. Триггерные механики используют рекомендации товаров на основе машинного обучения. Это помогает компании лучше узнать предпочтения аудитории и помочь пользователям выбрать нужный продукт.
- Кроме того, каждую неделю бот отправляет всем подписчикам промопредложения.
Мнение
Рассылки в Telegram приносят существенные деньги ― я вижу это на проектах Mindbox. На многих из них показатели выручки уже превосходят email. Это значит, что канал лучше читают, лучше кликают, лучше покупают и выручка от подписчиков выше.
Если бизнес хочет пойти в Telegram, ему обязательно нужно переносить сценарии из email. Со временем к ним, скорее всего, добавятся еще какие-то интересные триггерные, массовые сценарии для Telegram.
2. Интерактивные механики. Telegram ― интерактивный канал, который позволяет клиентам реагировать на автоматические сообщения от компании. Это позволяет выстраивать общение с клиентами в зависимости от их реакции и выдавать каждому персонализированный контент. Например, чат-бот Synergetic может сделать подборку товаров по запросу пользователя.

Чат-бот может отправлять коды подтверждения о списании баллов по программе лояльности в Telegram вместо SMS. Многим клиентам будет удобнее получать их в привычном мессенджере, а бизнесу это обойдется дешевле.
Чат-бота можно использовать для вовлечения клиентов с помощью геймификационных механик, тестов, опросов, квизов.
Главное ― соблюсти баланс между пользой и рекламой. Создать такого бота, за пользу от которого пользователи будут терпеть его рекламу и покупать.
3. Поддержка. В Telegram можно перенести чат со службой поддержки. Перейти в него можно прямо с сайта компании по клику на значок мессенджера. Использование чат-бота поможет экономить на расходах на службу поддержки и беречь время клиента, потому что боту можно поручить стандартные вопросы. Если вопрос сложный, к чату в Telegram подключается оператор.
Мнение
В одном окне клиент получает и автоматический сервис, и информацию об акциях, и помощь. Так Telegram становится универсальным окном коммуникации для бизнеса.
* Принадлежит Meta, деятельность которой признана экстремистской и запрещена на территории России.