Курьерская служба СДЭК внедрила омниканальную программу лояльности. Она окупилась за год — ROI 394%

СДЭК — курьерская доставка грузов и документов для организаций и частных лиц по России и миру. Основана в 2000 году
Масштаб бизнеса. 
300 тысяч отправлений в день 
3 тысячи франчайзи
автор
Максим Карпин
Директор по сервисным продажам СДЭК
Задача
Повысить retention rate клиентов
Решение
Внедрить омниканальную программу лояльности
Результат
За год окупилась программа лояльности 
394% — ROI программы лояльности 
В 2,5 раза выше retention rate у участников программы лояльности, чем у неучастников (по когортам) 
17% — инкрементальная выручка от более высокого retention участников программы лояльности ко всей выручке С2С-направления за год 
На 63% выросла частота отправок посылок у участников программы лояльности по сравнению с аналогичным периодом до вступления 
На 20 п. п. ниже отток у участников программы лояльности по сравнению с неучастниками
7,5 млн участников программы лояльности 
40% — проникновение программы лояльности
40% — коэффициент списания баллов

Срок. 

1 год

ИТ. 

Самописная ERP-система ЭК5, включающая биллинг, кассы, прием заказов, CRM; самописный сайт; платформа автоматизации маркетинга Mindbox
Фишка
Акция «скидка 50% на третью отправку» увеличила частоту отправок у 83% участников
В середине 2021 года в СДЭК решили развивать сегмент физических лиц. Основной задачей было сделать так, чтобы люди не просто забирали интернет-заказы, но и отправляли посылки. Программа лояльности должна была привлечь клиентов других курьерских служб, повысить активность существующих и сократить их отток. После внедрения прошел всего год, но программа лояльности уже окупается: ROI достиг 394%.
О выборе процессинга, скоростной интеграции и оценке эффективности рассказывают директор по сервисным продажам, руководитель проектов и product owner программы лояльности СДЭК.
Если вам интересно узнать, как механики программы лояльности на практике помогают увеличивать выручку, переходите сразу к описанию акции по возврату клиентов.

Результаты внедрения омниканальной программы лояльности

  • 1 год
    срок окупаемости программы лояльности
  • 394%
    ROI программы лояльности
  • ×2,5 раза
    выше retention rate у участников программы лояльности, чем у неучастников (по когортам)
  • 17%
    инкрементальная выручка от более высокого retention участников программы лояльности ко всей выручке С2С-направления за год
  • +63%
    частота отправок посылок у участников программы лояльности по сравнению с аналогичным периодом до вступления
  • 20 п. п. 
    отток у участников программы лояльности по сравнению с неучастниками
  • 7,5 млн
    участников программы лояльности
  • 40% 
    проникновение программы лояльности

Зачем решили запустить программу лояльности

Исторически СДЭК фокусировалась на работе с юридическими лицами — у людей компания ассоциировалась с выдачей интернет-заказов. Чтобы добиться большей устойчивости бизнеса, в компании приняли решение диверсифицировать бизнес и агрессивнее развиваться на C2C-рынке. Поэтому в середине 2021 года начали развивать сегмент физических лиц.
До этого retention, средний чек и частоту покупок среди таких клиентов не отслеживали. Коммуникационной стратегии тоже не было — массовые письма отправляли один-два раза в месяц. Их эффективность не оценивали: целью было проинформировать клиентов о новых услугах и сервисах.
Основой трансформации стал сервис СДЭК ID — вокруг него решили выстроить экосистему сервисов для физических лиц. Благодаря единому идентификатору клиенты забирают и отправляют посылки по коду подтверждения без паспорта, а также избавляются от необходимости вводить данные в других частях экосистемы. Процесс полностью безбумажный: не нужно распечатывать накладные и расписываться на них. Компания сокращает время обработки посылки в три раза и получает верифицированные данные о клиентах. Получить идентификатор можно онлайн или в любом пункте:
Программа лояльности стала составной частью будущей экосистемы вокруг СДЭК ID. Предполагали, что она позволит решить две основные задачи:

1. Привлечь высокочастотных клиентов с рынка

Среди конкурентов программа лояльности есть только у двух компаний. Чтобы оценить потенциал программы лояльности, заказали исследование. Оно показало, что в среднем по рынку сегмент тех, кто отправляет рассылки несколько раз в месяц, — 20–30%. У СДЭК доля таких клиентов была ниже.
Если человек регулярно делает отправки, ему выгодно пользоваться услугами СДЭК благодаря бонусам. Узнать о программе клиенты могут на сайте или через рекламу — в «Яндекс.Директе» запущены акции на широкие аудитории неклиентов. Например, в ноябре 2022 года была акция «скидка 30% на первую отправку». Для получения скидки нужно подключить упрощенную систему идентификации СДЭК ID — клиент автоматически становится участником программы лояльности.
Обязательное условие всех охватных акций — подключение СДЭК ID, то есть автоматическая регистрация в программе лояльности
Обязательное условие всех охватных акций — подключение СДЭК ID, то есть автоматическая регистрация в программе лояльности

