KUPIBILET.RU автоматизировал маркетинг с ROMI 210%. Email-рассылки и мобильные пуши

Масштаб бизнеса. 
3 млн подписчиков в базеПродают больше 10 тыс. билетов в деньПродают больше 10 тыс. билетов в день
Автор
Марина Виноградова,
CRM-маркетолог KUPIBILET.RU
Задача
Увеличить долю рассылок в общей выручке компании
Решение
Запустить триггерные email-рассылкиЗапустить рассылки в мобильных пушах
Результат
ROMI 210% за 6 месяцев

ИТ. 

Самописные сайт и мобильное приложение, платформа автоматизации маркетинга Mindbox

Срок. 

2,5 года
UPD. Этот кейс опубликован в 2021 году — с тех пор многие данные в нем могли потерять актуальность. Почитайте более свежий материал о том, как «Купибилет» вырастил долю CRM в обороте с 0,8% до 5%.
KUPIBILET.RU автоматизировал маркетинг, чтобы продавать больше билетов через email-рассылки и мобильные пуши. В истории расскажем:
  • каких результатов достигли;
  • в чем особенность маркетинга KUPIBILET.RU;
  • как выбирали платформу автоматизации маркетинга;
  • какие рассылки отправляют в email и мобильных пушах (с примерами);
  • как проводят тесты с контрольной группой для запуска email-рассылок;
  • как на карантине разработали своими силами чат-боты для поддержки клиентов.

Результат автоматизации маркетинга

ROMI 210%

Для расчета ROMI (возврата маркетинговых инвестиций в платформу) взяли показатели выручки от заказов через email и мобильные пуши с августа 2020 по март 2021 года включительно. По просьбе KUPIBILET.RU точные цифры не раскрываем. Формула расчета:
ROMI
ROMI составляет 210%. Каждый рубль, вложенный в платформу Mindbox, приносит 2 рубля. По данным KUPIBILET.RU, в сезонные месяцы каждый рубль приносит 4 рубля, а исторический рекорд ROMI — 600%, когда каждый рубль приносил 6 рублей. Может показаться, что цифры небольшие, но для KUPIBILET.RU это хорошие показатели. Потому что бизнес низкомаржинальный, а средний чек высокий. То есть спонтанных покупок, как в обычном магазине, почти не бывает, а каждый клиент имеет особое значение.

Особенности бизнеса и маркетинга

KUPIBILET.RU — это своего рода маркетплейс авиабилетов: клиент выбирает направление и дату, сервис просчитывает лучшие схемы передвижения и подбирает под них билеты авиакомпаний из глобальной системы бронирования.
У компании необычный маркетинг, который должен быстро реагировать на изменения: билеты могут подешеветь или подорожать в любую минуту, открываются и закрываются границы стран, у авиакомпаний обновляются условия перевозки, иногда внезапно возникают акции. Это значит, что коммуникацию с клиентами нужно оперативно подстраивать под изменения продукта — легко и быстро, условно в пару кликов, собирать и отправлять рассылки.

Почему решили автоматизировать маркетинг

KUPIBILET.RU хотел активно развивать прямой маркетинг и поставил цель — продавать 100 билетов в день в email-канале. Предыдущие два сервиса рассылок не могли обеспечить рост продаж. Так происходило из-за технических недостатков:
  • Сервисы не собирали достаточно клиентских данных, поэтому позволяли настраивать только ограниченный список механик. Например, триггерную рассылку в день рождения можно было запустить, а по брошенным просмотрам — нет. Также не хватало технических триггеров для работы с самой базой, например — предупреждения об отписке. Оно помогает поддерживать в базе только тех, кто действительно интересуется KUPIBILET.RU, и автоматически отписывет тех, кто уже не интересуется. Так база подписчиков всегда актуальна.
  • Не получалось оценивать эффективность рассылок. Например, open rate некоторых рассылок был на уровне 80–83%. Эти цифры дезинформировали — было трудно проанализировать, за счет чего open rate был таким высоким и в чем секрет такого «успеха». Позже выяснилось, что это техническая ошибка, и open rate завышен (это было ожидаемо, потому что в ручных рассылках такой процент открытий писем нигде не встречается).

