Telegram — создаем полноценный интернет-магазин в мессенджере при помощи ботов. Рассказываем и показываем процесс создания площадки для продажи на примере.
18 мая 2023
Интернет-магазин в Telegram: стоит ли делать
Интернет-магазин в Telegram: стоит ли делать
Магазины в Telegram существуют давно. Но до апреля 2022 года это были либо каналы со ссылками на сайт, либо кнопочные боты с примитивным каталогом и возможностью принимать оплату.
Сейчас создатели Telegram-ботов обещают бизнесу полноценный магазин с адаптивным дизайном внутри мессенджера. В него можно добавить каталог товаров и даже персонализировать контент на основе действий покупателя.
В статье выясним, насколько это рабочий инструмент и кому подойдет магазин в Telegram.
Плюсы и минусы интернет-магазина в Telegram
На первый взгляд, магазин в Telegram выгоден бизнесу ― кроме интернет-магазина, компания получает возможность постоянно общаться с клиентом. Чем более функциональным будет Telegram-бот, тем больше стимула у клиентов взаимодействовать с бизнесом: покупать в магазине или читать рассылки.
У такого магазина есть еще несколько весомых плюсов:
- Низкая конкуренция. Продажи в мессенджере еще только развиваются, поэтому есть возможность занять нишу и привлечь часть аудитории конкурентов.
- Быстрая загрузка. Мессенджер не использует сложный дизайн и верстку. Магазин ― просто каталог и кнопки, поэтому загружается мгновенно.
- Автоматизация. Продажами занимается чат-бот при минимальном участии человека.
В своем нынешнем виде Telegram-магазин подойдет компаниям с ассортиментом не более 10 SKU и продажами около 20 единиц товара в день.
Если в магазине более широкий ассортимент, его ждут трудности:
- Неудобно пользоваться каталогом в виде карточек. Для примера: ассортимент среднего сервиса доставки пиццы ― 20 видов пиццы в трех размерах. Это уже 60 SKU. Плюс напитки, салаты и зачастую роллы. Даже если разделить все товары по категориям, в ленту клиента будут выгружаться сразу шесть-семь картинок с описанием продукта. Их очень утомительно скроллить, чтобы выбрать нужный.
- Долгий путь до заказа. Чтобы заказать пиццу, напиток и салат, придется перемещаться между категориями, переходить в корзину, выбирать доставку, оплачивать заказ. Все это оформлено кнопками. Клиент уйдет из магазина, в котором, чтобы заказать пиццу, нужно сделать минимум шесть нажатий.
- Невозможно проверить адрес доставки. Часто доставка ограничена определенным городом или районом. Чтобы понять, может ли компания привезти клиенту товар, нужно проверить его адрес. Сделать это с помощью бота внутри Telegram-магазина невозможно.
Я встречал удачное решение такой проблемы. Это был проект Мосгаза по распознаванию адресов: серьезный сервис на бэке расшифровывал неправильно написанный адрес и возвращал назад в бота с правильным названием, чтобы клиент уточнил, его это адрес или нет.
Но у этого бота только одна задача ― проверить адрес. В случае с магазином я не представляю, как в боте показать зоны доставки, чтобы это было удобно.
Для небольшого бизнеса будет сложно и дорого реализовать у себя решение Мосгаза, а для клиентов это все равно будет не так наглядно, как на сайте.
- Неудобная система оплаты. Telegram не предлагает способы оплаты, доступные в России. Нужно подключать платежный сервис, который будет генерировать ссылки на оплату прямо в Telegram. Например, «ЮКассу».
- Нет встроенной системы учета. Заказы поступают неравномерно, а быстро обработать сразу 30–40 заказов вручную невозможно. Особенно острой проблема будет в сервисах доставки еды, где на обработку и доставку заказа отведено не больше часа. Без системы учета бот не узнает, что какой-то товар закончился, или не сможет сам поменять цены, придется делать это вручную.
Как сотрудник Botmother я жду, когда наши разработчики сделают с WebView что-то более удобное, и мы получим новых клиентов.
Люди любят Telegram. Telegram-каналы влияют на инфоповестку всей страны. И если люди смогут делать покупки, не выходя из своего любимого мессенджера, эта идея взлетит. Нужно просто дождаться приемлемой реализации.
Создаем магазин с помощью @BotFather и @Botobot
Для тех, кто решил попробовать создать магазин в Telegram, мы подготовили инструкцию.
