Мемолог: кто это и как он помогает бизнесу продавать

Мемолог: кто это и как он помогает бизнесу продавать

Что общего у эффективного маркетинга и хорошей шутки? И то и другое должно попасть в цель. За мемами в рекламе часто стоят мемологи — специалисты, которые превращают интернет-юмор в рабочий инструмент бренда. Разбираемся, как мемолог помогает бизнесу говорить с аудиторией на одном языке и зарабатывать больше.

Зачем и как бизнесу использовать мемы

Мемы в маркетинге — не просто способ развлечь аудиторию. Как компания может использовать их в коммуникациях:
— Завязать диалог. В отличие от традиционной рекламы мемы вовлекают аудиторию в активное взаимодействие: часто человек не просто смотрит, а лайкает, комментирует и пересылает их, то есть становится участником коммуникации.
— Найти общий язык с клиентами. Мемы — это своеобразный социальный код. Люди, которые смеются над одной и той же шуткой, автоматически ощущают принадлежность к одному культурному сообществу. А благодаря использованию мемов в маркетинге, аудитория понимает, что они с брендом говорят на одном языке. Это укрепляет доверие и сокращает дистанцию между компанией и клиентами.
Спустя пять лет после закрытия на рынок вернулся «Рокетбанк», и для первого обращения к аудитории команда выбрала актуальный мем
Спустя пять лет после закрытия на рынок вернулся «Рокетбанк», и для первого обращения к аудитории команда выбрала актуальный мем
— Объяснить продукт. Мемы позволяют передавать сложные идеи в понятной форме, где несколько слов и изображение могут заменить абзацы объяснений. Например, криптовалютные проекты часто объясняют блокчейн через мемы с «магическими интернет-деньгами». Благодаря этой компактности мемы подходят для коммуникации с потребителями сложных продуктов.
С помощью мема можно показать сложности интеграции CPD в бизнес
С помощью мема можно показать сложности интеграции CPD в бизнес
— Увеличить охват. В отличие от дорогой рекламы удачный мем может принести больше просмотров, чем обычный пост или реклама. Например, «Полисорб» размещал мемные посты в сообществах «ВКонтакте», что принесло 10 тысяч лайков и 9 тысяч репостов.
— Повысить узнаваемость и продажи. Мемы легко запоминаются, вызывают эмоции и потому быстро распространяются через соцсети, мессенджеры и даже офлайн-общение. Такое вирусное распространение увеличивает узнаваемость компании, использующей юмор. Так, благодаря мемам компания Vizit увеличила знание о бренде на 160%, а продажи — на 131%.
Где и как использовать мемы
Мемы могут быть актуальны в любом канале коммуникации, где важно вызвать эмоции или снизить напряжение: от пушей в приложении до мерча и упаковки. Главное, чтобы шутки соответствовали имиджу бренда и ожиданиям аудитории.
В социальных сетях компании используют мемы чаще всего, потому что обычно это менее формальный канал коммуникаций. Юмор помогает оживить контент, повысить охваты и вовлеченность.
В соцсетях мемы могут себе позволить даже серьезные организации, например банки, чья целевая аудитория моложе 30 лет
В соцсетях мемы могут себе позволить даже серьезные организации, например банки, чья целевая аудитория моложе 30 лет
В email-рассылках мемы можно использовать в теме рассылок для увеличения open rate и внутри писем — для роста click rate. Один удачный мем в письме может «разрядить» рекламный тон, создать эмоциональный отклик у подписчиков и повысить доверие к бренду.
Интернет-магазин мерча KKaravaev использует юмор в теме письма с анонсом новых дождевиков
Интернет-магазин мерча KKaravaev использует юмор в теме письма с анонсом новых дождевиков
В пушах мемы привлекают внимание, повышают CTR и снижают процент отписок.
Пуш от приложения доставки еды и продуктов «Купер»
Пуш от приложения доставки еды и продуктов «Купер»
Что касается аудитории, то в целом в маркетинге мемы более актуальны для зумеров (13–30 лет) и миллениалов (30–45 лет), чем для возрастной аудитории. У людей старше 45 лет мемы реже вызывают отклик, потому что обычно они основаны на интернет-культуре, которая не так близка этим пользователям.
Возраст
Форматы и темы
Примеры из разных периодов
Зумеры
Трендовые TikTok-мемы, абсурд, ирония, мемы на грани
«О как», Чиназес, Бомбардиро Крокодило, «Бу, испугался?», «Педро-Педро-Педро»
Миллениалы
Самоирония, рефлексия, психология, мемы про быт, Гарри Поттера и карьеру
«Карл!», «Наташа, вставай, мы все уронили», «Я прошла афганскую войну», сын маминой подруги
Профессия целевой аудитории также влияет на реакцию на мемы. Например, шутки, популярные у маркетологов, обычно касаются клиентов, правок, креатива и KPI. У медиков мемы чаще всего саркастические, и высмеивают рабочие смены, пациентов, зарплаты и выгорание. А те, кто работает в сфере IT, обычно реагируют на технические отсылки, шутки на тему общения с разработчиками, дедлайнов и бессмысленных митингов.
Мем об элементах «дятло-менеджмента» в работе проджекта
Мем об элементах «дятло-менеджмента» в работе проджекта