2. Повысить retention, частоту отправок и средний чек уже существующих клиентов

Понятно, что бабушка, отправляющая внуку варенье, не станет делать это чаще из-за бонусов. Но есть клиенты, которые частично пользуются услугами СДЭК, частично — услугами конкурентов. Для них бонус может стать мотивацией для выбора СДЭК.
Выделить сегмент таких клиентов в компании не могут, но отследить изменение LTV после вступления человека в программу лояльности — вполне. Дело в том, что для отправки посылки нужен паспорт — в СДЭК идентифицируют даже тех клиентов, которые не являются участниками программы лояльности, поэтому могут сравнить их поведение до и после вступления в программу.

Как рассчитывали финансовую модель

Выбрали кешбэковую модель: она выгоднее для компании, поскольку клиенты списывают не 100% баллов. Кроме того, бонусные механики более гибкие, чем скидки: можно дарить бонусы с ограниченным сроком действия, начислять бонусы за конкретные действия, например за указание email. Окончательно принять решение в пользу кешбэковой модели помогли фокус-группы с клиентами.
Уровень кешбэка зависит от тарифа и колеблется от 3 до 7%
Потенциальную эффективность программы лояльности оценили позже, в момент интеграции. Сбор данных и финансовое планирование заняли около полутора месяцев: за анализ отчетности отвечала команда аналитиков, за прогнозирование — product owner программы лояльности.

Как выбирали процессинг программы лояльности

Программу лояльности запускали в формате MVP: нужно было убедиться, что она действительно повысит retention rate клиентов. Разрабатывать процессинг самостоятельно не стали, это потребовало бы слишком много ресурсов.

Как проходила интеграция с Mindbox

Интеграция. За интеграцию отвечал отдельный сотрудник — руководитель проектов. Перед командой стояла задача интегрироваться как можно быстрее — это получилось. В октябре подписали договор, а в феврале программа лояльности уже была запущена. Интеграция проходила в три этапа:

1. Утверждение архитектуры — две недели

СДЭК использует микросервисную систему собственной разработки. Чтобы понять, в каких случаях система должна обращаться в Mindbox, построили CJM, где расписали все точки контакта с клиентом и сценарии взаимодействия. Важно было «подружить» логику заказа с логикой начисления, списания и сгорания баллов: клиент может оплачивать доставку частями или оформить ее через сайт и по факту доплатить за перевес.
По итогам анализа CJM стало ясно, что в сценарии, связанные с программой лояльности, так или иначе включены четыре модуля: заказ, тарифный калькулятор, касса, управление уведомлениями. Также есть мобильное приложение и сайт с личным кабинетом.
В компании есть архсовет — коллоквиум архитекторов из разных команд. Утверждение проекта на архсовете означает его включение в общий план развития компании, то есть продуктовые команды выделяют на него ресурсы. На архсовете решили создать отдельный модуль — интегратор, чтобы минимально менять существующую систему. Из всех микросервисов СДЭК с Mindbox напрямую взаимодействует только интегратор — все остальные модули, включенные в работу с программой лояльности, делают это через него.
Интегратор буферизует, то есть сохраняет все заказы, потенциально подпадающие под условия программы лояльности, — при оплате заказа он обращается в Mindbox для начисления или списания баллов
На этом этапе возник вопрос о том, как учитывать взаиморасчеты между франчайзи: клиент может заработать баллы в одном пункте, а списать — в другом. В итоге вынесли этот вопрос за скобки: по согласованию с франчайзи решили не компенсировать им недополученный доход в расчете на дополнительный заработок благодаря росту пользовательской активности. Это решение позволило запустить программу лояльности в срок.

2. Разработка — два месяца

На разработку интегратора выделили 100% времени двух разработчиков. Еще шесть команд, отвечающих за задействованные в проекте модули, тратили на их доработку только часть ресурсов. В модуле «контрагент» доработки не требовались, надо было только обеспечить синхронизацию данных о пользователях в необходимом объеме.
Синхронизировал работу руководитель проектов — он в том числе определял очередность разработки. Сначала нужно было внести изменения в тарифный калькулятор и заказ, чтобы задать ограничения: например, баллы не начисляются на отправления за границу. Последним модулем стала касса — это традиционно самый сложный этап разработки, к которому нельзя приступать, не задав все остальные параметры системы.
Параллельно с разработкой шло тестирование: как только функционал появлялся, его отлаживали в тестовой среде.

