Как работать с API без навыков программирования

Как работать с API без навыков программирования

Бизнес сталкивается с API, когда нужно интегрировать друг с другом разные сервисы типа банкинга, телефонии и CRM-систем.
В статье разбираем:
  • что такое API;
  • как он помогает в разработке, бизнесе и маркетинге;
  • нужны ли для работы с API специальные навыки;
  • какие сервисы для работы с API используют наши разработчики, чтобы не писать код и настраивать интеграции в визуальном редакторе. На примере 12 STOREEZ рассказываем об интеграции Slack и Mindbox, и как это помогло ускорить работу сотрудников отдела по дружбе с клиентами.

Что такое API

Любой сервис может получать данные из другого сервиса. Например, в CRM-системе могут отображаться данные об оплате счетов. Для этого ей нужны правила взаимодействия с банковским сервисом: CRM-система запрашивает информацию, банк отдает данные об оплате и они появляются в CRM-системе.
Эти правила можно писать для каждого сервиса заново: например, придется написать несколько наборов правил для подключения CMS сайта с разными сервисами — CRM, телефонии, бухгалтерии, CDP. А это трудозатратно.
Другой способ — написать правила один раз для взаимодействия со всеми сервисами. Это и есть API.
API (application programming interface, или программный интерфейс приложения) — набор функций, который помогает приложениям, сервисам и прочему программному обеспечению обмениваться данными.
Например, чтобы показывать покупателю интернет-магазина ближайшие офлайн-точки, CMS сайта взаимодействует по API с «Яндекс.Картами». «Яндекс.Карты» получают координаты пользователя и в ответ отдают список магазинов, которые находятся рядом с этими координатами. По сути API — это инструкция разговора между сервисами.
Настройку взаимодействия между разными сервисами называют интеграцией.
Сервис Canva интегрирован с Instagram по API, поэтому дизайн можно не сохранять на смартфон, а сразу выкладывать в соцсеть
Сервис Canva интегрирован с Instagram по API, поэтому дизайн можно не сохранять на смартфон, а сразу выкладывать в соцсеть

Как API помогает разработке, бизнесу и маркетингу

Если у сервиса нет API, для любых интеграций нужно придумывать новое программное решение. А это — дополнительное время, IT-ресурсы и деньги.

В разработке

Разработчикам API помогает стандартизировать взаимодействие между сервисами и сделать его безопасным:
1. Стандартизация. API — это набор правил, понятный всем разработчикам. Например, разработчикам Instagram не нужно писать разные языки общения для сервисов Canva или WhatsApp. Эти сервисы будут обращаться к Instagram одинаково — это упрощает разработку.
2. Безопасность. API ограничен набором функций, как словарем: в нем определено, как один сервис будет отвечать на запросы других. Это безопасно и для самого сервиса, и для того, кто к нему обращается. Без API сервисы обращались бы напрямую друг к другу в базы данных, а это небезопасно и неудобно.

В бизнесе

API помогает автоматизировать бизнес-процессы и упростить взаимодействие с клиентом:
1. Бизнес экономит ресурсы: не нужно вручную переносить данные из одного сервиса в другой. Например, номера клиентов из телефонии автоматически попадают в CRM-систему, потому что сервисы взаимодействуют по API.
2. Клиентам проще использовать сервисы. Например, интернет-магазин интегрирован с соцсетями по API — клиенты авторизуются через аккаунт в Facebook, а не придумывают логин и пароль. При этом бизнес получает больше информации о клиентах (при условии, что клиент дает на это согласие).

В маркетинге

1. Автоматизировать маркетинг. Например, если интегрировать CRM-систему и платформу автоматизации маркетинга, письма по новым контактам будут уходить автоматически. Так, в Zarina интегрировали сайт на «1С-Битрикс» и программу лояльности на Axapta с платформой автоматизации маркетинга. Это помогло собирать контакты клиентов в одном месте и автоматически отправлять вебпуши, триггерные и массовые рассылки.
2. Настроить вебхуки — оповещения в одном сервисе о событиях в другом. Например, клиент не закончил оформлять заказ на сайте → в колл-центр приходит уведомление об этом → оператор перезванивает клиенту.

