Как P&L помогает бизнесу замечать проблемы. Колонка эксперта «Финтабло»

Эксперт сервиса «Финтабло» Софья Бурцева подготовила инструкцию, куда смотреть в отчете о прибылях и убытках (P&L), чтобы вовремя заметить проблемы в бизнесе. В материале читайте:
  • как определить жизнеспособность бизнес-идеи; 
  • как выявить проблемы администрирования;
  • как избежать кассового разрыва.
Будет полезно тем, кто запускает собственный проект, особенно в сфере B2C-торговли, а также руководителям, которые отвечают за коммерцию или принимают решение о расходах. Руководителям из маркетинга материал поможет лучше понять, как мыслит бизнес, и позволит общаться на одном языке с топ-менеджментом.

P&L показывает способность бизнеса зарабатывать

Автор
Софья Бурцева,
руководитель направления финансового консалтинга компании «Финтабло»
P&L (с англ. profit and loses) — отчет о прибылях и убытках. Он показывает способность бизнеса генерировать прибыль. Чистая прибыль — это основной показатель отчета.
По опыту консультаций я знаю, что предприниматели часто смотрят только в конец отчета — на чистую прибыль. Но этого недостаточно для принятия грамотных управленческих решений. Если изучить P&L сверху вниз, можно сделать много важных выводов о том, как именно формируется чистая прибыль и что на нее влияет.
В этой колонке расскажу, на какие строчки смотреть в P&L, чтобы увидеть точки роста компании.

Как избежать ситуации, когда прибыль есть, а денег на счетах нет

Наличие чистой прибыли в P&L не гарантирует наличия денег на счетах. Одна из распространенных проблем: прибыль в P&L зафиксирована, а средств на операционные расходы бизнеса не хватает.
Какие компании чаще других сталкиваются с кассовым разрывом:
— Компании из сферы торговли. Ситуация «прибыль есть, а денег нет» часто встречается в торговле (как розничной, так и оптовой), в том числе в электронной коммерции и маркетплейсах. К примеру, деньги могут «зависнуть» в товарных запасах: бизнес вкладывает средства в закупку товаров, а оборачиваемость запасов низкая — товар продается долго. Получается, что деньги лежат на складе, а не на расчетном счете. При этом расходы на закупку в P&L не отражаются, в нем есть только себестоимость фактически реализованного товара.
— Компании, которые оказывают услуги по постоплате. Риск кассового разрыва увеличивается при работе с крупными контрагентами, сроки оплаты у которых — 60–90 календарных дней. Чтобы оказать услугу, компания несет расходы здесь и сейчас, а оплату получает через 2-3 месяца. При этом каждая оказанная услуга отразится в P&L как выручка. Специфика отчета в том, что в нем фиксируется именно факт исполнения обязательств перед заказчиком. Срок оплаты не важен — важна дата подписания документов об оказании услуги. В итоге деньги остаются в дебиторской задолженности, а не на счетах компании.
Картинка
P&L в свернутом виде, внутри каждого пункта — детализация с конкретными статьями расходов. Например, зарплата сотрудникам, оплата связи или аренда офиса. Но очень часто собственники компаний смотрят только в самый низ отчета — на чистую прибыль
Как вовремя заметить кассовый разрыв
Вышеописанные проблемы обычно ведут к кассовому разрыву: ситуации, когда чистая прибыль есть, а денег на операционные расходы бизнеса нет или недостаточно.
Отслеживать поступления и списания денег в ежедневном режиме поможет такой инструмент, как платежный календарь. В нем собраны все плановые поступления и списания средств со счетов. Платежный календарь позволяет собственнику заранее увидеть вероятность кассового разрыва. А также отследить, когда поступления и списания придут в такой баланс, при котором со счета можно будет вывести дивиденды без риска для компании.
Картинка
В платежном календаре собраны все плановые поступления и списания средств со счетов
А вот установить причину кассового разрыва поможет другой отчет — управленческий баланс. В нем собраны все сведения о финансовом состоянии компании. Отчет фиксирует чистую прибыль, остатки на счетах, запасы на складах, дебиторку, стоимость оборотных активов и многое другое.
В балансе можно увидеть, к примеру, что прибыль зависла в дебиторке, в запасах или в статье «деньги в пути» — это когда деньги уже перечислили, но на счет компании они еще не пришли. Как правило, в баланс собственники заглядывают раз в месяц — посмотреть на динамику активов. А вот в платежный календарь стоит заглядывать ежедневно.