По каким критериям выбирали платформу автоматизации

Какие главные рассылки отправляют в email и мобильных пушах

Email: брошенные механики и подписка на цены. Больше всего прибыли, по данным KUPIBILET.RU, приносят брошенные механики. Они работают в три этапа:
Брошенные механики
Рассылка о брошенном бронировании билета
Рассылка о брошенном бронировании билета
Подписка на цены — следующая механика после брошенных по прибыльности. Она работает так: клиент выбирает направление полета, и чтобы не пропустить снижение цены на билет, подписывается на уведомления об изменении цены. Когда билет дешевеет или дорожает, клиент узнает об этом в email- или пуш-уведомлении.
Рассылка об изменении цены на билет
Email-рассылка об изменении цены на билет
Мобильные пуши: уведомления об акциях и открытии границ для туристов, брошенные механики, подписка на цены. Акции часто возникают внезапно — авиакомпании могут запустить их в любой момент и на короткий срок. Маркетологу KUPIBILET.RU нужно оперативно, подробно и коротко рассказать об акции клиентам, чтобы они успели купить акционные билеты. В таких случаях email-рассылки отправлять нецелесообразно — их могут открыть уже спустя три дня, когда акция закончилась. Поэтому маркетолог оперативно оформляет лендинг с подробной информацией об акции и отправляет мобильные пуши.
Мобильный пуш о внезапных скидках
Мобильный пуш о внезапных скидках сразу четырех авиакомпаний. Пуш ведет на страницу сайта KUPIBILET.RU с условиями скидок
Уведомления об открытии границ после пандемии работают так: клиент подписывается на новости о стране, которая ему интересна. Когда страна открывает границы для туристов, клиент узнает об этом в мобильном пуше. Пуш не автоматический, отправляется вручную по сегменту.
Мобильный пуш о том, что границы Кипра открылись для туристов
Мобильный пуш о том, что границы Кипра открылись для туристов. Пуш ведет на страницу с информацией об условиях полета на Кипр и на карту с другими странами, которые открыли границы
Брошенные механики отправляются по такому же принципу, как в email, — в три этапа. При этом условия отправки настроены так, чтобы не спамить клиента, — он получает или email, или пуш в зависимости от того, чем привык пользоваться.

Как проводят тесты с контрольной группой при запуске email-рассылок

Задача таких тестов — выяснить, как рассылка влияет на целевое действие, приносит ли дополнительную выручку. Контрольная группа помогает понять, как повели бы себя клиенты, если бы не получили эту рассылку. Значимость результатов таких тестов считают на калькуляторе АВ-тестов.
Например, так проверяли рассылку о брошенном просмотре билета:
Задача. Выяснить, как рассылка влияет на бронирование билетов.
Гипотеза. Количество забронированных билетов вырастет, если клиенты будут получать рассылку о брошенном просмотре билета.
Тест. Основная группа аудитории получает рассылку, контрольная группа — нет.
Результат. Забронированных билетов больше у той части аудитории, которая получала рассылку. Значимость результата: различия вариантов теста статистически значимы при достоверности 95%.
Рассылка о брошенном просмотре билета
Рассылка о брошенном просмотре билета, которую после теста с контрольной группой отправляют всем клиентам

Как на карантине улучшили службу поддержки клиентов

На карантине клиенты возвращали или меняли билеты. Служба поддержки была перегружена. Чтобы снизить нагрузку на менеджеров и быстрее обрабатывать обращения, KUPIBILET.RU своими силами разработал чат-ботов. Боты работают так:
  • Клиент хочет вернуть билет и пишет в службу поддержки в чат приложения, мессенджера или в соцсетях.
  • Сначала бот просит клиента уточнить детали обращения. Например, назвать номер заказа или номер телефона.
  • Если обращение типичное, бот присылает клиенту ссылку на форму возврата билета. Если обращение нетипичное, бот подключает к чату менеджера поддержки.
Чат службы поддержки в приложении KUPIBILET.RU
Чат службы поддержки в приложении KUPIBILET.RU. Бот уточняет у клиента детали обращения для передачи соответствующему менеджеру
Боты помогли компании не оставить клиентов наедине с проблемой и оперативно возвращать им деньги. Это позволило сохранить доверие клиентов.

Планы по развитию прямого маркетинга

  1. Закончить интеграцию платформы с международным брендом компании — kupi.com. Это позволит отправлять триггерные рассылки клиентам, которые находятся в Европе и странах СНГ.
  2. Настроить триггерные рассылки с предложением оставить отзыв, чтобы наладить сбор обратной связи о совершенном перелете. Сейчас эти рассылки отправляют вручную. Из-за этого они могут быть нерегулярными и приходить в неудобное для клиентов время — например, полет еще не завершен и предстоит пересадка, а предложение оставить отзыв уже пришло. Автоматизация поможет собирать отзывы регулярно и делать это в удобное для клиентов время.

Видеоотзыв клиента