Исследование мобильного трафика в России: популярные приложения и соцсети

Иван Данильченко
Иван Данильченко,
эксперт по мобильным приложениям SMMplanner
Расскажу, какие приложения устанавливали на смартфон и на что тратили время российские пользователи в 2020 году.
Статья написана по данным отчета State of Mobile 2021 от App Annie. Из него я выбрал показатели по России и провел небольшой субъективный анализ.

Общие показатели рынка мобильных приложений в России

Денежный объем российского рынка мобильных приложений в 2020 году составил 1,330 млрд долларов. Это не самые большие показатели на общемировом фоне. Например, самый крупный рынок находится в США — 32,6 млрд и Китае — 48,5 млрд долларов. Наш рынок сопоставим по размеру с австралийским — 1,9 млрд и бразильским — 920 млн долларов.
За 2020 год в России было совершено 5,580 млрд загрузок мобильных приложений. Это больше, чем в европейских странах: Франции — 2,1 млрд, Германии — 2,2 млрд и Великобритании — 2,4 млрд. Но меньше, чем в Бразилии — 10,1 млрд, США — 13,3 млрд, Индии — 24,2 млрд и Китае — 96,2 млрд.
Конечно, если сравнивать в количественном выражении, то в топе будут страны, где больше население. Поэтому я разделил число загрузок на население, чтобы понять охват на каждого человека.
Количество загрузок мобильных приложений на человека по стране в 2020 году:
  • Китай — 68.
  • Бразилия — 48.
  • США — 40.
  • Россия — 38.
  • Великобритания — 35.
  • Франция — 32.
  • Германия — 26.
  • Индия — 17.
В итоге активность наших пользователей находится на одном уровне с США и Европой. Будет ли наш рынок расти, как он рос в 2020 году, — сказать сложно. Но в отчете State of Mobile 2021 — радужные перспективы. Во всем мире продолжается положительная динамика роста: в 2020 году спрос на игры и приложения вырос на 7%, а сам рынок в денежном эквиваленте поднялся на 20% и будет расти дальше.
  • 2,6 3,5  часа
    в день россияне проводят за смартфоном
Это предположение косвенно подтверждает количество часов, которое люди проводят за смартфоном: с 2019 года оно увеличилось в России с 2,6 до 3,5 часа в день.
Среднее количество часов
Среднее количество часов, которое проводят пользователи за смартфонами. Источник — отчет State of Mobile 2021 от App Annie
Мобильный рынок растет. Люди проводят все больше времени за смартфонами, потребляя контент из соцсетей, общаясь и даже работая. Рынок приложений, соответственно, растет пропорционально, конкуренция увеличивается.

8 основных категорий рынка мобильных приложений: показатели роста и рейтинги самых популярных

Мобильные игры

По общемировым показателям больше всего скачивают казуальные игры (аркады и паззлы) — на них приходится 78% всех установок. При этом хардкорные игры (шутеры и RPG) приносят больше денег — на них приходится 66% всех доходов.
Перед нами классический пример, когда «20% дают 80% результата». В данном случае — хардкорные игроки редко устанавливают игры, но если им что-то понравится, они будут приносить основной доход компании еще очень долго. Это видно по показателям доходности и популярности игр в России.
Статистика загрузок приложений и потребительских расходов по типам игр
Статистика загрузок приложений и потребительских расходов по типам игр. Источник — отчет State of Mobile 2021 от App Annie
Самые популярные игры в России по загрузкам:
  1. My Talking Tom Friends.
  2. Among Us.
  3. Save the Girl.
  4. Draw Climber.
  5. Brain Test: Tricky Puzzle.
Самые доходные игры в России:
  1. Brawl Stars.
  2. Hero Wars.
  3. State of Survival.
  4. Gardenscapes.
  5. Standoff 2.

Финансовые приложения

В 2020 году в России произошел бум установок и использования приложений банков — загрузки и количество проведенных часов в них увеличились на 85% по сравнению с 2019 годом. Также увеличилось и время, проведенное в популярных инвестиционных приложениях, — на 75% по сравнению с прошлым годом. На это повлияли COVID-19, режим самоизоляции и активная реклама банков, которые быстро поймали тренд и начали привлекать аудиторию.
Самые популярные банковские и инвестиционные приложения в России в 2020 году:
  1. «Сбербанк Онлайн».
  2. «Тинькофф Инвестиции».
  3. «Тинькофф».
  4. «ВТБ Онлайн».
  5. «Альфа-Банк».

