«Вита» отправляла пуши без сегментации по категориям. Из-за этого падал CR, росли отписки. Чтобы персонализировать пуши, решили использовать ML-алгоритм. Протестировали — и увидели прирост ARPU на 33% по результатам четырех месяцев тестов.
Аптеки «Вита» тестируют товарные рекомендации в мобильных пушах. +33% ARPU
                        
                            Задача
                        
                        
                
                                    
                            Повысить эффективность мобильных пушей
                        
                    
                                                    
                                Решение
                            
                            
                    
                                Персонализировать общение с клиентамиАвтоматизировать отправку пушейПротестировать товарные рекомендации Mindbox
                            
                                            
                                                    
                                Результат
                            
                            
                                
                                            
                
                                    
                                +33% ARPU в среднем по результатам четырех месяцев тестов у мобильных пушей с рекомендациями по сравнению с пушами без них
                            
                        
                                                    Срок.
                                    3 месяца
                                
                            ИТ.
                                Самописный сайт и мобильное приложение на iOS и Android, Power BI, платформа автоматизации маркетинга Mindbox
                            
                                            11 декабря 2023
            Продукт Mindbox Программа лояльности
            Одна из основных акций программы лояльности аптек «Вита» — купоны с повышенным кешбэком на различные категории товаров. Они доступны клиентам, пользующимся мобильным приложением.
        
    
            Чтобы рассказать клиентам о наличии купона в приложении, раньше использовали массовые пуши. Они уходили по всей базе только по наиболее популярным категориям, информация об акциях по более узким и профильным категориям не отправлялась: до нее просто не доходила очередь. Из-за этого падала кликабельность, росли отписки.
        
    
            Чтобы персонализировать купоны, аптеки «Вита» вместе с агентством Out of Cloud решили использовать товарные рекомендации Mindbox. Протестировали их — и увидели прирост ARPU.
        
    Эффективность мобильных пушей с рекомендациями
- 
                +33%ARPU в среднем у мобильных пушей с рекомендациями по сравнению с пушами без них
 
Данные из Mindbox, метод атрибуции — last click, период атрибуции — две недели после отправки, по результатам четырех месяцев тестов
Прирост ARPU
            Для расчета взяли четыре категории товаров, по которым отправлялись и массовые пуши, и пуши с рекомендациями (смотрели только на доставленные пуши). А затем вручную рассчитали прирост ARPU в каждой категории:
        
    
            Почему подключили Mindbox и продолжают использовать платформу
                    До 2020 года мы использовали два инструмента — один для программы лояльности, второй — для нерегулярных рассылок. Хотели оптимизировать затраты и получить больше гибкости в настройке акций и рассылок, поэтому искали платформу, которая объединила бы обе эти задачи.
                
                            
                    Решение о смене платформы принимали совместно командой маркетинга и ИТ: оценивали функциональность, финансовую составляющую, простоту и удобство интеграции, нагрузки, которые платформа может выдержать. Учитывали также качество сервиса и то, насколько комфортно общаться с менеджерами.
                
                            
                    Изначально мы выбрали Mindbox, потому что он позволял реализовать программу лояльности по приемлемой стоимости — это было ключевым. Дополнительно смотрели на возможность коммуницировать с клиентами — делать настройки для рассылки писем и пушей.
                
                            
                    Мы понимали, что Mindbox — это платформа, которая дает нам широкие возможности, но не знали, что это настолько гибкий инструмент. Оказалось, что в Mindbox можно реализовывать почти все, что мы придумываем, порой даже нестандартные механики
                
                            
                    Взять те же купоны: в каждом из них представлены товары с разным процентом кешбэка. Кроме того, они бывают двух типов: обычные и требующие активации — для акций с экстракешбэком. Это сложные условия, для реализации которых не подойдет инструмент с базовыми возможностями.
                
                            
                    Мы работаем с Mindbox уже три года и довольны возможностями и сервисом. Благодаря платформе мы смогли внедрить полноценные рассылки по клиентской базе, отслеживать показатели по этим рассылкам, проводить AB-тесты, о которых и пойдет речь.
                
