+34% к выручке CRM за год. 5 шагов СБЕР ЕАПТЕКИ, которые дали прирост

СБЕР ЕАПТЕКА — сервис заказа товаров для красоты и здоровья
Масштаб бизнеса. 
210 собственных и более 11 тыс. партнерских аптек по всей стране
автор
Никита Носакин
Head of CRM СБЕР ЕАПТЕКА
Задача
Увеличить выручку CRM-канала
Решение
Сократить интервал между рассылками в автоматических кампанияхЗапустить:— акцию с экспресс-кешбеком;— рассылки, которые поддерживают продажи в низкий сезон;— автоматические рассылки для продажи товаров регулярного спроса.

ИТ. 

Сайт на Bitrix, 2 приложения собственной разработки для iOS и Android, кассы на 1С, платформа автоматизации маркетинга Mindbox
Результат
+34% к выручке CRM-канала за год

Срок. 

1 год
Чтобы вырастить выручку CRM, не всегда нужно подключать новые каналы или запускать дорогие механики вроде геймификации. СБЕР ЕАПТЕКА делится тем, как через точечные изменения подняли выручку CRM и удерживают ее даже в низкий сезон.
5 шагов СБЕР ЕАПТЕКИ к росту выручки:

Результат

  • +34%
    к CRM-каналу за год

Данные — Mindbox. Атрибуция — last non-direct touch по кликам. Срок — с ноября 2023 по октябрь 2024

Шаг 1. Реактивировали клиентов сильными офферами: +28,5% к тем, кто открывает рассылки

Срок. Ноябрь 2023—март 2024.
Ответственные. 2 CRM-маркетолога.
Клиенты, которые открывали письма в последние 60 дней:

Шаг 2. Увеличили частоту самых конверсионных автоматических рассылок: +17,7% к их выручке год к году

Срок. 2,5 месяца на проверку и исправление настроек.
Ответственные. 2 CRM-маркетолога.

Приоритизировали наиболее эффективные автоматические кампании

Раньше СБЕР ЕАПТЕКА отправляла не более одной автоматической рассылки в день. Часто такая логика блокировала отправку писем с высокой конверсией: «брошенных» механик и уведомлений о скором сгорании бонусов. Например, новые пользователи в первый день всегда получали только welcome-письмо. Если они одновременно попадали под условия «брошенной корзины» — триггер им уже не приходил. Так бизнес терял заказы.
В итоге страдала выручка от триггеров: в статистике были заметны резкие краткосрочные спады. Также снижалась конверсия в первый заказ и выручка от новых пользователей.
Чтобы избежать спадов, для самых конверсионных триггеров сделали исключение: теперь их отправляют и вторым письмом за день. На отписках изменение не сказалось, а вот выручка автоматических писем стала более стабильной.
Выручка автоматических кампаний после обновления настроек:
Срок — июнь 2023 по май 2024 годов. Теперь на выручку влияет только сезонность — она поднимается во время осенних простуд и весенних аллергий. А вот логика отправок больше не сказывается

«Брошенные корзины» стали отправлять в 2 раза чаще

Раньше отправляли клиенту не более одной «брошенной корзины» или просмотра не чаще, чем раз в 45 дней. Считали, что более частые отправки будут «выжигать» базу.

Шаг 3. Запустили новые автоматические письма: «пополнение запасов» и «сопутствующие товары»

Срок. 2 месяца на запуск всех сценариев.
Ответственные. 2 CRM-маркетолога.

Механика «пополнение запасов»

У СБЕР ЕАПТЕКИ есть товары, которые клиенты покупают регулярно: витамины, линзы, уходовая косметика. Теперь автоматические письма напоминают клиенту пополнить запас, когда приходит срок. Например, если клиент купил 30 пар однодневных линз, спустя месяц рассылка предложит прийти за новой упаковкой:
Click rate — 1,8%, конверсия в заказ — 1,5%. Атрибуция — последний непрямой клик
Таким же образом письма напоминают пополнять запасы витаминов, например магния — и так помогают клиенту пройти курс целиком.
Если на товар действует скидка — упоминание о ней появится в пуше:
Пуш без скидки. Click rate — 3,2%, конверсия в заказ — 2,3%. Атрибуция — last non-direct touch по кликам
Пуш без скидки. Click rate — 3,2%, конверсия в заказ — 2,3%. Атрибуция — last non-direct touch по кликам
Пуш со скидкой. Click rate — 6,6%, конверсия в заказ — 4,8%. Атрибуция — last non-direct touch по кликам
Пуш со скидкой. Click rate — 6,6%, конверсия в заказ — 4,8%. Атрибуция — last non-direct touch по кликам

Механика «сопутствующие товары»