Соцсети

TikTok отбирает у остальных соцсетей время пользователей — рост с 2019 по 2020 год составил 325%. Динамика впечатляющая, но посмотрим, как соцсеть будет расти, когда дойдет до предела охвата.
В России в среднем человек проводит 17,4 часа в месяц в TikTok — это самый высокий показатель вовлеченности среди других соцсетей и самый крупный рост за год (на те же 300%). На втором месте — «ВКонтакте» с 16 часами и небольшим ростом вовлеченности по сравнению с прошлым годом.
Среднее количество времени, которое российские пользователи проводят в разных соцсетях
Среднее количество времени, которое российские пользователи проводят в разных соцсетях. Источник — отчет State of Mobile 2021 от App Annie
Вывод — сейчас самый большой охват в TikTok, есть смысл инвестировать в контент для этой соцсети.
С другой стороны, Telegram быстрее всего набирает аудиторию — приложение оказалось самым популярным по загрузкам в 2020 году. Где Clubhouse? Нигде. Сейчас его даже никто и не помнит.
Самые популярные соцсети по количеству часов в месяц на человека:
  1. TikTok — 17,4 часа.
  2. «ВКонтакте» — 16 часов.
  3. WhatsApp — 10 часов.
  4. Instagram — 9,4 часа.
  5. Telegram — 4,6 часа.
Самые быстрорастущие соцсети по количеству пользователей за 2020 год:
  1. Telegram.
  2. Instagram.
  3. TikTok.
  4. WhatsApp.
  5. Facebook.

Приложения для видеостриминга

В России просмотр стримингового видео растет с каждым годом. Пик пришелся на второй квартал 2020 года.
Среднее количество часов, которое пользователи провели в стриминговых приложениях
Среднее количество часов, которое пользователи провели в стриминговых приложениях в 2019 и 2020 году. Источник — отчет State of Mobile 2021 от App Annie
YouTube — самое популярное приложение для просмотра видео. В 2020 году в среднем на человека пришлось 30,4 потраченных часа в месяц — это больше, чем у TikTok. Следом идет YouTube Kids c 8 часами — но это дети, они могут смотреть шоу по сто раз в день на повторе и накручивать такие часы влегкую. На Twitch приходится 4,7 часа, на плеер MX Player — 5 часов:
Время, которое россияне проводили в разных стриминговых приложениях
Время, которое россияне проводили в разных стриминговых приложениях в 2019 и 2020 году. Источник — отчет State of Mobile 2021 от App Annie
Отдельно хочется отметить «Кинопоиск». За год он вырос более чем в два раза, и теперь на приложение для просмотра видео приходится в среднем 2,6 часа в месяц. Стратегия у «Кинопоиска» была правильная — дать много контента по минимальной цене и мотивировать аудиторию промокодами и акциями. Когда твой ближайший конкурент MX Player и Twitch — по-другому нельзя.
Самые быстрорастущие стриминговые приложения в России за 2020 год:
  1. «Кинопоиск».
  2. Twitch.
  3. YouTube Kids.
  4. Megafon TV.
  5. ivi.ru.

Приложения для шопинга

Рынок резко вырос. Пик роста по количеству времени на человека в месяц пришелся на конец 2020 года — это можно объяснить предновогодним бумом и тем, что маркетплейсы активизировались после взрывного увеличения спроса летом и осенью.
Время, которое россияне проводили в приложениях для шопинга
Время, которое россияне проводили в приложениях для шопинга в конце 2019 и в 2020 году. Источник — отчет State of Mobile 2021 от App Annie
Самые быстрорастущие приложения для шопинга:
  1. Avito.
  2. Wildberries.
  3. AliExpress.
  4. Ozon.
  5. «Юла».

Приложения для доставки еды

Россияне распробовали приложения для доставки еды и привыкли к ним. В отличие от Франции или Британии в России не было падений после снятия атиковидных мер — количество времени, проведенное в приложениях по доставке еды, только растет.
Время, которое россияне проводили в приложениях для доставки еды
Время, которое россияне проводили в приложениях для доставки еды и напитков в 2020 году. Источник — отчет State of Mobile 2021 от App Annie
Самым активно скачиваемым приложением для доставки еды в 2020 году оказался не Delivery Club или «Яндекс.Еда». Это была «Пятёрочка».
Самые быстрорастущие приложения для заказа еды:
  1. «Пятёрочка».
  2. Delivery Club.
  3. «Яндекс.Еда».
  4. «ВкусВилл».
  5. «Едадил».