                    Почему решили использовать рекомендации Mindbox
            Одна из задач маркетинга аптек «Вита» — сделать так, чтобы клиентам было удобно пользоваться приложением и легко находить нужные товары. Отсюда возникла идея тематических купонов. По сути это подборки товаров с разным уровнем кешбэка, решающие различные проблемы: препараты от сердца, от давления, обезболивающие. Есть и просто новинки ассортимента. Купоны доступны только для участников программы лояльности, пользующихся мобильным приложением.
        
    
                        
                В приложении «Аптека Вита» — около 50 купонов. Они доступны только для участников программы лояльности
            
            Продукты Mindbox
Рассылки
Рекомендации и ML-алгоритмы
            Купоны — ключевая акция аптек «Вита». На них завязаны и ежедневные рассылки. Раньше все подписанные на пуши пользователи приложения получали рассылки по наиболее популярным категориям прошлого месяца. Получалось, что эти рассылки не учитывали индивидуальные предпочтения клиентов. Например, препараты от давления — одна из самых востребованных категорий, поэтому купон получали и те, для кого эта проблема неактуальна. С другой стороны, товары для мам и малышей не всегда доходили до нужного сегмента, потому что они не входят в топ самых популярных категорий.
        
    
                    Мы заметили, что у нас растут отписки от пушей, а кликабельность снижается (на 0, 48 п. п. за 8 месяцев). При этом мы не могли отказаться от того, чтобы рассказывать клиентам про выгодные предложения. Акции напрямую влияют на частоту покупок и средний чек клиентов — после рассылок мы видим рост продаж, причем это необязательно акционные товары.
                
                            
                    Мы хотели сохранить охват базы, но сократить коммуникационную нагрузку на клиентов за счет персонализации. Обсудили задачу с агентством Out of Cloud и решили автоматизировать пуши и попробовать рекомендательные механики Mindbox. Важным аргументом было то, что рекомендации доступны без дополнительной разработки.
                
                            
                    Идея понравилась еще и тем, что так мы сокращали количество ручного труда на отправку пушей, а значит, могли использовать ресурсы для других задач.
                
                    
            Алгоритм машинного обучения «персональные рекомендации» оказался самым подходящим для персонализации рассылок. Он учитывает все просмотры, заказы, действия с продуктами, например добавление в корзину или избранное, а также поведение похожих клиентов, определенных по look-alike-алгоритмам. На основании этих данных предсказывает, какой продукт клиент захочет купить. Сейчас алгоритм выбирает из 10 самых популярных категорий.
        
    
            Сегменты товаров пересчитываются раз в день — алгоритм проверяет, что продукт есть в наличии в зоне клиента и исключает из рекомендаций уже купленные клиентом продукты.
        
    Как тестировали эффективность рекомендаций
                    У «Виты» очень много SKU и настраивать все 30 товарных категорий для алгоритма сразу было бы слишком трудоемко — ограничились 10.
                
                            
                    Кроме самого алгоритма, настроили автоматический сценарий в Mindbox — он проверяет, что:
                
                            
                    — пользователь авторизовался в мобильном приложении (то есть подтвердил участие в программе лояльности);
                
                            
                    — подписан на пуши;
                
                            
                    — активен в приложении, то есть совершал действия за последний месяц;
                
                            
                    — не получал рассылки с рекомендациями за последний месяц. 
                
                            
                    Дальше получившийся сегмент случайным образом делится на две группы: 
                
                            
                    Группа A — 40%. Получают один пуш с рекомендацией в месяц, куда подставляется 1 из 10 настроенных для алгоритма категорий.
                
                            
                    Группа B — 60%. Получают 10 обычных пушей по тем же категориям.
                
                            
                    Группы A и B не пересекаются: если клиент в этом месяце получил пуш с рекомендацией, то не получит обычные пуши по 10 настроенным для алгоритма категориям. При этом обе группы получают массовые пуши по другим категориям — не учитываем их в сравнении. 
                
                            
                    Через месяц собираем статистику и сравниваем результаты пушей с рекомендациями и обычных пушей по категориям. Сложность в том, что мы не знаем, какую именно из 10 товарных категорий алгоритм порекомендовал каждому клиенту. Поэтому решили не использовать встроенный функционал AB-тестирования Mindbox — считаем результаты вручную.
                
                            
                    Действуем следующим образом: 
                
                            
                    1. Выбираем товарную категорию X.
                
