В этой статье расскажем, как строится процесс интеграции, чтобы вы знали, к чему готовиться при подключении системы автоматизации маркетинга.
5 этапов интеграции маркетинговой платформы Mindbox
Интеграция сайта с платформой — это настройка обмена данными. Она нужна, чтобы Mindbox получал информацию, например об авторизации на сайте или об оформлении заказа, и отправлял рассылки, передавал данные для расчета скидок, начисления и списания бонусов. В статье — как строится процесс интеграции платформы, чтобы вы заранее знали, к чему готовиться при автоматизации маркетинга.
Интегрировать можно разные элементы ИТ-инфраструктуры: сайт, мобильное приложение, интернет-магазин, лендинги, программу лояльности, офлайн-точки, CRM-систему и так далее. Эксперты Mindbox рекомендуют подключать к платформе их все — так у бизнеса сложится единый профиль клиента. Появится возможность получать срез действий аудитории и точнее выстраивать стратегии взаимодействия с ней.
В процессе интеграции с платформой активно задействованы команды разработки и маркетологов компании. Первые будут напрямую работать с кодом сайта в процессе интеграции, а вторые — с настройкой маркетинговых механик.
Этап № 1. Знакомство с бизнесом и ТЗ
Менеджер проекта на стороне Mindbox знакомится с бизнесом — погружается в его стек и задает вопросы по технологическому опроснику. Для правильной интеграции важно узнать все детали: на какой системе работает бизнес, есть ли кассы, офлайн-точки, приложения, какие операции осуществляют пользователи.
По итогам такого погружения менеджер проекта готовит ТЗ, по нему разработчики будут подключать все точки интеграции — элементы ИТ-инфраструктуры компании. Например, сайт — это одна точка, 1С — другая, колл-центр — третья.
У Mindbox есть шаблон техзадания. В нем отмечены все основные моменты подключения платформы к точкам интеграции, чтобы процесс шел более плавно. Шаблон становится основой для финального ТЗ — его менеджер проекта всегда готовит индивидуально, потому что у каждого бизнеса свои особенности ИТ-инфраструктуры и под них нужно подстраиваться.

Мнение
Mindbox умеет кастомизироваться под бизнес. Например, у бизнеса есть новостной раздел и он хочет, чтобы нам передавалась информация о том, что пользователь потратил на прочтение одной статьи больше 30 секунд. Благодаря конструктору Mindbox можно создать операцию, которая позволит следить за дочитываемостью. Если информацию о каких-то действиях пользователя на сайте можно отправлять, скорее всего, мы сможем ее получать.
Этап № 2. Интеграция элементов ИТ-инфраструктуры бизнеса
Интеграция сайта
ТЗ пишется под отдел разработки, который будет внедрять платформу. Mindbox помогает на всех этапах, но интеграция проводится на стороне бизнеса. Для интеграции сайта есть два варианта действий.
Если у бизнеса стандартный сайт. Стандартные сайты, например на «Битриксе», можно подключить с использованием модуля Mindbox. Модуль — стандартный маршрут подключения распространенных точек интеграции с платформой Mindbox. «Битрикс» — как раз такая точка интеграции.
Например, у компании сайт работает на «Битриксе», а касса — на 1С. Модуль позволяет настроить работу с сайтом в полуавтоматическом режиме: не нужно с нуля обсуждать техническое задание, достаточно следовать инструкции по подключению. Но кассы на 1С так не подключить — из-за особенностей системы ей всегда нужна кастомизация.
Если сайт нестандартный. У Mindbox есть восемь стандартных модулей, но может оказаться, что ни одна точка интеграции бизнеса к ним не подходит. В этом случае интеграция происходит по API Mindbox.
API позволяет гибко настраивать источник, откуда платформа будет получать информацию. Например, часть данных можно передавать с фронтенда, а часть — с бэкенда.
-
С фронтенда. Фронтенд — это все, что отражает браузер и видит пользователь: верстка страницы, кнопки, анимация, кегль и цвет текста. С него лучше передавать данные, которые не нужно шифровать. Например, просмотр товара, добавление его в корзину или избранное, клик на ту или иную кнопку.
С помощью данных с фронтенда можно идентифицировать пользователей, даже если они не авторизованы. Во время интеграции устанавливается JavaScript SDK. Одна из его функций — формирование cookies. Cookies сохраняет информацию о действиях пользователя: с какого браузера открывал сайт, куда нажимал и как себя на нем вел. А еще сохраняется его уникальный идентификатор устройства — device UUID. Этот идентификатор привязывается к пользователю, даже если тот не залогинен: а значит, Mindbox может анализировать его поведение, если данные о его действиях передаются с фронтенда.
-
С бэкенда. Бэкенд работает не в браузере, а на сервере: он собирает и хранит зашифрованные данные, в том числе личные данные пользователей. Например, в коде прописано, что, если пользователь нажимает на такую-то кнопку на сайте, происходит запрос в базу данных этого сайта. Там создается таблица, в которую записывается факт нажатия на кнопку. При передаче данных с бэкенда Mindbox встраивается в этот процесс: сайт отправляет данные о нажатии кнопки сразу платформе.