Мобильная реклама

Количество мобильной рекламы в России выросло с 2019 по 2020 год в два раза. Самый популярный формат — интерстициальная реклама, которая закрывает собой экран или его часть на определенное время. Такая реклама раздражает, но, похоже, остается самым эффективным способом размещения на смартфонах. Предполагаю, что еще не скоро появится менее навязчивый формат.
Среднее количество часов, которое проводят пользователи за смартфонами
Среднее количество часов, которое проводят пользователи за смартфонами. Источник — отчет State of Mobile 2021 от App Annie

Приложения для бизнеса, работы и здоровья

Zoom и другие средства связи начали пользоваться повышенным спросом из-за перехода на удаленку. В первом квартале 2020 года на них приходилось суммарно 42 млн часов, а в четвертом — уже 122 млн часов.
Число видеоконференций в течение рабочей недели растет. Это влияет на потребительские привычки: мы уже видим, как производители очков виртуальной реальности делают ставку на видеовстречи с коллегами, занятия йогой и общение. Подробнее об этом — в анонсе HTC Vive Flow.
Среднее количество часов в квартал, которое пользователи проводят в приложениях для бизнеса
Среднее количество часов в квартал, которое пользователи проводят в приложениях для бизнеса. Источник — отчет State of Mobile 2021 от App Annie
В 2019 году количество загрузок и установок приложений для здоровья выросло на 10%, а в 2020 году — в пять раз, на 55%. В условиях, когда не работали фитнес-залы, приложения с тренировками пользовались повышенным спросом.
Рост количества загрузок и потребительских расходов на приложения для здоровья и фитнеса
Рост количества загрузок и потребительских расходов на приложения для здоровья и фитнеса в 2019 и 2020 году. Источник — отчет State of Mobile 2021 от App Annie

Самые популярные приложения в России в 2020 году

По количеству активных пользователей в месяц

WhatsApp, Instagram и «Сбербанк».
Неудивительно, что последний активно развивает свою экосистему. Такой большой аудитории есть смысл предлагать больше возможностей потратить деньги.
Рейтинг популярных приложений
Рейтинг популярных приложений по количеству активных пользователей в месяц. Источник — отчет State of Mobile 2021 от App Annie

По количеству загрузок

TikTok, WhatsApp и Telegram.
Приложения для развлечения и общения. Это объясняет первые три места в рейтинге.
Интересно, что спросом пользовались приложения «Госуслуги», Avito и Likee (тот же TikTok):
Рейтинг популярных приложений
Рейтинг популярных приложений по количеству загрузок в месяц. Источник — отчет State of Mobile 2021 от App Annie

По количеству потребительских расходов

«ВКонтакте», Boom и ivi.ru.
Также в топе Tinder, Read, Okko и «Яндекс.Музыка» — сервисы, в которых без платной подписки нельзя воспользоваться всеми возможностями.
Рейтинг популярных приложений
Рейтинг популярных приложений по количеству потребительских расходов. Источник — отчет State of Mobile 2021 от App Annie

Прогноз развития рынка мобильных приложений

Рынок мобильных приложений в России большой: активность и охват пользователей находятся на одном уровне с США и Европой. Но в среднем на одного человека в России приходится по 9 долларов на приложение. Это маленький чек, поэтому неудивительно, что в целом в мире большинство разработчиков и издателей получают доход от пользователей на уровне 100 тысяч долларов в год:
Распределение издателей мобильных приложений
Распределение издателей мобильных приложений в App Store и Google Play по годовым потребительским расходам. Источник — отчет State of Mobile 2021 от App Annie
Согласно отчету, 97% издателей в мире получают доход менее 1 млн долларов в год. Многие небольшие издатели, а особенно те, кто выпускает мобильные игры, стараются выпускать приложения в обоих магазинах, чтобы увеличивать доходы.
На основе динамики спроса TikTok могу предположить, что будущее приложений — в сервисах для детей и подростков, которые смогут охватывать все новые и новые поколения. Средний чек будет расти согласно инфляции, но компании и издатели начнут объединяться в корпорации, захватывая таким образом все большую часть рынка.