Когда мемы лучше не использовать

Неправильно подобранный мем может навредить восприятию бренда, вызвать непонимание аудитории или попасть в неуместный контекст. Вот случаи, когда от мемов лучше отказаться:
— Формальный tone of voice. Когда у компании серьезная аудитория: например, у юридических, медицинских или финансовых организаций. В этом случае мемы могут подорвать формальный образ.
— Кризисы. Трагические события, природные катастрофы или массовые увольнения в компании — не повод для мемов. Даже если шутка не связана напрямую с проблемой, она может быть воспринята как неуважение и бездушие.
— Чувствительные темы. Шутки на темы вроде секса, насилия, дискриминации, а также насмешки над религиозными традициями или расовой принадлежностью часто воспринимаются негативно.
Мем бренда VIZIT вызвал волну обвинений в сексизме за использование слова «шкура»
Мем бренда VIZIT вызвал волну обвинений в сексизме за использование слова «шкура»
— Неактуальность. Есть вечные мемы вроде собаки в горящей комнате, но большинство интернет-шуток быстро устаревают. Лучше не публиковать мемы вообще, чем использовать неактуальные.
Трек «Сидим с бобром за столом» был популярен в начале 2025 года, но к июню уже устарел, а мем This is fine не теряет актуальности уже несколько лет

Кто создает мемы

Большинство мемов рождаются в социальных сетях, поэтому чаще всего за их созданием стоят SMM-специалисты или контент-менеджеры. Однако обычно юмор — не основная их задача.
Между тем существует отдельная профессия для создания смешных и актуальных шуток — мемолог. Это креативный специалист, который создает и использует мемы для продвижения брендов, товаров или услуг. С его помощью маркетинговая команда повышает узнаваемость компании, делает ее ближе к потребителям и нативно продвигает продукт.
Сервис бронирования отелей «Островок» использует актуальный мем для рассказа о городах, где можно забронировать жилье
Сервис бронирования отелей «Островок» использует актуальный мем для рассказа о городах, где можно забронировать жилье
Разберемся, что входит в обязанности мемолога:
— Трендвотчинг. Профессия обязывает специалиста регулярно мониторить тренды в социальных сетях и на профильных для бренда площадках. Например, для IT-компаний такой площадкой может быть Habr.ru, а для бизнеса в сфере маркетинга — VC.ru. Сюда же относится мониторинг UGC — контента, который создают клиенты бренда, и использование его для создания мемов.
— Стратегия. Мемолог интегрирует тренды в стратегию и tone of voice компании. При этом важно, чтобы мемная коммуникация помогала достичь маркетинговых целей, например повысить вовлеченность аудитории или увеличить продажи конкретного продукта.
— Креатив. Мемолог придумывает мемы, которые понятны и близки целевой аудитории. Он отслеживает инфоповоды, адаптирует популярные форматы под бренд и часто сам делает визуал — от идеи до готовой картинки или ролика.
— Анализ. Мемолог анализирует риски, чтобы мемы не оскорбляли чувства отдельных групп пользователей и не нарушали законодательство. При этом специалист должен оценивать результаты использования мемов в маркетинге, опираясь на метрики. Например, на CTR, если в посте с мемом были ссылки, и конверсию в продажи, если ссылки вели на продукт.
Хороший мемолог понимает тренды, знает, где родился тот или иной формат, в каком контексте он используется и когда истекает его срок годности. Он помогает бренду сохранить репутацию и встроиться в культуру аудитории с нужным посылом, уместным юмором и точным временем выхода. Это особенно важно, когда речь идет о тонких темах, инфоповодах или кризисах. Именно поэтому стратегическое мышление у специалиста ценится не меньше, чем чувство юмора.
Кроме того, мемолог не вставляет мем ради лайков, а строит через него эмоциональную связь с аудиторией, используя нужные смыслы. Через шутки он также решает конкретную бизнес-задачу: повысить узнаваемость бренда, вовлечь аудиторию, сформировать узнаваемый tone of voice или продвигать конкретный продукт. Мемолог умеет встроить мем в контент-план, адаптировать его под ценности компании, аудиторию и формат площадки.
Skyeng использует мемы для создания образовательного контента
Skyeng использует мемы для создания образовательного контента

