Завоевать «серебро»: что маркетинг может рассказать о старшем поколении

Население мира стареет, и это уже отражается на глобальной экономике, формируя ее «серебряный» сегмент. Head of marketing communications Филипп Вольнов рассказал «РБК.Трендам» о стереотипах относительно старшей аудитории и опыте брендов по запуску кампаний для нее.
В начале XXI века в Европе появляется концепция «серебряной экономики»: так описывают рынок товаров и услуг для старшей аудитории. Границей «серебряного» возраста считаются 50 лет, но иногда этот термин применяется исключительно в контексте аудитории пожилого возраста. Или же, если требуется акцент на рынке труда, отправной точкой становится выход на пенсию.
Развитая «серебряная экономика» помогает улучшать качество жизни взрослого населения. В сфере здравоохранения, например, вопросы лечения и реабилитации дополняет повестка качественной профилактики возрастных изменений и заболеваний. А в повседневной жизни появляются новые формы доступного старшему поколению досуга и проекты дополнительного образования.

«Серебряный» возраст: российский опыт и мировая практика

Появление «серебряной экономики» становится следствием важной социальной трансформации — международное сообщество неуклонно стареет. По прогнозу ООН, например, каждому шестому человеку в мире к 2050 году будет больше 65 лет.
Быстрее всего этот процесс происходит в странах Западной Европы и Северной Америки, в Японии и Сингапуре. Эти же страны являются центрами изучения и развития «серебряной экономики»: в США на людей старше 60 лет сегодня приходится 70% совокупного чистого дохода всех американцев. В Европе потребительские расходы в сегменте 60+ последние 20 лет растут на 50% быстрее, чем у людей до 30-ти. А каждый пятый житель Японии старше 65-ти продолжает работать: это самый высокий показатель среди стран с развитой экономикой.
В России ко «взрослым» сегментам относится значительная часть населения: 42% россиян старше 45 лет, 15,8% — старше 65-ти. Каждый четвертый житель России получает пенсию: в начале 2022 года, например, на учете в ПФР состояли более 42 млн человек. При этом наиболее активными потребителями остаются люди 30-39 лет — на старшие возрастные группы, несмотря на количественное преимущество, в структуре потребления приходится только 17%, а предприниматели не всегда видят в зрелой аудитории потенциальных клиентов.
В сегменте сформированы определенные ожидания: большинство россиян, например, хотели бы в пожилом возрасте иметь доступ к качественной медицине, заниматься спортом или хобби, покупать современную бытовую технику, посещать кафе и рестораны и путешествовать.
Кроме того, возраст не всегда связан с низкой покупательской способностью: работающие пенсионеры получают небольшие выплаты (в среднем 14 тыс. рублей в месяц), но вместе с зарплатой их доход может достигать порядка 66 тыс. рублей. Это выше показателя на душу населения — среднего дохода по стране (39 854 руб. в месяц).
Ориентируясь на «золотое ядро» аудитории, бизнес зачастую обходит интересы и потребности старших клиентов.
Пример — рынок AgeTech. В 2020 году объем мировых венчурных инвестиций в решения, повышающие безопасность и самостоятельность людей старшего поколения, составил $368 млн. В то же время на российском рынке инвесторы не проявляли никакого интереса к «серебряным» технологиям. С 2017 по 2020 год в Москве в AgeTech были зарегистрированы всего четыре сделки общей суммой менее $3 млн.

Маркетинговые стереотипы

Низкий интерес бизнеса к старшей аудитории отражается на маркетинговых коммуникациях и рекламе: основой для визуальных образов и сообщений могут становится не объективные данные, а стереотипы и шаблоны, закрепившиеся за взрослой аудиторией. Вот самые распространенные из них:

Стереотип: клиенты старшего возраста не пользуются интернетом

Отсутствие интереса взрослой аудитории к диджитал-каналам сегодня не подтверждают ни статистика ресурсов, ни опыт бизнеса. По данным MediaScope, например, в топ площадок, которые посещают россияне старше 45 лет, входят YouTube, ВКонтакте и даже «подростковый» TikTok.