                            
                    2. Отфильтровываем покупки товарной категории X у получивших пуш с рекомендацией (клиенты из группы A).
                
                            
                    3. Отфильтровываем покупки товарной категории Х у тех, кто получил обычный пуш с этой категорией (клиенты из группы В).
                
                            
                    4. Сравниваем click rate, конверсию в заказ и ARPU по товарной категории X в обеих группах.
                
                            
                    5. Используем калькулятор AB-тестирования Mindbox для проверки статистической достоверности теста.
                
                            
                    Такой постфактум-анализ — единственный доступный для нас метод. Понимаем и принимаем его погрешность: есть вероятность, что клиент, купивший, скажем, препараты от давления, получил пуш с другой категорией и совершил покупку просто потому, что «Вита» напомнила ему о себе. 
                
                            
                    Но даже с такой погрешностью мы можем сделать вывод о том, что рекомендации лучше попадают в нужную аудиторию, чем случайная отправка массовых пушей.   
                
                            
                    Так, в августе у нас была отправка массового пуша про обезболивающие препараты, а часть клиентов получила аналогичный пуш от алгоритма рекомендаций. Оказалось, что в этом случае рекомендации дали +3,53 п. п. click rate, +1,6 п. п. конверсии и +51,4% ARPU. Статистическая достоверность — 95%.
                
                    
                        
                Обычный пуш про обезболивающие препараты
            
            
                        
                Пуш, где категория подставляется на основе алгоритма машинного обучения «персональные рекомендации»
            
            
            Когда замерили эффективность по категории «обезболивающие препараты», то поняли, что проект можно продолжать — сравнивать все 10 категорий, из которых выбирает алгоритм, с массовыми пушами по аналогичной категории. В сентябре провели такое сравнение для четырех категорий, по которым были массовые рассылки. В том числе для категории «обезболивающие препараты», чтобы подтвердить результат прошлого месяца.
        
    Результаты пушей с рекомендациями против массовых
                            Товарная категория
                        
                                                                    
                            Click rate
                        
                                                                    
                            Конверсия в заказ по last click
                        
                                                                    
                            ARPU
                        
                                    
                            Препараты для вен
                        
                                                                    
                            +0,47 п. п.
                        
                                                                    
                            −0,05 п. п.
                        
                                                                    
                            +48,7%
                        
                                    
                            Обезболивающие препараты
                        
                                                                    
                            +1,11 п. п.
                        
                                                                    
                            +0,30 п. п.
                        
                                                                    
                            +31,2%
                        
                                    
                            Препараты для суставов
                        
                                                                    
                            +1,37 п. п.
                        
                                                                    
                            +0,59 п. п.
                        
                                                                    
                            +0,99%
                        
                                    
                Статистическая достоверность — 95%
            
            
                    В двух из трех случаях пуши с рекомендациями оказались эффективнее (статистическая достоверность — 95%). Пуши про препараты для вен оставим для тестирования. Если и в следующем месяце конверсия будет хуже, чем у обычного пуша, для этой рассылки не будут использовать рекомендации.
                
                            
                    Я объясняю разницу тем, что алгоритм понимает, какую категорию лучше порекомендовать конкретному клиенту на основе истории его покупок, а в массовом пуше она отправляется всем без персонализации.
                
                            
                    Теоретически персонализировать можно вручную: собирать сегмент клиентов, которым потенциально может быть интересна та или иная категория. Сейчас, когда рекомендации настроены только для 10 категорий лекарств, большой разницы в трудозатратах не будет. Но у аптек «Вита» тысячи SKU, поэтому на регулярной основе ручная персонализация просто невозможна.
                
                    Что планируют делать дальше
            Перевести на отправку с рекомендациями большинство регулярных купонов. Делать это будут так же — через тестирование. Для начала закончат тестирование 10 категорий, которые уже учитывает алгоритм, далее будут добавлять в него новые категории.
        
    
            Снизить коммуникационную нагрузку на подписчиков. С ноября тестируют ограничение на коммуникацию до трех пушей в неделю: один пуш с рекомендацией и два обычных.
        
    
            P. S. В этой истории мы рассказывали о наших продуктах Программа лояльности, Рассылки, Рекомендации и ML-алгоритмы. Узнайте о продуктах подробнее на их страницах или в разговоре с консультантом.