Можно ли создавать мемы без мемолога

Если в команде уже есть опытный SMM-специалист или контент-креатор с чувством юмора, пониманием аудитории и насмотренностью, он вполне может создавать мемы. В мемологе также нет необходимости, если шутки нужны как часть общей контент-стратегии, например, публикуются пару раз в неделю для оживления ленты в соцсетях или вовлечения аудитории в рассылке.
«Яндекс Путешествия» изредка используют классические мемы без дерзких шуток для иллюстрации постов
Многие локальные, нишевые бренды и малый бизнес делают мемы усилиями маркетологов, продакт-менеджеров или даже основателей, не нанимая мемолога. Это работает, если команда хорошо чувствует свою аудиторию и понимает, зачем и где используется мем.
Пермская IT-компания Reactive ведет аккаунт в Instagram*, состоящий исключительно из мемных рилсов, направленных на продвижение HR-бренда
Пермская IT-компания Reactive ведет аккаунт в Instagram*, состоящий исключительно из мемных рилсов, направленных на продвижение HR-бренда

Какие инструменты помогают создавать мемы

Чтобы создать мем, который может стать популярным, необязательно быть мемологом. Достаточно следить за трендами и уметь быстро адаптировать их под аудиторию и продукт бренда. Есть несколько инструментов, которые помогут упростить и ускорить процесс, но важно учитывать, что они не гарантируют создание вирусной шутки:
  • Генераторы мемов. Сервисы, где достаточно выбрать шаблон, вставить текст — и мем готов. Например, Memetopia или Wojak Studio.
  • Графические и видеоредакторы. Понадобятся для доработки существующих или создания новых мемов, особенно если важно соблюдать фирменный стиль бренда. Например: Canva, Figma и CapCut.
  • Сервисы для анализа поисковых запросов. Google Trends и «Яндекс Вордстат» позволят быть в курсе того, что интересует широкую аудиторию и отслеживать нарастающие тренды.
  • Мем-паблики. Быть в курсе трендов также поможет подписка на популярные сообщества и чаты с мемами. Полезно изучать как каналы для широкой аудитории, например, телеграм-канал «Я не понимаю это смешно или уже нет» или сообщество «4chan» в VK, так и профильные паблики, например, телеграм-канал «Programmer & IT Memes».

Как встроить мемы в tone of voice бренда

Чтобы органично встроить мемы в коммуникации бренда и привлечь, а не оттолкнуть аудиторию, нужно сделать несколько шагов:
Определить, что приемлемо в tone of voice компании. У каждого бренда есть границы: одни могут шутить жестко, другие — только мягко и дружелюбно. Прежде чем публиковать мем, нужно понять, соответствует ли он обычной для бренда интонации. Например, у сети магазинов «Красное и Белое» на мемы приходится больше половины контента. Страховым и финансовым компаниям такой тон подходит меньше, а в юридической сфере мемный контент, скорее всего, будет лишним.
Для «Авиасейлс» мемы — привычная часть брендового контента
Для «Авиасейлс» мемы — привычная часть брендового контента
Закрепить мемы в гайде по tone of voice. Нужно описать, как можно шутить от имени бренда, а как нельзя, какие темы считаются приемлемыми, а какие нет. Если мемы не закреплены в гайде, могут возникнуть ситуации, когда шутки не вяжутся с образом компании или задевают чувства аудитории.
Тестировать мемы на лояльной аудитории. Например, можно вставить шутку в рассылку на клиентов с высоким LTV — эти люди давно с компанией и скорее простят ей ошибки в коммуникации, чем новые или потенциальные клиенты. Фидбэк можно отследить по метрикам, допустим, если мем использовался в теме email-рассылки, нужно проанализировать open rate. Если отклик положительный, можно добавить этот тип мемов в основную рассылку. Такой «мягкий» запуск помогает избежать репутационного риска, настроить тональность, отточить визуальный стиль и понять, какие образы действительно «цепляют» целевую аудиторию.

Чек-лист для создания мем-контента

Составили чек-лист для проверки мем-контента, чтобы он был не только смешным, но и соответствовал бренду.
1. Смысл и структура:
  • Мем понятен целевой аудитории без пояснений: считывается за 1–2 секунды.
2. Соответствие аудитории:
  • Сделан на языке ЦА: использованы понятные образы, форматы и отсылки.
  • Соответствует возрасту и интересам.
3. Соответствие бренду:
  • Не выбивается из tone of voice бренда.
  • Использует фирменный стиль или адаптирован под стиль бренда.
  • Соотносится с продуктом, услугой или инфоповодом.
4. Актуальность:
  • Основан на актуальном тренде.
5. Этика:
  • Не содержит оскорблений, стигм и дискриминации.
  • Не затрагивает чувствительные темы: войны, болезни, трагедии.
  • Не скопирован у другого бренда или автора без адаптации.
6. Проверка в команде:
  • Мем посмотрели минимум двое-трое коллег, желательно с разными взглядами и интересами.
  • Если шутка спорная — обкатана на лояльной аудитории.
* Принадлежит Meta, деятельность которой признана экстремистской и запрещена на территории России.