С бэкенда лучше передавать личные данные — там есть шифрованный канал с секретным ключом. Значит, данные нельзя будет украсть или случайно нарушить конфиденциальность. Например, если пользователь поменяет пароль или данные карты, сам факт такого изменения должен передаваться по безопасному каналу — никто не узнает личные данные пользователя.
Интеграция внутреннего хранилища
Бывает, что у бизнеса данные о клиентах разрознены: массовые рассылки отправляются из одной системы, триггерные — из другой, информация о товарах и заказах хранится в 1С, а онлайн- и офлайн-базы не связаны между собой. Это мешает настроить бесшовную коммуникацию: если пользователь купил товар в офлайне, информация об этом не попадает в онлайн-базу. В результате может отправиться триггерная рассылка «Вы давно ничего не покупали», хотя человек только что вернулся домой с покупками.
Поэтому все хранилища данных компании нужно интегрировать с платформой. Тогда она сможет получать данные об изменении статуса заказа: вот он создан, вот оплачен, вот оформлена доставка. А бизнес сможет гибко настраивать сегменты аудитории и привязывать транзакционные письма к определенным действиям.
Интеграция офлайн-точки
Если у компании есть офлайн-точка, например розничный магазин или фитнес-центр, ее тоже стоит проинтегрировать. Тогда на платформу будет поступать информация о действиях клиента в онлайне и офлайне, сформируется омникальная картина и маркетологи смогут взаимодействовать с клиентами, имея всю информацию на руках.
Мнение
Мы можем атрибутировать заказы к событиям, которые произошли онлайн. Например, привязать рассылку к покупке в розничном магазине. И также можем атрибутировать заказы к офлайн-событиям, если есть интеграция с офлайном. То есть мы можем сказать: вот клиент походил по сайту, посмотрел товары, добавил в корзину, а потом пошел в офлайн и купил эти же товары.
Интеграция мобильного приложения
Это позволяет бизнесу отслеживать предпочтения пользователей и гибко настраивать систему лояльности. Например, начислять баллы за выполнение заданий в приложении, а потом принимать их на кассе офлайн-магазина в качестве скидки на покупку.
При этом приложение нужно интегрировать не во всех случаях. Например, у компании NL International четыре приложения, но с Mindbox проинтегрировано только одно. В остальных нет коммуникаций с пользователями, а значит, и интегрировать их с точки зрения бизнеса невыгодно.
Мнение
У нас есть SDK — библиотека для упрощенного взаимодействия приложения с API Mindbox. Она позволяет легко подключить приложения на iOS или «Андроид» к платформе и передавать события из них.
Этап № 3. Настройка механик
Параллельно с интеграцией менеджер Mindbox помогает маркетингу бизнеса настроить основные механики. Когда интеграция будет закончена, можно будет сразу запустить рассылки или программу лояльности.
Мнение
Мы понимаем, что не во всех компаниях есть маркетологи, которые умеют пользоваться Mindbox, поэтому активно помогаем с настройкой механик. Мы вместе с маркетологом настраиваем механики, чтобы тот мог в дальнейшем самостоятельно это делать, мог быстрее тестировать гипотезы и управлять продуктом.
Менеджер Mindbox проводит созвоны с маркетологами бизнеса, на которых объясняет, как работает конструктор рассылок и личный кабинет платформы. Маркетологи узнают, как запускать триггерные, рекламные и массовые рассылки, как собирать рекомендации, выделять сегменты и делать тесты. Менеджер также помогает подготовить один универсальный адаптивный шаблон для писем.
При этом менеджер платформы сам не продумывает механики или коммуникации — это задача остается на стороне бизнеса. Менеджер только помогает разобраться в особенностях платформы и учит работать с ней.
Этап № 4. Тестирование интеграции
Когда интеграция завершена, начинается этап тестирования: менеджер платформы вместе с маркетологами на стороне бизнеса проверяют, чтобы все точки интеграции правильно передавали данные платформе. На этапе тестирования очень важно участие бизнеса: никто лучше не знает путь клиента по сайту или приложению.
В Mindbox есть дашборд по интеграции. В нем с началом тестирования фиксируются все неуспешные логи по вызовам операций. Например, пользователь добавил продукт в избранное, а в его профиле в системе Mindbox это действие не отразилось. Или искал детскую одежду, а данные пришли такие, как будто он ищет взрослую обувь. Значит, где-то произошла ошибка на этапе интеграции.

Mindbox предоставляет доступ к логам, чтобы разработчики и маркетологи на стороне бизнеса могли самостоятельно проверить все операции. На этом этапе они делают все, что сделал бы их покупатель: регистрируются, просматривают товар, идут в корзину, добавляют товар, идут в избранное, добавляют в избранное, оформляют заказ.
