При внедрении программы лояльности «Сурсил-Орто» не ставил перед собой задачу нарастить средний чек или частоту покупок — важно было повысить NPS клиентов.
Производитель ортопедической продукции «Сурсил‑Орто» внедрил омниканальную программу лояльности силами одного разработчика без штатных маркетологов
Задача
Повысить лояльность клиентов
Решение
Внедрить омниканальную программу лояльности
Результат
NPS вырос с 74 до 78 пунктовВнедрили сквозную отчетностьОбеспечили омниканальность клиентского опыта и внутренних процессов
ИТ.
Сайт на «Битрикс», 1С, платформа автоматизации маркетинга
16 декабря 2021
При внедрении программы лояльности «Сурсил‑Орто» не ставил перед собой задачу нарастить средний чек или частоту покупок — важно было повысить NPS клиентов и предотвратить их отток в будущем из-за отсутствия бонусов. Помимо достижения этого результата, компании удалось внедрить сквозную аналитику и обеспечить омниканальность клиентского опыта и внутренних процессов.
Эта история будет полезна компаниям с ограниченными кадровыми ресурсами: у «Сурсил‑Орто» один ИТ-специалист и нет маркетологов — их функции взяло на себя агентство.
1. NPS — 78.
Запуск программы лояльности сделал и без того очень лояльных покупателей «Сурсил‑Орто» еще более лояльными: индекс NPS вырос с 74 до 78 пунктов.
2. Сквозная отчетность.
Впервые в компании внедрили сквозную омниканальную отчетность, где в общих продажах по каждой точке выделили выручку по программе лояльности с фиксацией маржинальности, частоты, доли повторных покупок и среднего чека.
3. Омниканальность: внутренняя и внешняя.
Получили «бесшовность» пользовательского опыта, а также внутреннюю интеграцию всех каналов продаж компании с обсуждением промежуточных итогов работы программы лояльности и планированием шагов ее развития.
Ниже расскажем, за счет чего достигли результата:
- Зачем решили внедрить программу лояльности
- Как выбирали процессинг программы лояльности и какие задачи перед ним поставили
- Как проходила интеграция
- Какие задачи решало агентство и что получилось в итоге
Зачем решили внедрить омниканальную программу лояльности
В 2020 году вектором стратегического развития «Сурсил‑Орто» стало развитие прямого маркетинга, расширение сети розничных салонов и запуск нового мультибрендового интернет-магазина.
У нас не было иллюзий по поводу существенного увеличения частоты покупок или роста среднего чека. Наша аудитория очень лояльная: частота покупок близка к максимальной, NPS еще до внедрения лояльности достигал 74.
Программу лояльности мы внедрили по нескольким причинам:
1. Нам надоело говорить клиентам «нет».
Клиенты покупают регулярно и много, при этом часто спрашивают о бонусах: «У всех есть, а у вас нет! А когда будут?»
Когда продавцы отвечали, что бонусов нет и неизвестно, будут ли, это негативно сказывалось на репутации компании и создавало риск оттока клиентов в будущем.
2. Омниканальность покупок.
Независимо от нашего желания клиенты делают покупки и в салонах, и онлайн, потому что это удобно: иногда заказывают на сайте и забирают в салоне, а иногда покупают в салоне и оставляют отзыв на сайте.
Каждая покупка должна быть максимально удобной и отражаться на персональном счете клиента, запуская бонусные механики независимо от того, где и как покупка была совершена.
3. Желание идти в ногу со временем.
Программа лояльности на базе Mindbox как комплексный инструмент развития бизнеса должна была обогатить компанию современными знаниями и технологиями работы с целевой аудиторией.
4. Гармонизация внутренних процедур и систем.
Интеграция — самый сложный этап внедрения программы лояльности. Мы знали, что наши внутренние системы: 1С, сайты, далеки от идеального состояния, как впрочем, и ИТ-системы большинства игроков на рынке. Понимали, что будем вынуждены привести системы в порядок в процессе интеграции, иначе запуск не состоится.
Программа лояльности на базе Mindbox — это тот инструмент, который сделал компанию лучше, современнее, открыл глаза на новые вещи, познакомил с новыми технологиями, с новыми людьми — большими профессионалами — и всячески способствовал развитию компании «Сурсил‑Орто».
По каким критериям выбирали процессинг программы лояльности
Искали решение, которое позволит:
1. Внедрить сквозную систему лояльности в интернет-магазине и розничных точках.
2. Настраивать единые акции в офлайне и онлайне.
3. Реализовать гибридную программу лояльности: бонусы плюс скидки.
4. Подключить физические и электронные карты лояльности. Позже от карт отказалась из-за непопулярности у покупателей — для авторизации достаточно номера телефона.
5. Персонализировать письма, SMS, мобильные пуши.
