Как работать с API без навыков программирования

Как работать с API без навыков программирования

Бизнес сталкивается с API, когда нужно интегрировать друг с другом разные сервисы типа банкинга, телефонии и CRM-систем.
В статье разбираем:
  • что такое API;
  • как он помогает в разработке, бизнесе и маркетинге;
  • нужны ли для работы с API специальные навыки;
  • какие сервисы для работы с API используют наши разработчики, чтобы не писать код и настраивать интеграции в визуальном редакторе. На примере 12 STOREEZ рассказываем об интеграции Slack и Mindbox, и как это помогло ускорить работу сотрудников отдела по дружбе с клиентами.

Что такое API

Любой сервис может получать данные из другого сервиса. Например, в CRM-системе могут отображаться данные об оплате счетов. Для этого ей нужны правила взаимодействия с банковским сервисом: CRM-система запрашивает информацию, банк отдает данные об оплате и они появляются в CRM-системе.
Эти правила можно писать для каждого сервиса заново: например, придется написать несколько наборов правил для подключения CMS сайта с разными сервисами — CRM, телефонии, бухгалтерии, CDP. А это трудозатратно.
Другой способ — написать правила один раз для взаимодействия со всеми сервисами. Это и есть API.
API (application programming interface, или программный интерфейс приложения) — набор функций, который помогает приложениям, сервисам и прочему программному обеспечению обмениваться данными.
Например, чтобы показывать покупателю интернет-магазина ближайшие офлайн-точки, CMS сайта взаимодействует по API с «Яндекс.Картами». «Яндекс.Карты» получают координаты пользователя и в ответ отдают список магазинов, которые находятся рядом с этими координатами. По сути API — это инструкция разговора между сервисами.
Настройку взаимодействия между разными сервисами называют интеграцией.
Сервис Canva интегрирован с Instagram по API
Сервис Canva интегрирован с Instagram по API, поэтому дизайн можно не сохранять на смартфон, а сразу выкладывать в соцсеть

Как API помогает разработке, бизнесу и маркетингу

Если у сервиса нет API, для любых интеграций нужно придумывать новое программное решение. А это — дополнительное время, IT-ресурсы и деньги.

В разработке

Разработчикам API помогает стандартизировать взаимодействие между сервисами и сделать его безопасным:
1. Стандартизация. API — это набор правил, понятный всем разработчикам. Например, разработчикам Instagram не нужно писать разные языки общения для сервисов Canva или WhatsApp. Эти сервисы будут обращаться к Instagram одинаково — это упрощает разработку.
2. Безопасность. API ограничен набором функций, как словарем: в нем определено, как один сервис будет отвечать на запросы других. Это безопасно и для самого сервиса, и для того, кто к нему обращается. Без API сервисы обращались бы напрямую друг к другу в базы данных, а это небезопасно и неудобно.

В бизнесе

API помогает автоматизировать бизнес-процессы и упростить взаимодействие с клиентом:
1. Бизнес экономит ресурсы: не нужно вручную переносить данные из одного сервиса в другой. Например, номера клиентов из телефонии автоматически попадают в CRM-систему, потому что сервисы взаимодействуют по API.
2. Клиентам проще использовать сервисы. Например, интернет-магазин интегрирован с соцсетями по API — клиенты авторизуются через аккаунт в Facebook, а не придумывают логин и пароль. При этом бизнес получает больше информации о клиентах (при условии, что клиент дает на это согласие).

В маркетинге

1. Автоматизировать маркетинг. Например, если интегрировать CRM-систему и платформу автоматизации маркетинга, письма по новым контактам будут уходить автоматически. Так, в Zarina интегрировали сайт на «1С-Битрикс» и программу лояльности на Axapta с платформой автоматизации маркетинга. Это помогло собирать контакты клиентов в одном месте и автоматически отправлять вебпуши, триггерные и массовые рассылки.
2. Настроить вебхуки — оповещения в одном сервисе о событиях в другом. Например, клиент не закончил оформлять заказ на сайте → в колл-центр приходит уведомление об этом → оператор перезванивает клиенту.

