Как привлекать пожертвования в email. Лучшие практики НКО

Email — эффективный канал коммуникации не только для бизнеса, но и для НКО. С его помощью фонды собирают средства, отчитываются перед донорами о проделанной работе и мотивируют их становиться постоянными жертвователями.
Поговорили с благотворительными организациями «Нужна помощь», «Подари жизнь», «Милосердие» и «АиФ. Доброе сердце» и собрали лучшие практики email-маркетинга в благотворительности.
Материал опубликован в «Журнале о благотворительности». Делимся перепечаткой с дополнениями. Оригинал

Массовые рассылки: фандрайзинг, отчеты и новости

У каждого фонда свой подход к тому, какие рассылки отправлять. Но можно выделить три основных типа массовых рассылок:
Фандрайзинговые. Письма с просьбой предметно пожертвовать средства на благотворительную программу, акцию или на помощь конкретному подопечному фонда.
Отчетные. В этих письмах донорам рассказывают о том, что удалось сделать на собранные средства. Например, поставить удобные пандусы в доме для престарелых или вылечить кого-то из подопечных от тяжелой болезни.
Картинка
Фандрайзинговая рассылка фонда «АиФ. Доброе сердце»
Картинка
Отчетная рассылка фонда «АиФ. Доброе сердце»
Информационные. В них фонды делятся важными событиями из своей работы,  например удачным сбором или запуском новой акции. Такие рассылки отправляют время от времени, когда есть подходящий инфоповод.
Картинка
Информационная рассылка от службы помощи «Милосердие»

Автоматические рассылки: welcome, незавершенное пожертвование, реактивация

При работе с базой перед фондами стоят почти те же задачи, что и перед коммерческими организациями: удержать новых доноров, мотивировать на следующее пожертвование, реактивировать. А значит, механики и цепочки они используют похожие.
Welcome-цепочка. Это последовательность писем, которые отправляются новым подписчикам — тем, кто подписался на рассылку в личном кабинете на сайте, попапе или после первого пожертвования.
Картинка
Первое письмо welcome-цепочки службы помощи «Милосердие»
Картинка
Третье письмо welcome-цепочки: история сестры милосердия
Незавершенное пожертвование. Это сообщение отправляют благотворителю, который начал оформлять пожертвование на сайте, но не довел дело до конца и ушел со страницы. Например, служба помощи «Милосердие» отмечает, что с помощью этой механики удается возвращать 25% таких доноров.
Ошибка списания по подписке. Это письмо отправляет своим постоянным донорам фонд «Нужна помощь», когда у системы не получается списать ежемесячный платеж.
Реактивационные цепочки. Этот сценарий помогает вернуть доноров, которые раньше были активными, а потом перестали делать пожертвования. Например, фонд «АиФ. Доброе сердце» отправляет письма с напоминаниями тем, кто сделал пожертвование 40 и более дней назад.
Письмо после отмены подписки. Фонд «Нужна помощь» отправляет письмо донорам, которые отменяют регулярные списания. В письме их спрашивают о причинах отписки.
Картинка
Персонализированное письмо фонда «Нужна помощь» получает много отликов. Доноры отвечают директору фонда лично: «Соня, я отменила подписку, потому что…»

Эффективность рассылок: по каким метрикам оценивать

Фонды отслеживают два типа метрик:
Монетарные. Основной показатель — это собранные средства. То есть сколько денег принесла конкретная рассылка или все рассылки за определенный период. Также можно смотреть на средний чек и частоту поступления средств. Эти показатели позволяют делать высокоуровневые выводы об эффективности email-маркетинга.
Прокси-метрики. К ним относят open rate, click rate, churn rate. Эти метрики позволяют следить за реакцией пользователей на каждое конкретное письмо, подбирать более эффективные форматы и темы писем.

Ситуация в 2022 году: 2 примера, как email помогает удерживать доноров

Общий объем пожертвований в России в 2022 году сократился: 40% организаций отметили снижение общего финансирования по итогам года. Об этом свидетельствуют данные проекта «Если быть точным», которые были получены из опросов, а также от партнеров проекта — платежной системы Cloudpayments.
Среди собеседников журнала были фонды, которые заметили, как снижение, так и рост числа пожертвований в 2022 году.
Сокращение пожертвований. Фонд «Подари жизнь» за первое полугодие 2023 года через рассылки получил на 8 миллионов рублей меньше, чем в аналогичный период прошлого года.
Сотрудники фонда проанализировали все сегменты аудитории и составили для каждого индивидуальный контент-план. Например, выделили сегмент доноров, которые суммарно за 2022 год пожертвовали фонду сумму от 1 до 10 тысяч рублей. Затем проанализировали коммуникации с сегментом и решили отправлять больше информационных и фандрайзинговых писем: активнее звать на мероприятия фонда и просить помощи. Увеличение числа коммуникаций позволило вырастить вовлеченность и объем пожертвований сегмента. Средняя сумма переводов на одну кампанию у этого сегмента стала выше: в 2,6 раза по фандрайзинговым рассылкам, в 1,6 раза — по информационным. Теперь доноры этого сегмента помогают чаще, хоть и меньшими суммами.
  • на 1 п. п.
    вырос click rate дайджеста «Подари жизнь» за счет обновления контента
Помимо этого, сотрудники «Подари жизнь» проанализировали содержание ежемесячных дайджестов с новостями фонда. В дайджест стали добавлять контент, пользующийся популярностью в других каналах коммуникации, например в социальных сетях. Так, в июле в соцсетях «Подари жизнь» большой отклик получила история бывшей подопечной Жени Суздальцевой. Историю адаптировали для рассылки дайджеста, и из всех новостей ежемесячного дайджеста именно она получила наибольшее количество кликов.
Благодаря регулярному добавлению в дайджест популярных новостей из соцсетей средний click rate рассылки вырос на 1 п. п.
Картинка
История Жени Суздальцевой, бывшей подопечной фонда «Подари жизнь», получила большой отклик в соцсетях и рассылках
Рост пожертвований в онлайне. Фонд «АиФ. Доброе сердце» тоже столкнулся с падением числа пожертвований, но только тех, которые приводила учредившая его газета. При этом пожертвования из онлайн-каналов, наоборот, увеличились.

3 совета про email-маркетинг от участников материала

1. Работать только с «живыми» контактами. Лучше не тратить ресурс на тех, кто не открывает рассылки, а коммуницировать с активными пользователями.
2. Регулярно сообщать донорам о статусе. Обязательно держите в курсе тех, кто сделал пожертвование на вашу программу, акцию, сбор. Им будет важно узнать, что их пожертвование действительно кому-то помогло, и они охотнее отзовутся на следующие сборы.
3. Отправлять персонализированные письма. Имя донора можно поставить даже в тему письма. Если получатель видит в теме что-то вроде «Ваня, благодаря вам Лиза пошла», шансы, что он откроет письмо, очень велики.