6. Анализировать эффективность маркетинга.
Главными критериями при выборе вендора были следующие:
1. Надежность: техническая база без сбоев и срывов, высокий уровень коммерческой и ИТ-экспертности в области механик лояльности.
2. Корпоративная культура: люди, сервис, подход, принципы работы, максимальное вовлечение, тесные коммуникации, готовность при необходимости выходить за рамки согласованных решений.
3. Стоимость: сравнивали цену собственной разработки и подписки на готовое решение.
Как проходила интеграция с процессингом программы лояльности
Внедрение программы лояльности «Сурсил‑Орто» уникально по трем причинам:
1. Без маркетинга: в «Сурсил‑Орто» не было и нет департамента маркетинга, нет ни одного маркетолога.
2. С одним программистом в штате: более чем ограниченный ресурс, который мог быть задействован для интеграции.
3. Запуск на пике пандемии: удаленно, с перерывами на временную нетрудоспособность участников команды, в условиях неопределенности и непонимания, что будет завтра.
Интеграция проходила в два этапа и заняла три месяца. На первом интегрировали с Mindbox интернет-магазин, выгрузили клиентов и транзакции из 1С, запустили базовые триггерные email-рассылки, в том числе welcome-цепочку, брошенную корзину, брошенный просмотр товара и категории.
На втором этапе интегрировали кассы на 1С и настроили арбитраж промоакций, чтобы скидочные акции не противоречили балльным механикам.
Со стороны бизнеса в интеграции участвовали восемь розничных салонов, интернет-магазин Sursil.ru и интернет-магазин Dr.SURSIL.ru, оптовый департамент.
На этапе внедрения мы приняли два принципиальных решения:
1. Подъем цен.
Нет проще способа потерять пару процентов маржинальности, чем внедрить программу лояльности. Мысль о том, что постоянным клиентам не нужно давать больше скидок, потому что они и так покупают, справедлива, но на практике трудно реализуема. Поэтому решили идти стандартным путем: кто больше тратит — тот больше получает, но при этом включили потенциальные потери по маржинальности в цену товара на старте.
2. Выбор стандартной механики кешбэка.
Три уровня участия в программе с соответствующей каждому уровню ставкой кешбэка, двойные бонусы по понедельникам, бонусы за вступление и на день рождения, повышенные бонусы во время акций, а также маркетинговые коммуникации через массовые и триггерные email и SMS.
Один бонус равен одному рублю. Бонусами можно оплатить до 25% стоимости покупки
Какие задачи взяло на себя агентство Relations
За планирование, координацию, контроль внедрения и запуска, а также операционное управление программой лояльности отвечает агентство Relations.
Главной задачей на проекте с «Сурсил‑Орто» мы считали нивелирование основных рисков, которые несет с собой запуск и эксплуатация программы лояльности.
Среди рисков, которые предотвратили:
1. Снижение воспринимаемого качества товаров и услуг компании.
В случае неудачного внедрения с техническими сбоями, логическими ошибками в механиках или необученностью персонала неудовлетворенность клиентов от программы лояльности могла распространиться на товары и услуги. В перспективе это могло бы привести к потере части оборота компании.
2. Потеря маржинальности.
Снижение валовой прибыли компании за счет предоставления дополнительных скидок участникам программы лояльности.
3. Потратиться на программу лояльности, но так и не внедрить.
Запуск программы лояльности длительный — от шести месяцев — и затратный проект. Трудно рассчитать ресурсы для запуска и оценить риски. Часто участники команды делают это первый раз в жизни, не имея релевантного опыта и знаний. Все это делает запуск программы лояльности высокорисковым и дорогим проектом.
Наша задача — довести проект до успешного запуска в рамках имеющейся ресурсной базы компании, обеспечить операционное управление программой лояльности с достижением согласованных KPI. Считаем, что с поставленными задачами мы справились.
Следующий этап: запуск программы лояльности для оптовых клиентов
С точки зрения технической реализации программа лояльности для оптовых клиентов гораздо сложнее, чем для розничных, из-за более сложных сценариев начисления и списания баллов. Они предусматривают трехмесячные коммерческие циклы с динамическим кешбэком, меняющимся в зависимости от уровня участника. Чтобы поддерживать уровень в программе лояльности, оптовые клиенты должны каждый месяц совершать покупки на небольшую сумму и раз в сезон — на значительную сумму.
Интеграция почти завершена — по плану запуск состоится в декабре 2021 года. Оптовая программа существенно отличается от розничной: она будет направлена на увеличение частоты и стоимости закупок, расширение их ассортимента.
P. S. В этой истории мы рассказывали о нашем продукте «Программа лояльности». Узнайте о продуктах подробнее на их страницах или в разговоре с консультантом.