Как работать с API

Чтобы два сервиса с API начали взаимодействовать друг с другом, их нужно настроить, интегрировать — то есть «договориться», какие действия нужны, чтобы все работало.
Есть три сценария настройки интеграции:
1. Стандартные интеграции. У большинства популярных сервисов (Google, Facebook, «Яндекс») прописаны стандартные интеграции и все готово к подключению. Компаниям достаточно готовых решений и не нужно ничего делать с нуля.
Так, у Mindbox есть готовые решения для интеграции с разными сервисами — модули (например, модуль для «Битрикс»). И есть четкие инструкции, как сайт на «Битриксе» подключить к платформе Mindbox. В этом случае настройка проходит в полуавтоматическом режиме: не нужно с нуля обсуждать техническое задание, достаточно следовать инструкции по подключению. Однако здесь тоже не обойтись без разработчиков.
2. Сложные интеграции — для нестандартных запросов: когда компании нужно интегрировать несколько сервисов или настроить нестандартные события. Например, передавать данные в CRM о физическом посещении тренажерного зала или центра развлечений. Тогда компания составляет подробное техническое задание и интеграция может занять несколько месяцев. Такие интеграции настраивают разработчики обеих сторон.
3. Типовые интеграции, например, чтобы собирать контакты на лендинге и отправлять по ним триггерные рассылки. Типовые интеграции подойдут маркетологам без глубоких знаний в программировании, потому что их можно делать с помощью специальных сервисов.

Сервисы для работы с API без навыков программирования

Мы в Mindbox используем Integromat, Zapier, Albato. В этих сервисах не нужно писать код, все делается в визуальном редакторе.
Один из популярных примеров, когда такие сервисы нужны: сбор контактов из соцсетей и с лендингов. Это могут быть формы для сбора email или телефонов, обратного звонка на Tilda, в Facebook и «ВКонтакте». Интеграцию с этими продуктами маркетолог в несколько кликов настроит с помощью сервиса.
В Integromat простой интерфейс: блок-схемы составляются из кружочков.
Пример автоматизации бизнес-процесса в Mindbox — интеграция Google таблиц и Slack, чтобы сообщать сотрудникам о просроченных задачах. Все задачи менеджеров компании попадают в единое место — Google таблицу.
  • бот по таблице проверяет, нет ли просроченных задач;
  • если просроченные задачи есть, бот группирует их по имени сотрудника и отправляет данные в Slack;
  • Slack проверяет, есть ли такое имя;
  • если Slack находит сотрудника, отправляет ему напоминание.
Пример автоматизации внутренних процессов в Mindbox с помощью Integromat
Пример автоматизации внутренних процессов в Mindbox с помощью Integromat
В Integromat нет предустановленных (заранее написанных) интеграций для российских продуктов. Например, нет «ВКонтакте» и Mindbox. Но это не значит, что с ними нельзя интегрироваться через Integromat. У них есть API — значит, можно.
Стоимость. От 9 долларов в месяц. Есть бесплатная версия, которая ограничена тысячей операций и 100 МБ переданных данных. Операции распределяются так: «забрать контакт из формы на лендинге» + «отдать контакт в Mindbox» — это две операции. Бесплатной версии хватит на 500 контактов с формы.
В Zapier есть готовые интеграции, например, Google календарь + Slack. Slack будет присылать уведомления о событиях, запланированных в Google календаре.
На сайте Zapier есть готовые варианты интеграции разных сервисов
На сайте Zapier есть готовые варианты интеграции разных сервисов, которые пользователи могут настроить самостоятельно

Пример 12 Storeez: настроили интеграцию Slack и Mindbox. Сотрудник отдела по дружбе с клиентами отправляет боту в чате сообщение с ID клиента, в ответ получает сообщение с информацией о клиенте: фамилию, имя, отчество, балльный счет.