3. Подготовка к запуску — две недели

Миграция нескольких миллионов физических лиц из ERP в Mindbox заняла всего два дня. Еще на втором этапе параллельно с разработкой замеряли скорость загрузки — ближе к запуску программы лояльности загрузили основной массив данных и настроили правила обновления.
На этом этапе также проверили взаимодействие с Mindbox, начисление и списание баллов, провели UX-тестирование, в том числе уточнили, какая информация должна отображаться на чеке.
UX пришлось дорабатывать уже после запуска: выяснилось, что отображение баллов на кассе неудобно для оператора пункта выдачи — он не видел общую стоимость заказа при оплате баллами.
После запуска программы лояльности доработали интерфейс касс, чтобы операторы видели общую стоимость заказа при оплате баллами
После запуска программы лояльности доработали интерфейс касс, чтобы операторы видели общую стоимость заказа при оплате баллами
СДЭК обращается к серверам Mindbox в среднем 17 тысяч раз в минуту для получения данных по клиентам, баланса баллов, процессинга заказов. Данные Grafana

Как запускали программу лояльности

Из-за сложности самописной ERP не было возможности ограничить программу лояльности по регионам, поэтому запустили ее сразу на всю сеть, включая три тысячи франчайзи. Технически сделать это было несложно: подключать франчайзи к Mindbox было не нужно. За работу с клиентской базой и программой лояльности отвечает управляющая компания — у франчайзи есть доступ к CRM, но не более того. СДЭК на своей стороне задает условия начисления и списания баллов — франчайзи просто следуют инструкциям.
Изначально на стороне франчайзи было сопротивление — нужно было доказать, что программа лояльности им выгодна. Для этого собрали круглый стол, на котором рассказали про правила и условия, ожидания по эффективности (рост среднего чека и частоты покупок, снижение оттока). Главный аргумент, который помог убедить франчайзи, — это возможность получать дополнительную выручку за счет лояльных клиентов с более высоким LTV. Говорили также про то, что программа лояльности позволит развивать C2C-сегмент, что у конкурентов уже появляются программы лояльности, а значит, клиенты ждут ее от компании.
В результате достигли договоренности: в течение полугода-года в компании посмотрят на то, как программа лояльности влияет на поведение участников, и сделают вывод, нужна она или нет. Это помогло окончательно всех убедить.
Мотивирование франчайзи продолжается до сих пор — это непрерывный процесс. Команда по работе с франчайзи подчеркивает преимущества программы с опорой на цифры, проводит круглые столы. Управляющая компания компенсирует франчайзи затраты на общесетевые скидочные акции, например партнерские с Tele2 или «Тинькофф Банком».
Дорабатывают и саму программу лояльности, например добавили купоны, возможность списать баллы при оплате курьеру. Для этого выделили команду из двух программистов — они тратят на работу с Mindbox 70% времени.

Как оценивают эффективность программы лояльности

Эффективность всей программы. Изначально в компании предполагали, что первый год работы программы лояльности — это инвестиции.

Продукт Mindbox
Рассылки

Эффективность отдельных акций. В коммуникациях с участниками программы лояльности учитывают их сегмент по RFM-анализу и используемый тариф. Например, начисляют дополнительные баллы тем, кто давно не оформлял доставку.
Все акции тестируют с помощью контрольной группы. Если механика показывает хорошие результаты — масштабируют акцию.
У 83% клиентов, принявших участие в акции, увеличилась частота отправок по сравнению с прошлым периодом

Планы по развитию программы лояльности

Подключить маркетплейс CDEK Shopping к программе лояльности. Изначально планировали внедрять экосистемную программу лояльности — это логичный следующий шаг. Подключение CDEK Shopping позволит повысить LTV клиентов на маркетплейсе и одновременно ответить на требования рынка: клиенты ожидают получать бонусы за покупки.
Сделать витрину с предложениями партнеров, чтобы участники программы лояльности могли тратить баллы не только на отправку посылок, но и на другие услуги.
Достичь 80% проникновения и 60% списания баллов. Это труднодостижимая цель. В процессе поймут, насколько она адекватна: с ростом проникновения точнее оценят, какой процент базы приходится на разовых клиентов и тех, кто получает посылки из интернет-магазинов, но сам ничего не отправляет.
Перейти к многоуровневой программе лояльности. Цель — повысить LTV: для достижения и сохранения уровня клиенту нужно будет оформлять определенное количество отправок в месяц.
Использовать машинное обучение для формирования сегментов. Это следующий этап, для которого пока накапливают клиентские данные. ML-алгоритмы позволят перейти к более точечному сегментированию, например учитывать, какой оффер привлекательнее для конкретного клиента — скидка, дополнительные баллы или подарок.
P. S. В этой истории мы рассказывали о наших продуктах Программа лояльности и Рассылки. Узнайте о продуктах подробнее на их страницах или в разговоре с консультантом.