Для чего нужны QR-коды и как их применяют в маркетинге. Какие виды QR-кодов существуют и как они устроены. Чем они лучше штрих-кодов. Как создавать и сканировать QR-коды. Как ими пользоваться.
2 апреля 2022
Что такое QR-коды и как их применять в маркетинге
Что такое QR-коды и как их применять в маркетинге
QR-кодами кодируют промокод, ссылки на сайт или личный кабинет участника программы лояльности.
United Colors of Benetton, 12 STOREEZ, Cinzano и «М.Видео — Эльдорадо» уже используют QR-коды в маркетинге. Чтобы собирать данные клиентов в офлайне и на маркетплейсах, доносить до них нужную информацию, увеличивать количество участников программы лояльности, делать персональные предложения. Узнайте, как внедрить QR-коды в свой маркетинг и создавать их за минуту с помощью генератора.
Что такое QR-код
QR-код ведет на страницу с инструментами маркетолога
QR-код (quick response, код быстрого отклика) — штрихкод, в котором закодирована информация по вертикали и горизонтали. От обычного штрихкода QR-код отличается количеством закодированной информации и быстротой считывания.
QR-коды помогают компаниям доносить нужную информацию до аудитории в офлайне и делать взаимодействие клиента с магазином удобным. Например, клиент на кассе показывает промокод в виде QR-кода вместо того, чтобы запоминать и диктовать его кассиру.
Как использовать QR-код в маркетинге
Использовать как виртуальную карту лояльности, а значит — как дополнительный канал коммуникации
Например, United Colors of Benetton подключил приложение «Кошелёк» на iOS и Android как дополнительный канал коммуникации с клиентами.
После регистрации в приложении клиент получает приветственные баллы, мобильные пуши о ключевых акциях и видит свой балльный счет. Теперь клиенту не нужно носить с собой пластиковую карту, вспоминать ее номер при покупке на кассе или диктовать номер телефона. Ему достаточно показать QR-код на кассе в магазине.
Карта лояльности Benetton в приложении «Кошелёк». Номер карты и балльный счет подтягиваются из Mindbox
Увеличивать количество новых участников программы лояльности и строить с ними коммуникацию
Чем проще клиентам зарегистрироваться в программе лояльности, тем активнее они будут это делать. Например, заполнить вручную бумажную анкету в офлайн-магазине гораздо труднее, чем отсканировать QR-код с телефона и сразу получить доступ к личному кабинету, сайту программы лояльности или мобильному приложению.
Такая механика помогает компании увеличивать количество участников программы лояльности и получать дополнительную информацию: где и когда отсканирован код, с помощью какого устройства и какая акция по привлечению новых участников сработала.
Кейс: Коммуникации с клиентами в виртуальных кошельках для iOS и Android. Опыт магазинов одежды 12 STOREEZ
Например, 12 STOREEZ предлагает своим покупателям виртуальные карты лояльности на технологии OSMI Cards. Для установки виртуальной карты 12 STOREEZ рассылал QR-коды в email, чтобы увеличивать количество клиентов с виртуальными картами лояльности, а затем строить коммуникацию через эти карты. Для этого запустили две механики:
1. В массовых email-рассылках. Участники программы лояльности без виртуальной карты видели QR-код своей карты. И могли сразу загрузить ее на свой смартфон, отсканировав QR-код или кликнув по картинке с кодом. После этого QR-код больше не отправлялся в рассылках.
2. В триггерных email-рассылках. При регистрации в программе лояльности на сайте или в офлайне клиенту автоматически приходит письмо с QR-кодом карты.
12 STOREEZ присылает новым участникам программы лояльности письмо с QR-кодом виртуальной карты
Собирать данные офлайн-клиентов
QR-код, размещенный на чеках, печатных материалах или упаковке товара помогает получить информацию об офлайн-клиентах, точках продаж, а также оценить эффективность акций в офлайне. Если не получать от офлайн-клиентов хотя бы минимальный набор данных, дальнейшая коммуникация с ними может не состояться.
QR-коды помогают собирать такую информацию о действиях клиентов: место, дата и время покупки, персональные данные при регистрации в программе лояльности, рекламная кампания, которая привела клиента к покупке.
Кейс: Cinzano: кросс-канальные коммуникации на основе офлайн-покупок для клуба поклонников игристого
Например, клиенты Cinzano могут зарегистрироваться в программе лояльности и получить кешбэк, отсканировав QR-код с чека. Он ведет клиентов на страницу программы и содержит информацию о том, что еще покупал клиент. Такая механика помогает компании узнать, какие еще товары были в корзине у клиента, в какой сети магазинов и по какой цене куплена продукция Cinzano.
В мобильном приложении Cinzano можно зарегистрироваться в программе лояльности, отсканировать QR-коды на чеке и получить баллы и кешбэк за покупки
Получать информацию о клиентах, которые покупают на маркетплейсах, держать связь с ними
Маркетплейсы воспринимаются как угроза для бизнеса, потому что они не делятся контактами клиентов с поставщиками. А раз нет контактов клиентов — нет и возможности стимулировать повторные покупки. Проблема решается с помощью QR-кода на упаковке товара — так появляется возможность не терять связь с клиентом, даже если он все время покупает на маркетплейсе.
