Компания «Лайм-Займ» увеличила долю выручки от прямых каналов коммуникации на 5% от общего оборота

Лайм-Займ — международная микрофинансовая компания, предоставляющая займы клиентам в онлайне. Кроме России, работает на рынках Мексики и ЮАР. ИТ-подразделение, насчитывающее более 100 сотрудников, разработало цифровую платформу онлайн-кредитования и собственную скоринговую систему, которая рассматривает более 90% заявок клиентов в течение двух минут. В штате 350 человек, среди сотрудников — специалисты из США, стран Европы, ЮАР. Основана в 2013 году

Масштаб бизнеса. 
Более 8 млн клиентов в базе
10 млн+ выданных займов за всё время, более 300 тысяч в год
Автор
Михаил Леонович
Региональный директор по маркетингу «Лайм-Займа»
Задача
Выдавать больше займов за счет прямых коммуникаций с клиентамиСократить трудозатраты сотрудников на работу с рассылками
Решение
Автоматизировать и персонализировать коммуникации на основе действий клиентов и истории их займовНастроить 400 триггеров, мотивирующих клиента на оформление займа
Результат
На 5% от общего оборота выросла доля выручки прямых каналов коммуникации25,6 рубля — доход на 1 рубль расхода на прямой маркетингНа 20% год к году выросла конверсия рассылок в выдачу займов20% — экономия на SMS благодаря каскадным рассылкам4 часа в неделю экономит маркетолог и 3 — дизайнер благодаря замене большинства ручных рассылок на триггерные

Срок. 

2 года

ИТ. 

Сайт и внутренняя финансовая система собственной разработки, платформа автоматизации маркетинга Mindbox
Фишка
Welcome-цепочка состоит из 210 триггерных рассылок по трем каналам: email, вебпуши, SMS
Раньше «Лайм-Займ» общался с клиентами только через ручные письма и SMS — они отправлялись через рассыльщики, не интегрированные с сайтом и внутренней финансовой системой. Это снижало эффективность коммуникаций: было сложно «поймать» клиента на нужном этапе воронки. Например, клиент уже оформил заем, а ему отправлялось напоминание. Создание ручных рассылок отнимало ресурсы маркетинга и не позволяло менеджерам заниматься проверкой гипотез и решением других важных задач.
Подключение платформы клиентских данных (CDP) позволило автоматизировать коммуникации с клиентами — теперь данные об их действиях и статусе во внутренней финансовой системе (например, выдан ли заем) обновляются в режиме реального времени — триггеры срабатывают вовремя, а маркетологи избавлены от рутинных задач.

Как изменился маркетинг после автоматизации

До автоматизации
После
Два сервиса: один для ручных email-рассылок, второй — для SMS. Вебпуши не отправляли
Все прямые коммуникации по трем каналам: вебпуши, email, SMS, — отправляются из единой платформы
Не было триггерных рассылок
Настроены 400 триггерных рассылок, мотивирующих клиента на оформление займа
Не было интеграции рассыльщиков с внутренней финансовой системой и сайтом — приходилось вручную выгружать сегменты в Excel и в тот же день формировать рассылку, чтобы статусы клиентов (например, выдан ли заем) не успели устареть
Информация о действиях клиентов на сайте и их статус обновляются в режиме реального времени — триггерные рассылки запускаются на основе этих данных без участия маркетологов
Были доступны только базовые метрики, например open rate и click rate
Доступна аналитика на уровне конкретной рассылки, клиента, канала, например доля повторных действий, конверсия в заказ

Результаты автоматизации маркетинга

  • на 5 %
    от общего оборота выросла доля выручки прямых каналов коммуникации
  • 25,6 рубля
    доход на 1 рубль расхода на прямой маркетинг
  • на 20 %
    год к году выросла конверсия рассылок в выдачу займов
  • 20%
    экономия на SMS благодаря каскадным рассылкам
  • 7 часов в неделю
    экономия времени маркетолога и дизайнера благодаря триггерным рассылкам
Данные из внутренней отчетности «Лайм-Займа». Метод атрибуции — last click.
Ниже расскажем, за счет чего достигли результата:
  • Как выбирали платформу и какие задачи перед ней поставили
  • Как используем сегментацию в массовых рассылках
  • Как настроили каскадные цепочки триггерных писем, сопровождающих клиента на всех этапах оформления займа

По каким критериям выбирали платформу автоматизации маркетинга

Платформу выбирали маркетологи, которые и должны были с ней работать. Руководствовались четкими техническими требованиями — искали решение, которое позволит:
  1. Отправлять триггерные и массовые сообщения по всем каналам: email, SMS, Viber и «ВКонтакте», — из единого окна.
  2. Персонализировать сайт, в том числе добавить динамические блоки, например попапы с персональным промокодом.
  3. Строить мультиканальные триггерные цепочки, в том числе каскадные: от самого дешевого к дорогим каналам.
  4. Автоматически дедублицировать базу и создавать сегменты с учетом действий клиентов и их статуса, например наличия одобренного персонального предложения.
  5. Анализировать эффективность на уровне каналов и отдельных рассылок в режиме реального времени.
Поскольку «Лайм-Займ» работает в том числе за границей, среди требований к платформе был опыт международных проектов и возможность отправлять рассылки с учетом часового пояса получателя.
В результате среди нескольких ИТ-решений выбрали Mindbox: он отвечал всем заявленным требованиям и был самым выгодным по соотношению «цена — качество». Принять окончательное решение помогли кейсы с известными брендами. Платформу интегрировали с сайтом и внутренней системой «Лайма-займа» (там хранится финансовая информация) — и начали отправлять рассылки.
Возможности платформы, которые оказались наиболее полезны для «Лайм-Займа»:
Задача
Решение
Автоматически сегментировать базу с учетом действий клиентов и их статуса
✔С помощью гибких фильтров можно делить базу по любым критериям — клиент автоматически попадет в нужный сегмент