Затем менеджер платформы вместе с маркетологами на стороне бизнеса проверяют логи и смотрят, как на эти операции реагирует платформа. Если все данные добавляются, значит, проблем нет. Если фиксируется ошибка — нужно время на доработку со стороны разработчиков.
Этап № 5. Запуск механик в тестовом режиме
После нескольких итераций тестирования и исправления всех ошибок менеджер Mindbox запускает механики в тестовом режиме. Платформа формирует письма, но не отправляет их. На этом этапе менеджер платформы вместе с маркетологом компании смотрят, правильно ли формируются письма и, если нет, правят настройки механик, верстку и так далее.
Сколько времени занимает интеграция
Зависит от того, что интегрируется и для чего. Самописный сайт — от 2 недель до бесконечности. Сайт на «Битриксе» — до 1 месяца. Модуль персонализации сайта (попапы, рекомендации) можно интегрировать за 30 минут. Вебпуши — за час. Программу лояльности — от месяца до трех.
Скорость интеграции зависит от трех факторов:
- Технологический стек — элементы ИТ-инфраструктуры, которые нужно интегрировать с Mindbox. Для сайтов на «Битриксе» у Mindbox есть готовый модуль — это ускоряет интеграцию. Интеграция с нуля занимает больше времени у разработчиков бизнеса или подрядчиков — заранее невозможно спрогнозировать.
- Размер выделенного ИТ-ресурса — один человек, целая команда или опытный подрядчик-интегратор. Если команда или разработчик будут заниматься только интеграцией, процесс займет меньше времени. Если есть параллельные задачи, срок растянется.
- Согласованность действий. Если у менеджера Mindbox есть прямой доступ к разработке и возможность общаться напрямую в чате — это ускоряет процесс. Если общение происходит через проджекта — замедляет.
Мнение
Менеджер Mindbox пишет ТЗ, но никак не оценивает срок его выполнения. Мы не знаем, как работают разработчики или подрядчики клиента. Поэтому оценка остается на его стороне. По нашему опыту, интеграция занимает от месяца до трех в зависимости от сложности и пожеланий. Но были случаи, когда простейшая интеграция длилась год, просто потому что не было ресурсов разработки.
Что увеличивает срок интеграции
- Самостоятельность разработчиков.
Мнение
В некоторых ситуациях с разработчиками на стороне бизнеса могут возникнуть сложности. Например, разработчики проводят интеграцию не по нашему ТЗ, потому что невнимательно ознакомились с ним и документацией или потому что считают, что интегрировать нужно по-другому. В первом случае нас ждут баги, но они легко правятся. Второй случай тяжелее, приходится долго разговаривать, договариваться и объяснять разработчикам, как наше ТЗ упростит их работу и предотвратит ошибки.
- Отсутствие ИТ-ресурса. Бывает, что бизнес оценивает проект в полной уверенности, что у него есть ИТ-ресурс под интеграцию. А когда интеграция уже передается разработке, оказывается, что нужного ресурса сейчас нет: разработчики заняты другими проектами.
Мнение
Я советую выделить максимальное количество ресурса для интеграции. Минимум одного разработчика фултайм на месяц для того, чтобы проинтегрироваться, исправить все баги и релизнуться. Если выделить такие ресурсы, бизнес потратит гораздо меньше времени, но на всякий случай лучше закладывать месяц. Лучше разработчика отпустить раньше, чем остаться совсем без ресурса.
- Недостаточно опытные подрядчики. Не все компании умеют работать с Mindbox и им нужно время на то, чтобы вникнуть в процессы. Чтобы не растягивать сроки при работе с подрядчиками, есть смысл выбрать тех, кто уже умеет интегрировать Mindbox. Например, такие агентства, как Outofcloud или Email Soldiers. Полный список подрядчиков-интеграторов можно запросить у менеджера проекта Mindbox.
Мнение
Часто опытные подрядчики обходятся клиентам дешевле своей разработки — у них уже есть опыт. У Mindbox есть пул подрядчиков, которые уже хорошо знают систему и помогли не одному нашему клиенту интегрировать платформу.
- Нестандартный проект. Например, нужно проинтегрировать маркетплейс и такси для запуска программы лояльности: пользователь копит баллы на поездках, а потом может потратить их в маркетплейсе. Это нестандартная программа, ее подключение, скорее всего, займет больше времени: менеджер Mindbox будет придумывать и прописывать в ТЗ новые решения.
- Дополнительные запросы в процессе интеграции. Менеджер Mindbox проводит техническое интервью и подробнее прописывает ТЗ, потому что процесс интеграции каждой точки компании — это отдельный этап в разработке. Например, если менеджер составляет ТЗ на интеграцию сайта, а уже в процессе работы оказывается, что нужно проинтегрировать и приложение, — нужно будет писать новое ТЗ и запускать процесс подключения заново. Если не обговорить на старте все нужные механики и точки, срок гарантированно растянется.