Механика работает на увеличение глубины корзины: клиенту рекомендуют товар, дополняющий его заказ. Например, к антибиотикам предлагают пробиотики — медикаменты, которые снижают влияние антибиотиков на ЖКТ. Механика приносит дополнительные 300—400 заказов ежемесячно.
Click rate — 2,7%, конверсия в заказ — 1,8%. Атрибуция — last non-direct touch по кликам
Click rate — 2,7%, конверсия в заказ — 1,8%. Атрибуция — last non-direct touch по кликам

Шаг 4. Добавили рассылки в низкий сезон — чтобы чаще касаться клиентов. Рассылки приносят 11% годовой выручки

Срок. 3-4 дня на запуск одной email-рассылки.
Ответственные. CRM-маркетолог.
У аптечного бизнеса выраженная сезонность. В осенне-зимний период контент-план СБЕР ЕАПТЕКИ заполнен рассылками со средствами от простуд, ОРВИ и гриппа, а вот в другие сезоны приходится искать дополнительные поводы для касания клиентов. Например, к сезону летних отпусков советуют пополнить аптечку и приобрести солнцезащитные средства, а весной предлагают средства от аллергии. Предложения отправляют в email и пушах.
Рассылка на всю базу перед сезоном аллергий. Open rate — 8,6%, click rate — 0,3%
Рассылка на всю базу перед сезоном аллергий. Open rate — 8,6%, click rate — 0,3%
Click rate — 1,4%, конверсия в заказ — 0,07%. Атрибуция — last non-direct touch по кликам
Click rate — 1,4%, конверсия в заказ — 0,07%. Атрибуция — last non-direct touch по кликам
Click rate — 1,1%, конверсия в заказ — 0,1%. Атрибуция — last non-direct touch по кликам
Click rate — 1,1%, конверсия в заказ — 0,1%. Атрибуция — last non-direct touch по кликам

Шаг 5. Запустили акцию с повышенным экспресс-кэшбэком. +32% к среднему чеку в email-канале в период акций

Срок. Неделя на запуск.
Ответственные. Менеджер программы лояльности.
Акция с повышенным кешбэком в СБЕР ЕАПТЕКЕ была и раньше. Но в 2023 году ее пришлось остановить: срок сгорания бонусов был рассчитан некорректно, что отразилось на марже.
Весной 2024 акцию вернули, но уже с корректировками. А именно — уменьшили срок действия экспресс-бонусов до 3 недель. Раньше срок был, как у бонусов программы лояльности — 180 дней.
Акцию стали запускать каждый месяц: участникам программы лояльности предлагают 20% кэшбэк при покупке от 3000 рублей. Стандартный кэшбэк программы лояльности — 2-5% в зависимости от уровня.
Рассылка о начислении бонусов отправляется в начале акции. Click rate — 1,1%, конверсия в заказ — 5%. Атрибуция — last non-direct touch по кликам
Рассылка о начислении бонусов отправляется в начале акции. Click rate — 1,1%, конверсия в заказ — 5%. Атрибуция — last non-direct touch по кликам
Рассылка о сгорании бонусов. Click rate — 7,2%, конверсия в заказ — 6,3%. Атрибуция — last non-direct touch по кликам
Рассылка о сгорании бонусов. Click rate — 7,2%, конверсия в заказ — 6,3%. Атрибуция — last non-direct touch по кликам
Доля выручки от заказов на 3000 рублей и выше:
Динамика за август и сентябрь 2024 года. Показатель поднимается во вторую половину месяца, когда действует акция
Чтобы акция не снижала маржу, ввели ограничение: кешбэк не может превышать 5 тысяч бонусов (1 бонус равен 1 рублю) на одного клиента. Это позволяет контролировать размер кешбэка при покупке дорогих препаратов: некоторые стоят по несколько сотен тысяч рублей.
Также контролируется количество списанных бонусов. По опыту 6 запусков за 3 недели пользователи в среднем тратят только 25% бонусов, остальные сгорают. При такой динамике акция остается прибыльной.

Планы

  1. Персонализировать реактивацию. В планах перейти на RFM-модель, разработанную командой Data science СБЕР ЕАПТЕКИ. Модель будет просчитывать вероятность оттока индивидуально для каждого клиента, а CRM-маркетологи — вовремя отправлять реактивирующую коммуникацию.
  2. Настроить частоту триггеров по активности пользователя. Например, пользователям с высокой частотой покупки брошенная корзина будет отправляться чаще, чем всем остальным.
  3. Запустить новые рассылки с сопутствующими товарами. В планах — давать рекомендации внутри одной категории. Например, если клиент покупает магний — ему предложат другие товары из категории «Витамины и БАДы».
P. S. В этой истории мы рассказывали о наших продуктах Рассылки и Мобильные пуши. Узнайте о продуктах подробнее на их страницах или в разговоре с консультантом.