Как работать с API

Чтобы два сервиса с API начали взаимодействовать друг с другом, их нужно настроить, интегрировать — то есть «договориться», какие действия нужны, чтобы все работало.
Есть три сценария настройки интеграции:
1. Стандартные интеграции. У большинства популярных сервисов (Google, Facebook, «Яндекс») прописаны стандартные интеграции и все готово к подключению. Компаниям достаточно готовых решений и не нужно ничего делать с нуля.
Так, у Mindbox есть готовые решения для интеграции с разными сервисами — модули (например, модуль для «Битрикс»). И есть четкие инструкции, как сайт на «Битриксе» подключить к платформе Mindbox. В этом случае настройка проходит в полуавтоматическом режиме: не нужно с нуля обсуждать техническое задание, достаточно следовать инструкции по подключению. Однако здесь тоже не обойтись без разработчиков.
2. Сложные интеграции — для нестандартных запросов: когда компании нужно интегрировать несколько сервисов или настроить нестандартные события. Например, передавать данные в CRM о физическом посещении тренажерного зала или центра развлечений. Тогда компания составляет подробное техническое задание и интеграция может занять несколько месяцев. Такие интеграции настраивают разработчики обеих сторон.
3. Типовые интеграции, например, чтобы собирать контакты на лендинге и отправлять по ним триггерные рассылки. Типовые интеграции подойдут маркетологам без глубоких знаний в программировании, потому что их можно делать с помощью специальных сервисов.

Сервисы для работы с API без навыков программирования

Мы в Mindbox используем Integromat, Zapier, Albato. В этих сервисах не нужно писать код, все делается в визуальном редакторе.
Один из популярных примеров, когда такие сервисы нужны: сбор контактов из соцсетей и с лендингов. Это могут быть формы для сбора email или телефонов, обратного звонка на Tilda, в Facebook и «ВКонтакте». Интеграцию с этими продуктами маркетолог в несколько кликов настроит с помощью сервиса.
В Integromat простой интерфейс: блок-схемы составляются из кружочков.
Пример автоматизации бизнес-процесса в Mindbox — интеграция Google таблиц и Slack, чтобы сообщать сотрудникам о просроченных задачах. Все задачи менеджеров компании попадают в единое место — Google таблицу.
  • бот по таблице проверяет, нет ли просроченных задач;
  • если просроченные задачи есть, бот группирует их по имени сотрудника и отправляет данные в Slack;
  • Slack проверяет, есть ли такое имя;
  • если Slack находит сотрудника, отправляет ему напоминание.
Пример автоматизации внутренних процессов в Mindbox с помощью Integromat
Пример автоматизации внутренних процессов в Mindbox с помощью Integromat
В Integromat нет предустановленных (заранее написанных) интеграций для российских продуктов. Например, нет «ВКонтакте» и Mindbox. Но это не значит, что с ними нельзя интегрироваться через Integromat. У них есть API — значит, можно.
Стоимость. От 9 долларов в месяц. Есть бесплатная версия, которая ограничена тысячей операций и 100 МБ переданных данных. Операции распределяются так: «забрать контакт из формы на лендинге» + «отдать контакт в Mindbox» — это две операции. Бесплатной версии хватит на 500 контактов с формы.
В Zapier есть готовые интеграции, например, Google календарь + Slack. Slack будет присылать уведомления о событиях, запланированных в Google календаре.
На сайте Zapier есть готовые варианты интеграции разных сервисов, которые пользователи могут настроить самостоятельно
На сайте Zapier есть готовые варианты интеграции разных сервисов, которые пользователи могут настроить самостоятельно

Пример 12 Storeez: настроили интеграцию Slack и Mindbox. Сотрудник отдела по дружбе с клиентами отправляет боту в чате сообщение с ID клиента, в ответ получает сообщение с информацией о клиенте: фамилию, имя, отчество, балльный счет.

