Из России ушли Coca-Cola, IKEA, McDonald’s и другие А-бренды. Разбираемся, как эти гиганты влияли на рынок и что с ним будет теперь

С 24 февраля Россию покинули несколько сотен зарубежных компаний. И хотя статус многих из них до сих пор неясен, в рекламном пространстве в ближайшее время их точно не будет. Особенно сильно рынок рекламы просел из-за ухода так называемых А-брендов — флагманских производителей в своей категории вроде Coca-Cola или IKEA.
Как это скажется на рынке и откуда возьмутся новые А-бренды — разбираемся с основателем «Академии Ритейла» Алексеем Филатовым, главой ассоциации «Русбренд» Алексеем Поповичевым и бренд-стратегом и доцентом Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Ольгой Кусраевой.

Что такое А-бренды и какова их роль на рынке

А-бренды — это флагманские производители, с которыми потребители ассоциируют определенную категорию товаров. Например, в категории смартфонов первое, что приходит на ум, — это Apple, сладкая газировка — это Coca-Cola, а фастфуд — McDonald’s. А-бренды — драйверы в своих индустриях, поскольку вкладывают огромные средства в развитие производства и рекламу.

Как уход А-брендов меняет российский рынок

В апреле студенты курса «Академии Ритейла» исследовали изменения в фешн-ритейле: мониторили медиа и фиксировали, какие компании уходят с рынка и с какими прощальными посланиями обращаются к своим покупателям. По данным исследования (есть в распоряжении редакции), на момент его подготовки об уходе объявили 120 компаний.
Также студенты выезжали «в поля» и смотрели, какие бренды действительно закрыли магазины. Оказалось, что прекратили работу только 10% тех, кто объявил об уходе. По словам основателя «Академии Ритейла», примерно такой же процесс шел и на рынке FMCG.

Откуда в России будут браться новые А-бренды

Как меняется рынок рекламы

В апреле — июне этого года российский рынок рекламы сократился на 16% согласно статистике, которую публиковала Ассоциация коммуникационных агентств России. По подсчетам AdIndex, в денежном выражении показатель составил около 111,7 миллиарда рублей.

На чем стоит сильный бренд

По мнению Ольги Кусраевой, сегодняшнюю ситуацию можно отчасти сравнить с 2014 годом, когда в стране было объявлено продуктовое эмбарго. Тогда с полок ушли многие иностранные бренды и это дало толчок для роста и появления новых.
Пирамида бренда
Пирамида бренда — это модель его основных смыслов. Они должны лежать в основе всех коммуникаций с клиентом