Пример: отправляем напоминание, если клиент завершил первый этап регистрации на сайте, но остановился на втором
Создавать рассылки с учетом специфики бизнеса микрозаймов
✔Дополнительные поля позволяют учесть специфику бизнеса

Пример: отправляем предложение оформить заем, если клиент не получал денег в текущем году и у него есть индивидуальное предложение
Подключить каскадные коммуникации
✔Платформа поддерживает настройку каскадов: от менее дорогих каналов к более дорогим

Пример: если клиент не завершил регистрацию, сначала используем вебпуш и email — SMS уходит, только если у клиента нет подписки в других каналах
Анализировать эффективность прямых каналов в режиме реального времени
✔Доступны отчеты, показывающие эффективность на уровне рассылки, клиента или канала

Как персонализировали массовые рассылки с помощью сегментации

Чтобы не перегружать клиентов сообщениями, маркетологи «Лайм-Займа» отправляют рассылки не по всей базе, а по сегментам. Например, по клиентам с активным индивидуальным предложением на заем или тем, у кого индивидуальное предложение уже истекло, но они ранее оформляли заем и успешно его погасили.
Ниже — два примера массовых рассылок:
Предложение оформить заем на 20 тысяч отправили клиентам, соответствующих двум условиям: не получали денег в текущем году и нет одобренного займа
Предложение оформить заем на 20 тысяч отправили клиентам, соответствующих двум условиям: не получали денег в текущем году и нет одобренного займа
Поздравление с наступлением весны отправили клиентам с одобренным займом. Сумма и срок займа подтягивались автоматически из единого профиля — эта информация хранится в дополнительных полях
Поздравление с наступлением весны отправили клиентам с одобренным займом. Сумма и срок займа подтягивались автоматически из единого профиля — эта информация хранится в дополнительных полях

Как автоматизировали рассылки, связанные с оформлением займа, и сократили затраты благодаря каскадам

Чтобы оформить заем, клиенту не нужно приходить в офис или общаться со специалистом колл-центра — он может сделать это онлайн, заполнив заявку на сайте. Триггерные цепочки сопровождают клиента на каждом этапе оформления займа — маркетологи «Лайм-Займа» настроили более 400 триггерных сценариев.
Welcome-цепочка. Включает шесть этапов регистрации от указания персональных данных до получения денег:
Первый этап регистрации — заполнение короткой анкеты с базовой информацией. Триггерные рассылки активируются сразу после указания контактных данных и согласия с правилами
Первый этап регистрации — заполнение короткой анкеты с базовой информацией. Триггерные рассылки активируются сразу после указания контактных данных и согласия с правилами
На каждом этапе, начиная со второго, сообщения отправляются по трем каналам: вебпуши, email, SMS. Последовательность именно такая, от бесплатных каналов к дорогим SMS. Это позволяет сэкономить на рассылках — отправлять SMS по ~2 рубля за сообщение только тем, кому невозможно доставить email и вебпуш. Периодичность на каждом этапе стандартная: через 15 минут, час, день, три дня, неделю и 14 дней после совершения целевого действия, например заполнения базовой анкеты. Всего получается 210 триггерных рассылок. Ниже покажем каскад со второго этапа:
Каскад срабатывает, если клиент завершил первый шаг регистрации, но остановился на втором. SMS отправляется только клиентам, не подписанным ни на вебпуши, ни на email

22% дохода
прямого маркетинга приносят две рассылки: про брошенный повторный и первый заем

Брошенный повторный заем. Если клиент, ранее оформлявший заем, запросил новый заем и получил одобрение, но не оформил его, отправляем напоминания через 15 минут, час, день и три дня. Как и в остальных триггерных рассылках, используем каскад — пуш, email, SMS:
Каскад запускается каждый раз, когда клиент попадает под условия срабатывания триггера — ограничений по частоте нет

Следующие шаги: 10 новых триггеров и персонализация сайта

Настроить 10 новых триггеров в течение года, чтобы автоматизировать весь жизненный цикл клиента, а не только оформление займа. В числе новых механик — опрос после оформления займа, поздравление с днем рождения и годовщиной знакомства с брендом, реактивация (клиент N дней не брал заем), рассылки по программе лояльности.
Персонализировать сайт. Подключить модуль персонализации сайта и запустить попапы, чтобы повысить конверсию в оформление займа. Примеры попапов: NPS-опрос после оформления и погашения займа, опрос при закрытии сайта «Почему вы уходите?» с вариантами ответов, персональный промокод в день рождения и годовщину знакомства с брендом, кнопка с ответами на часто задаваемые вопросы.
P. S. В этой истории мы рассказывали о наших продуктах CDP и «Рассылки». Узнайте о продуктах подробнее на их страницах или в разговоре с консультантом.