Сотрудник отдела по дружбе с клиентами 12 STOREEZ оперативно получает в Slack информацию о бонусном счете клиента по его ID и не тратит время на поиски информации
Сотрудник отдела по дружбе с клиентами 12 STOREEZ оперативно получает в Slack информацию о бонусном счете клиента по его ID и не тратит время на поиски информации
Стоимость от 20 долларов в месяц, но есть бесплатная версия — можно делать до 100 заданий в месяц. Одно задание — «забрать контакт из формы в Facebook» + «отдать контакт в Mindbox». Бесплатной версии может хватить, например, на 100 контактов с формы.
В Albato есть готовые интеграции между российскими сервисами:
  • «ВКонтакте» и Telegram;
  • GetCourse и amoCRM;
  • YСlients и Битрикс24;
  • Tilda и 1C:CRM;
  • Tilda и «МойСклад».
Можно настроить интеграции между другими сервисами, например между Calltouch и «Битрикс24». Это будет работать так: когда звонит клиент, сервис Calltouch отправляет данные в «Битрикс24», в которой появляется новый контакт и новая сделка. Чтобы интегрировать сервисы, нужно последовательно заполнять специальные формы (для этого есть подробные инструкции):
Есть несколько стандартных событий для CRM «Битрикс24»
Есть несколько стандартных событий для CRM «Битрикс24»
Через Albato можно настроить интеграцию Mindbox и «Битрикс» для своей компании без навыков программирования. В результате получатся такие схемы взаимодействия сервисов:
  • покупатель зарегистрировался на сайте → запрос отправился в Mindbox → покупатель получил приветственное письмо;
  • покупатель добавил товар в корзину → запрос отправился в Mindbox → покупатель получил промокод на скидку;
  • покупатель закрыл страницу, не оформив заказ, → запрос отправился в Mindbox → покупатель получил рассылку о брошенной корзине.
Стоимость. От 990 рублей в месяц, первые 14 дней — бесплатно.

Пошаговая инструкция: как через Integromat настроить интеграцию между Facebook и Mindbox

Покажем, как настроить интеграцию Facebook с Mindbox, чтобы автоматизировать триггерные рассылки.
Что дает интеграция: с Facebook придет новый лид — например, пользователь подпишется на форму. Integromat увидит новый email из Facebook и сразу передаст его в Mindbox. А из Mindbox сразу отправится триггерное письмо, например благодарность за подписку.
Шаг 1. Нажать кнопку Create a new scenario:
Шаг 2. Нажать на кружок в центре:
Шаг 3. Выбрать сервис — Facebook Lead Ads:
Шаг 4. Выбрать действие, которое хотим передавать, — New Lead, новый лид:
Шаг 5. Поле Webhook заполнять не нужно. Если соединение уже настроено, выбираем из списка. Если не настроено — нажимаем Add. Подключение настраивается один раз и может использоваться во всех сценариях:
Шаг 6. Чтобы настроить соединение, разрешаем Integromat получить доступ к данным:
Шаг 7. Нажать Add another module:
Шаг 8. Выбрать HTTP:
Шаг 9. Выбрать Make a request:
Шаг 10. Заполнить форму:
Пример заполненной формы в Integromat. Не образец
Пример заполненной формы в Integromat. Не образец
Аналогичным образом с помощью Integromat можно настроить интеграцию между другими сервисами, у которых есть API.
У Mindbox есть свой модуль для получения данных из Facebook, и подключаться через Integromat необязательно. В статье показали процесс подключения для примера.

Тест API: зачем и как его проводить

Во время настройки интеграции что-то может пойти не так и часть данных может не передаваться. Тестирование помогает избежать таких ситуаций: например, маркетолог настраивает интеграцию лендинга с Mindbox, запускает рекламу. Реклама откручивается, и оказывается, что в базу не отправлялись email-адреса клиентов.
У разработчиков есть несколько уровней тестирования API: проверка шифрования, проверка на работу с другими приложениями, проверка полноты функций. Маркетолог может не погружаться в это, но важно тестировать конечный результат интеграции по API — это обычное прикладное тестирование:

Маркетолог настраивает сценарий → заходит на лендинг → оставляет контакты → проверяет, что письмо пришло.