Стереотип: взрослые клиенты ничем не интересуются и никогда не меняются

Часто старшую аудиторию ассоциируют с «равнодушным» поведением, отсутствием интересов и консервативными привычками. Но как и в младших сегментах, предпочтения здесь могут заметно меняться, а интерес к интерактивной составляющей и живому общению — даже преобладать над тем, который отличает сегмент «45−».

Стереотип: взрослые клиенты экономят

Да — но это не всегда связано с финансовыми трудностями.
Старшая аудитория любит промокоды, охотно включается в программы лояльности, реже руководствуется эмоциями и почти не совершает импульсивных покупок. Но при этом средний чек здесь может быть выше, чем в младшем сегменте.

Кампания для старшего поколения: что учесть в маркетинге и рекламе

Удачные маркетинговые кампании для старшего поколения чаще запускают компании, для которых «45+» являются целевой аудиторией или, по крайней мере, важным сегментом ЦА. Персонализированная коммуникация «попадает» в клиентские предпочтения и интересы — в отличие от стереотипов и шаблонов, с которыми можно не угадать.
В качестве примера можно привести бьюти-индустрию: линейки уходовой косметики, как правило, разрабатываются для клиентов определенного возраста. В зависимости от этого рекламировать средство приглашают модель, с которой покупательница сможет себя ассоциировать.

В коммуникациях со взрослыми клиентами важен текст

Специалисты «Основы движения», например, не рекомендуют использовать в креативах только картинку, особенно если сообщение, которое она содержит, сложно разгадать интуитивно.

Ссылки в SMS-сообщениях кликает меньше взрослых клиентов, чем в Viber

Взрослые клиенты чаще кликают по ссылкам в Viber, чем в SMS-сообщениях

Старшая аудитория любит тексты — короткое пояснение вызовет больше благодарности и симпатии, чем оригинальная символика или удачный дизайн. Это работает в разных каналах: так, в компании отмечают, что взрослые клиенты чаще кликают по ссылкам в Viber, чем в SMS-сообщениях. Дело в том, что в мессенджере к ссылке прикрепляется короткое описание, которое и ценит старшая возрастная группа.

Старшие клиенты пользуются онлайн-каналами, но не всегда справляются со сложными механиками

Сценарий, по которому предстоит пройти взрослому клиенту, чтобы оформить заказ, лучше упростить. Подойдут крупные кнопки, узнаваемая символика, простые формы регистрации или оформления заказа и минимальное количество шагов.
Удачный пример — адаптация программы лояльности. В той же «Основе движения» для пожилых клиентов (покупателей старше 70 лет) существует «упрощенный» вариант: обычная дисконтная программа с фиксированной скидкой вместо карты, на которой можно накапливать баллы.

Старшие клиенты много общаются и любят игры

Взрослая аудитория охотно обращается к консультантам, может отвечать на автоматические рассылки и ценит поддержку и сопровождение после покупки. В целом, тепло реагирует на элементы геймификации: главное, чтобы механика игры оставалась простой и удобной.

Старшие клиенты отличаются друг от друга, меняются со временем и могут предъявлять разные ожидания к разным брендам

Простой AB-тест может сказать о клиентах «45+» больше, чем любой эксперт, а сегментация базы избавит от этого абстрактного обобщения «45+», которое может быть не таким уж важным для конкретного бизнеса.

В сегменте «65+» интернетом пользуются ежедневно не меньше часа

Несмотря на то, что по мере взросления экранное время аудитории снижается, даже в сегменте «65+» интернетом в среднем пользуются ежедневно не меньше часа. Найдите подходящий канал коммуникации и собирайте актуальные данные о привычках и интересах покупателей — только так можно построить персонализированное общение.

Маркетинг и реклама на рынке товаров и услуг для старшей аудитории — часть «серебряной экономики»

Как и сами продукты, которые предлагает компания, коммуникации могут помочь повысить качество жизни, дополнить представления о зрелости, обратиться к актуальным потребностям и интересам старшего поколения.
Многие бренды, например, разрабатывают для взрослой аудитории информационные материалы и запускают с ними отдельные триггерные цепочки. Это помогает сориентироваться людям, которые ищут в рекламе источник знаний, нуждаются в подробной консультации по выбору подходящего товара и в дополнительном сопровождении после совершения покупки.
Первоисточник: РБК.Тренды