На мировом рынке существует множество похожих технологий и сервисов для автоматизации маркетинга. Эта статья поможет вам выбрать подходящий сервис, предлагая критерии для оценки.
5 января 2020
Выбор сервиса автоматизации маркетинга
Выбор сервиса автоматизации маркетинга
Этот материал — часть email-курса «Автоматизация маркетинга для управленцев». Пройдите весь курс бесплатно и получите сертификат.
На мировом рынке представлены тысячи технологий и сервисов автоматизации маркетинга, многие из которых похожи друг на друга. Это письмо о том, как выбрать сервис под ваши задачи. Для этого предлагаем оценить предложения по критериям:
- опыт достижения целей, похожих на ваши;
- возможность реализации ключевых сценариев;
- полная стоимость владения сервисом;
- уровень клиентского сервиса;
- надежность и поддержка;
- перспективы развития.
Дальше — отобрать потенциально подходящие вам сервисы при помощи одной из приведенных ниже классификаций, заполнить таблицу сравнения и провести демонстрации.
Подготовка к тендеру
Вне зависимости от принятого вами подхода к закупкам, рекомендуем провести тендер. Пусть даже в уме или личной Excel-табличке. Главное — сам процесс формулировки критериев, оценок и подбора весов таким образом, чтобы они соответствовали вашим ощущениям. Это добавляет рациональности в процесс принятия решения.
Чтобы провести тендер, необходимо составить таблицу, где в строках будут критерии выбора, а в колонках — рассматриваемые решения. На пересечении вы можете поставить оценку и комментарий. Тогда, присвоив каждому критерию вес (важность) и перемножив веса на оценки, вы получите оценку каждого решения:
Рекомендуем критерии ниже, но вы можете добавить любые свои.
Цели и релевантный опыт
Сформулируйте SMART-цели внедрения. Как минимум вам нужна метрика успеха, срок и ответственный с вашей стороны. Ответьте для себя на вопросы:
- Вам нужно решить краткосрочные, тактические задачи или вы ищете партнера надолго?
- Нужен ли вам единый профиль клиента и сквозная аналитика?
В таблице просите участников тендера дать контакты 3–5 компаний — в идеале, но необязательно из вашей индустрии, — которые достигли похожих целей при помощи соответствующего решения.
Сценарии автоматизации
Выбирая программное обеспечение, лучше сравнивать не таблицы функций: все они субъективны, — а примеры реализации конкретных сценариев автоматизации.
Сформулируйте от пяти наиболее перспективных маркетинговых механик, которые вы бы хотели реализовать. Возьмите наиболее разнообразные: по каналам, аудиториям, другим критериям.
В таблице просите участников дать ссылки на демо платформы с настроенными похожими сценариями, продемонстрировать их вживую или оценить стоимость и сроки реализации.
Стоимость владения
Чтобы принять решение о внедрении платформы, нужно посчитать окупаемость. Для прогнозирования окупаемости рассчитывается ROI. Однако еще до расчета ROI потребуется полная стоимость владения, состоящая из двух пунктов:
Прямой стоимости сервиса или услуг:
стоимости интеграции;
регулярных платежей (подписки);
затрат на отправку сообщений: часто работа шлюзов — SMS, email, транзакционных сообщений — тарифицируется отдельно;
дополнительных платежей, например часов консалтинга.
Косвенной стоимости ресурсов для внедрения и поддержки:
часов ИТ для интеграции;
часов маркетинга на запуск механик.
В таблице попросите заполнить прямые затраты. Косвенные вы заполните сами, на основе демонстрации сценариев работы.
Клиентский сервис
В процессе внедрения и использования платформы вам потребуется помощь. Узнайте, как и в каком виде вы сможете её получить, например:
Спросите на рынке и предоставленных контактов о качестве клиентского сервиса и обратите внимание на работу продающих менеджеров, оставив заявку на сайте сервиса.
Надежность и поддержка
Если вы планируете серьезное внедрение, например программу лояльности или персонализацию сайта, надежность становится критичной. Выясните, что будет, если из-за партнера у вас сломаются кассы или сайт. Что будет, если будут выданы лишние промокоды или неверно подсчитаны скидки? Например:
Спросите на рынке и у предоставленных контактов примеры работы компании с техническими ошибками и конфликтными ситуациями.
Перспективы развития
Маркетинг быстро меняется, на рынке нет решений, закрывающих все потребности. Если у вас долгосрочные цели, важны не только текущие возможности сервиса, но и перспективы его развития.
Попросите в таблице предоставить планы развития, дать ссылки на историю обновлений, чтобы понять, как быстро развивается технология.
Проведение тендера
Выберите участников
Содержательно изучить более 5–7 решений — трудно. Поэтому проведите предварительную фильтрацию в соответствии с вашими целями. Можно погуглить, спросить рекомендаций, сходить на конференции или воспользоваться индустриальными ресурсами:
- Экосистема российского e-commerce от Data Insight.
- Классификация решений автоматизации маркетинга от Mindbox.
Задайте правильные вопросы
Попросите заполнить таблицу по вашим критериям.
Выберите 3-4 наиболее интересные решения и попросите сделать демонстрацию ваших сценариев «вживую», чтобы увидеть, как вы будете работать с решением.
Важно во время презентации иметь заполненную таблицу сравнения, чтобы сверять демонстрируемое с заявленным, задавать уточняющие вопросы и сразу вносить комментарии. Так вы ничего не забудете и сможете одинаковым образом сравнить между собой несколько решений.
Резюме
- Сформулируйте критерии выбора в виде таблицы. Сравнивайте примеры и опыт, а не декларации.
- Попросите поставщиков заполнить таблицу и провести живую демонстрацию.
- Сверьте впечатления с оценками, полученными с помощью весов.
- Примите взвешенное решение.