Сотрудник получает в Slack информацию о бонусном счете
Сотрудник отдела по дружбе с клиентами 12 STOREEZ оперативно получает в Slack информацию о бонусном счете клиента по его ID и не тратит время на поиски информации
Стоимость от 20 долларов в месяц, но есть бесплатная версия — можно делать до 100 заданий в месяц. Одно задание — «забрать контакт из формы в Facebook» + «отдать контакт в Mindbox». Бесплатной версии может хватить, например, на 100 контактов с формы.
В Albato есть готовые интеграции между российскими сервисами:
  • «ВКонтакте» и Telegram;
  • GetCourse и amoCRM;
  • YСlients и Битрикс24;
  • Tilda и 1C:CRM;
  • Tilda и «МойСклад».
Можно настроить интеграции между другими сервисами, например между Calltouch и «Битрикс24». Это будет работать так: когда звонит клиент, сервис Calltouch отправляет данные в «Битрикс24», в которой появляется новый контакт и новая сделка. Чтобы интегрировать сервисы, нужно последовательно заполнять специальные формы (для этого есть подробные инструкции):
Есть несколько стандартных событий для CRM «Битрикс24»
Есть несколько стандартных событий для CRM «Битрикс24»
Через Albato можно настроить интеграцию Mindbox и «Битрикс» для своей компании без навыков программирования. В результате получатся такие схемы взаимодействия сервисов:
  • покупатель зарегистрировался на сайте → запрос отправился в Mindbox → покупатель получил приветственное письмо;
  • покупатель добавил товар в корзину → запрос отправился в Mindbox → покупатель получил промокод на скидку;
  • покупатель закрыл страницу, не оформив заказ, → запрос отправился в Mindbox → покупатель получил рассылку о брошенной корзине.
Стоимость. От 990 рублей в месяц, первые 14 дней — бесплатно.

Пошаговая инструкция: как через Integromat настроить интеграцию между Facebook и Mindbox

Покажем, как настроить интеграцию Facebook с Mindbox, чтобы автоматизировать триггерные рассылки.
Что дает интеграция: с Facebook придет новый лид — например, пользователь подпишется на форму. Integromat увидит новый email из Facebook и сразу передаст его в Mindbox. А из Mindbox сразу отправится триггерное письмо, например благодарность за подписку.
Шаг 1. Нажать кнопку Create a new scenario:
Шаг 1. Нажать кнопку Create a new scenario:
Шаг 2. Нажать на кружок в центре:
Шаг 2. Нажать на кружок в центре
Шаг 3. Выбрать сервис — Facebook Lead Ads:
Шаг 3. Выбрать сервис — Facebook Lead Ads
Шаг 4. Выбрать действие, которое хотим передавать, — New Lead, новый лид:
Шаг 4
Шаг 5. Поле Webhook заполнять не нужно. Если соединение уже настроено, выбираем из списка. Если не настроено — нажимаем Add. Подключение настраивается один раз и может использоваться во всех сценариях:
Шаг 5
Шаг 6. Чтобы настроить соединение, разрешаем Integromat получить доступ к данным:
Шаг 6
Шаг 7. Нажать Add another module:
Шаг 7
Шаг 8. Выбрать HTTP:
Шаг 8
Шаг 9. Выбрать Make a request:
Шаг 9
Шаг 10. Заполнить форму:
Шаг 10
Пример заполненной формы в Integromat
Пример заполненной формы в Integromat. Не образец
Аналогичным образом с помощью Integromat можно настроить интеграцию между другими сервисами, у которых есть API.
У Mindbox есть свой модуль для получения данных из Facebook, и подключаться через Integromat необязательно. В статье показали процесс подключения для примера.

Тест API: зачем и как его проводить

Во время настройки интеграции что-то может пойти не так и часть данных может не передаваться. Тестирование помогает избежать таких ситуаций: например, маркетолог настраивает интеграцию лендинга с Mindbox, запускает рекламу. Реклама откручивается, и оказывается, что в базу не отправлялись email-адреса клиентов.
У разработчиков есть несколько уровней тестирования API: проверка шифрования, проверка на работу с другими приложениями, проверка полноты функций. Маркетолог может не погружаться в это, но важно тестировать конечный результат интеграции по API — это обычное прикладное тестирование:

Маркетолог настраивает сценарий → заходит на лендинг → оставляет контакты → проверяет, что письмо пришло.