Как отчет помогает определить способность бизнеса генерировать прибыль

Чтобы ответить на вопрос, стоит ли закрывать бизнес или какое-то его направление, если оно дает маленькую прибыль, нужно посмотреть на два показателя в верхней части P&L:
  1. Валовая прибыль
Валовая прибыль = выручка (цена продажи) − себестоимость продажи (или оказания услуги)
То есть из выручки вычитаются все расходы, необходимые для производства товара или услуги. Эти расходы еще называют производственными. Без них компания просто не сможет генерировать выручку. К ним относятся, например, закупка товара в торговле или сырья — в производстве. А вот расходы на налоги, рекламу и кредиты к производственным не относятся.
  1. Рентабельность по валовой прибыли
Рентабельность по валовой прибыли = (валовая прибыль / выручка) × 100%.
Рентабельность по валовой прибыли — это процент от выручки, который остается после того, как бизнес понес все производственные расходы. Этот показатель позволяет оценить эффективность производства или торговли.
Картинка
Рентабельности валовой прибыли в 60% считается хорошим показателем в сфере торговли
Как оценить жизнеспособность бизнеса с помощью P&L. Посмотреть на рентабельность валовой прибыли — какую долю валовая прибыль занимает в общей выручке. Бенчмарки этого показателя будут разными в каждом бизнесе. Например, в торговле хорошим показателем считается рентабельность валовой прибыли в 60%. Однако и тут могут быть исключения. К примеру, в оптовой торговле с высокими чеками (например, продажа дорогостоящего оборудования) будет приемлемым показатель и в 20%, так как в абсолютных значениях это будут миллионы.
Как оценить показатель рентабельности. Правильнее всего сравнивать рентабельность валовой прибыли не с рынком, а с собственными показателями за прошлый период — по году. Если рентабельность упала на десятки процентных пунктов, нужно смотреть, в какой момент произошло падение, а затем искать причины вместе с исполнителями, ответственными за этот показатель: производственниками, сейлз-менеджерами. Нужно выяснить, что случилось: может, выросла себестоимость, подорожала закупка или неверно поставили цены.
  • Если рентабельность по валовой прибыли низкая, это сигнал к тому, чтобы менять что-то в производстве или ценообразовании. Например, снижать себестоимость продукции или поднимать цены.
  • Если рентабельность валовой прибыли высокая, но чистая прибыль при этом маленькая, значит, бизнес жизнеспособен, но несет много операционных расходов. Тогда нужно идти в следующий раздел P&L и там искать, что съедает валовую прибыль.

Как обнаружить проблемы администрирования с помощью P&L

Получив валовую прибыль, компания тратит ее на постоянные расходы — регулярные траты на ведение бизнеса. В них входят, например, зарплата сотрудникам, техобслуживание, лицензии. Все это не влияет на появление выручки напрямую, но при этом необходимо, чтобы вести бизнес.
Чтобы не допустить ситуации, когда постоянные расходы съедают большую часть прибыли, нужно смотреть на два показателя в P&L:
— Операционная прибыль (EBITDA)
Формула: EBITDA = чистая прибыль + проценты по кредитам + амортизация + налоги с дохода
— Рентабельность по операционной прибыли
Формула: Рентабельность по операционной прибыли = (операционная прибыль / выручка) × 100%
Картинка
Если косвенные расходы съедают большую часть валовой прибыли, значит, сама бизнес-идея жизнеспособна и генерирует выручку, но плохо построено ее администрирование
Как выявить проблемы администрирования. Посмотреть на операционную прибыль, а также на то, какая доля валовой прибыли осталась у компании после вычета косвенных расходов (рентабельность по операционной прибыли).
Если косвенные расходы съедают большую часть валовой прибыли, значит, сама бизнес-идея жизнеспособна и генерирует выручку, но плохо построено ее администрирование. В этом случае надо придумать, как его реорганизовать и сократить затраты. Решения могут быть разными: например, сокращение арендной платы или новая система мотивации для сотрудников, чтобы те работали эффективнее.
  • 30 на 70%
    таким должно быть соотношение косвенных и прямых расходов компании
У финансистов есть общепринятый бенчмарк: соотношение косвенных и прямых расходов должно быть 30 на 70%. По моему опыту, если компания переходит порог в 30% на косвенные затраты, она разгоняется и продолжает увеличивать эти расходы.
Важный нюанс: косвенные расходы нужно сокращать, когда в компании все идет хорошо. В моменты кризиса все бизнесы концентрируются на генерации выручки, а срезание косвенных расходов уходит на второй план. Хотя некоторые компании берутся за это в кризисное время и совершают ошибки: сокращают людей, отказываются от подрядчиков. Нередко это только увеличивает проблемы.
Правильнее проводить ревизию каждый месяц — смотреть, как меняется соотношение. Чем раньше заметим рост расходов, тем легче будет его скорректировать. Но, как показывает практика, регулярные процессы по сокращению косвенных затрат — большая редкость в компаниях.
Если с операционной прибылью все в порядке, а чистая прибыль все еще не устраивает, значит, чистую прибыль съедают налоги или проценты по кредитам. Они также отражены в P&L — сразу после EBITDA.

Постскриптум: кредитная или налоговая нагрузка

  • до 50%
    от EBITDA — предел кредитной нагрузки на бизнес
В практике я часто сталкиваюсь с ситуациями, когда 80% операционной прибыли компании уходит на покрытие процентов по кредитам. Такая кредитная нагрузка очень большая — в итоге собственник зарабатывает мало. Часто это происходит из-за того, что компания платит высокие проценты.
Здесь сложно дать универсальный совет: какую кредитную нагрузку считать приемлемой, а когда пора бить тревогу. Все зависит от того, под какие цели был взят кредит. И все же, если выплаты по кредитам превышают 50% от EBITDA, я советую собственникам задуматься о рефинансировании кредитов и обратиться за этим к специалистам.