1. Создаем бота для магазина с помощью @BotFather
Сначала нужно создать бота, на котором будет работать магазин. Все боты в Telegram регистрируются через бота @BotFather. Он умеет создавать и настраивать ботов по команде пользователя:
- /newbot ― создать нового бота;
- /mybots ― показать список ботов пользователя;
- /setname ― дать боту имя, которое будет отображаться в шапке чата;
- /setdescription ― добавить описание бота, которое будет отображаться в профиле;
- /setabouttext ― добавить текст, который пользователь будет видеть перед нажатием кнопки «старт»;
- /setuserpic ― добавить в профиль бота фотографию;
- /setcommands ― установить команды, которые пользователь сможет подавать боту;
- /deletebot ― удалить бота.
С помощью BotFather можно создавать и редактировать ботов и игры
Чтобы создать бота для собственного магазина, нужно запустить в BotFather команду /newbot.
BotFather предложит выбрать название бота, которое отображается при общении с покупателем, и имя пользователя, по которому бота можно найти в Telegram. Имя пользователя должно заканчиваться на bot: например, Magazinbot или Magazin_bot.
Если имя не занято, бот пришлет адрес бота и токен. Они понадобятся для авторизации в сервисе для создания магазина.
Каждому боту дают уникальный токен для доступа к API
Пока бот ничего не продает. Чтобы интернет-магазин заработал, его нужно собрать в специальном сервисе.
2. Создаем магазин в @Botobot
Настроить магазин поможет @Botobot. Он предназначен для создания торговых площадок в Telegram. Стоимость ― от 320 рублей в месяц. Есть бесплатный тариф, но он ограничивает каталог 20 наименованиями товара.
Сначала нужно создать магазин:
- Открыть в Telegram бот @Botobot.
- Выбрать язык.
- Добавить название.
- Ввести токен, который дал BotFather.
После того как магазин будет создан, бот пришлет ссылку на личный кабинет. В нем настраивают параметры магазина и добавляют в каталог товары
У бота четыре кнопки:
- Личный кабинет, чтобы запросить ссылку на ЛК.
- Рассылка, чтобы создавать и отправлять рассылки подписчикам магазина.
- Настройки, чтобы поменять язык интерфейса бота.
- Справка, чтобы запросить список команд для управления ботом и контакты службы поддержки.
3. Добавляем товары
Чтобы добавить товары, нужно перейти в личный кабинет по ссылке, которую прислал бот.
В личном кабинете собраны инструменты для управления магазином: настройки доставки, оплаты, рассылок, сведения о заказах и клиентах
Товары в каталог загружают в виде таблицы, в которую нужно внести информацию о товарах: наименование, артикул, цену и другие, а также добавить ссылку на фотографии.
Столбцы, которые не относятся к товару, нужно оставить пустыми. Например, если все позиции каталога одного цвета или их цвет не важен для покупателя, столбец «цвет» не заполняют. Пустые поля не отображаются в готовом каталоге.
В инструкции, которую присылают со ссылкой на личный кабинет, можно скачать шаблон каталога и заполнить его по образцу
Заполненную таблицу нужно загрузить в личный кабинет. Для этого нужно перейти на страницу «каталог», выбрать вкладку «товары» и кликнуть по ссылке «импорт». Если в таблице ошибка, например не подгружаются фотографии, система предупредит об этом.
Готовый каталог появится во вкладке «товары».
В готовом каталоге нужно проверить информацию о товарах ― это то, что бот в Telegram покажет по клику на кнопку «каталог»
Во вкладке «доставка» можно указать минимальную цену заказа, способы и стоимость доставки.
Сервис предлагает два варианта доставки ― курьер и самовывоз. Дополнительно можно добавить любые другие способы
Остается только настроить оплату, для этого нужно подключить платежный сервис во вкладке «платежи».
Сервис предлагает сразу шесть платежных систем
4. Проверяем работоспособность
Когда все готово, нужно проверить, как работает бот магазина. Это делается вручную: перейти в магазин, походить по каталогу, положить товары в корзину и завершить заказ.
Если все прошло успешно, заказ отобразится во вкладке «заказы»
Если что-то работает не так, как планировалось, например бот не предлагает какой-то вариант доставки, нужно вернуться в личный кабинет и проверить настройки. Если настройки в порядке, но бот все равно работает некорректно, надо написать в поддержку из личного кабинета.
Чат-боты в Mindbox
Пока сделать интернет-магазин на основе бота на платформе Mindbox нельзя. Однако можно воспользоваться промежуточным вариантом ― так работает чат-бот Synergetic.
В нем можно подобрать товар, отследить заказ, узнать количество баллов в программе лояльности и связаться со службой поддержки. Дополнительно бот выдает бонус за первую покупку.