Например, компания — обжарщик кофе [размещает QR-код на упаковке] и предлагает перейти по ссылке, чтобы научиться правильно варить кофе. Таким образом клиент повторно идентифицируется и его профиль «склеивается» с посетителем вашего сайта. Для этого, правда, нужна платформа клиентских данных.
Делать клиентам персональные предложения
QR-код на упаковке товара или ценнике в магазине помогает привлекать внимание клиентов и стимулировать их к покупке.
Клиент может отсканировать код и получить дополнительную информацию о товаре, накопленных баллах и персональных предложениях, проверить уровень скидки и историю покупок в личном кабинете. Такая механика помогает клиентам быстрее принимать решение о покупке — они сразу получают информацию о товаре и финальной цене.
Например, «М.Видео — Эльдорадо» с помощью QR-кодов делает клиентам персональные предложения. Участник программы лояльности сканирует в магазине ценник с QR-кодом и видит цену с учетом всех персональных предложений, бонусов и промокодов. Даже новые участники программы за QR-кодом видят цену ниже, чем на ценнике.
Почти на всех ценниках в магазине есть QR-код для проверки персональной цены
Генератор QR-кодов
Подготовили генератор QR-кодов. Как использовать: выбрать размер QR-кода в пикселях, вставить ссылку или написать промокод и нажать кнопку «Сгенерировать».
Генератор создает только статичные QR-коды
Виды QR-кодов
Статический QR-код (static QR). Информация закодирована непосредственно в коде. Если понадобится изменить адрес ссылки, то придется создать новый QR-код.
Статический QR-код используют для размещения:
- ссылки на сайт компании, страницу программы лояльности или на страницу промоакции;
- ссылки на электронную почту;
- ссылки на резюме или визитную карточку;
- ссылки на меню;
- промокода или текста с информацией о товаре.
POS-материалы — стойки с меню, оформление касс
Например, на POS-материалах ресторана размещены статические QR-коды со ссылкой на летнее меню. Для зимнего меню нужен будет другой код.
Динамический QR-код (dynamic QR). Код с зашифрованным коротким URL-адресом (типа bitly.it/u). Пользователь сканирует QR-код и попадает на технический сайт, который незаметно перенаправляет его на нужную страницу — промоакции, программы лояльности или рекламной кампании.
Например, один и тот же QR-код на чеке в марте может вести клиентов на страницу с акцией «1+1=3», в мае — на страницу со скидкой 10% на сопутствующие товары, в июле — снова на страницу со скидкой 10% или любую другую акцию. Для этого QR-код переделывать не нужно, достаточно поменять ссылку.
Микро-QR-код отличается от статических и динамических меньшим размером и объемом закодированной информации (21 буква или 35 цифр). Полезен в ситуациях, когда пространство для кода ограничено, например на этикетке товара или ценнике. Но есть ограничение: не все производители смартфонов встраивают возможность сканирования микро-QR-кодов в камеру телефона — чтобы его сканировать, понадобится специальное приложение. Сравним статический или динамический QR-код с микро:
Как устроен QR-код
Понимание принципов работы и устройства QR-кода помогает при создании макетов с рекламными материалами. Например, без разделительной зоны вокруг QR-кода он не будет считываться, а слишком маленький код не сможет вместить в себя полноценную ссылку с UTM-метками.
Объем информации, которая может быть закодирована в QR-коде, зависит от его размеров. Самый маленький QR-код — 21 × 21 пиксель, в него поместится промокод. Самый большой — 177 × 177 пикселей, в него поместится полноценная UTM-метка с десятком параметров.
Каждый QR-код состоит из нескольких паттернов. В каждом паттерне содержится информация о версии кода, способе хранения данных и самой закодированной информации.
Паттерн поиска помогает сканеру быстро находить QR-код на поверхности
Паттерн времени передает сканеру информацию о размере закодированной информации
Паттерн версии кода сообщает сканеру количество закодированной информации
Паттерн формата информации помогает сканеру распознать информацию, если QR-код плохо читается или поврежден
Паттерн информации — в нем закодирована основная информация
Разделительная зона — пустое пространство вокруг QR-кода, которое отделяет его от окружения
Советы по работе с QR-кодами
1. Перед запуском протестировать QR-код — как он работает на нескольких устройствах на iOS и Android.
2. Использовать короткие ссылки, чтобы создавать визуально чистые QR-коды. Перегруженный код выглядит громоздко из-за количества паттернов. Перегрузить код можно десятком UTM-меток.
3. Использовать UTM-метки при кодировании ссылок, чтобы отслеживать эффективность кампании.
4. При печати QR-кода не использовать малоконтрастные цвета, например бледно-зеленый или светло-серый цвет, — это может затруднить считывание кода сканером.
5. Оставлять разделительную зону вокруг кода белой, чтобы любое устройство считывало код быстро и без проблем.