У Synergetic 300 наименований товара и продуктовая линейка продолжает расти. Чтобы не спамить покупателя сотнями картинок из каталога, в боте предусмотрена кнопка «за покупками». Если нажать на нее, внутри Telegram откроется браузер. Это еще не нативное решение, но клиентам удобно, что не нужно переходить в другое приложение.
Для связи с сайтом в бот Synergetic встроена кнопка
Окно браузера открывается прямо в Telegram. Можно посмотреть каталог, заказать товары, не выходя из мессенджера
Через Mindbox можно подключить чат-ботов сразу в шести каналах:
- Telegram,
- VK,
- Viber,
- Instagram*,
- Facebook*,
- «Одноклассники».
Instagram*, «Одноклассники», Facebook* ― суперэкзотика. На моей памяти, никто их еще не подключал. Самый популярный и прибыльный канал сейчас ― Telegram, реже подключаем VK, еще реже ― Viber.
В конструкторе на платформе можно собрать любой сценарий с использованием данных, которые хранятся в Mindbox, и информации, которую клиент сам введет в чат-бота.
Сценарии в конструкторе похожи на карту ― по ней можно проследить, как будет развиваться любой диалог бота и клиента
Чаще всего на платформе используют три сценария для чат-ботов.
1. Рассылки.
В Telegram можно запускать триггерные цепочки и массовые рассылки.
В Oriflame заметили, что активная база подписчиков в email-канале снижается, поэтому решили повысить активность аудитории в новом канале ― Telegram. При этом важно было не увеличивать ресурсы на его поддержку.
Чат-бот ориентирован на партнеров бренда, которые приносят основную часть выручки Oriflame. Они заказывают продукцию по сниженной цене и продают ее по цене каталога.
Чтобы упростить навигацию по сайту, увеличить проникновение маркетинговых коммуникаций и повысить конверсию в покупку, запустили механики:
- Новые партнеры бренда получают ссылку на чат-бота в приветственном email. На старте бот предлагает несколько информационных сценариев ― от покупки продуктов до советов, как стать успешным партнером бренда, и выдает ссылки на разделы сайта. Для удобства навигации их разделили по категориям.
- Если нажать на категорию, через два часа придет сообщение с рекомендациями по товарам из нее. Триггерные механики используют рекомендации товаров на основе машинного обучения. Это помогает компании лучше узнать предпочтения аудитории и помочь пользователям выбрать нужный продукт.
- Кроме того, каждую неделю бот отправляет всем подписчикам промопредложения.
Рассылки в Telegram приносят существенные деньги ― я вижу это на проектах Mindbox. На многих из них показатели выручки уже превосходят email. Это значит, что канал лучше читают, лучше кликают, лучше покупают и выручка от подписчиков выше.
Если бизнес хочет пойти в Telegram, ему обязательно нужно переносить сценарии из email. Со временем к ним, скорее всего, добавятся еще какие-то интересные триггерные, массовые сценарии для Telegram.
2. Интерактивные механики. Telegram ― интерактивный канал, который позволяет клиентам реагировать на автоматические сообщения от компании. Это позволяет выстраивать общение с клиентами в зависимости от их реакции и выдавать каждому персонализированный контент. Например, чат-бот Synergetic может сделать подборку товаров по запросу пользователя.
Пользователь выбирает нужную категорию товаров, а бот собирает из них подборку. Ее можно открыть прямо в боте или на сайте
Чат-бот может отправлять коды подтверждения о списании баллов по программе лояльности в Telegram вместо SMS. Многим клиентам будет удобнее получать их в привычном мессенджере, а бизнесу это обойдется дешевле.
Чат-бота можно использовать для вовлечения клиентов с помощью геймификационных механик, тестов, опросов, квизов.
Главное ― соблюсти баланс между пользой и рекламой. Создать такого бота, за пользу от которого пользователи будут терпеть его рекламу и покупать.
3. Поддержка. В Telegram можно перенести чат со службой поддержки. Перейти в него можно прямо с сайта компании по клику на значок мессенджера. Использование чат-бота поможет экономить на расходах на службу поддержки и беречь время клиента, потому что боту можно поручить стандартные вопросы. Если вопрос сложный, к чату в Telegram подключается оператор.
В одном окне клиент получает и автоматический сервис, и информацию об акциях, и помощь. Так Telegram становится универсальным окном коммуникации для бизнеса.
* Принадлежит Meta, деятельность которой признана экстремистской и запрещена на территории России.