Программа лояльности для четырех брендов: объединить все данные и избежать каннибализации. Опыт Gulliver Group

Gulliver Group объединяет бренды, которые производят и продают одежду для детей и игрушки
Масштаб бизнеса. 
250+ офлайн-магазинов и интернет-магазин
автор
Ирина Баршак,
руководитель направления лояльности Gulliver Group
Задача
Привлечь новых клиентов в программу лояльности 
Увеличить выручку
Решение
Объединить все бренды группы омниканальной программой лояльности
Результат
89,8% — проникновение программы в оборот Gulliver в июне 2023 года 87,6% — проникновение программы в оборот Button Blue в июне 2023 года

ИТ. 

ERP на 1C, розница и франчайзи на 1С, сайт на Bitrix, приложение на Imshop, платформа автоматизации маркетинга Mindbox

Срок. 

1,5 года от идеи до полного внедрения
В Gulliver Group входят бренды детской одежды Gulliver и Button Blue, дистрибьютор и производитель игрушек Gulliver Toys и единый маркетплейс Gulliver Market. До 2022 года программы лояльности были только у Gulliver и Button Blue. В компании решили запустить единую омниканальную программу лояльности, чтобы мотивировать больше клиентов регистрироваться, а значит, увеличить базу и дотянуться до покупателей с помощью коммуникаций. А в итоге — увеличить выручку.
Руководитель направления лояльности Ирина Баршак рассказала о перезапуске программы:
— почему запустить бонусную программу лояльности вместо скидочной оказалось невозможно;
— как бренды договорились развести рассылки, чтобы не каннибализировать трафик;
— как договориться об условиях с 54 юрлицами и что не смогли предусмотреть при планировании.
Статья будет полезна тем, кто готовится к запуску или перезапуску омниканальной программы лояльности для нескольких брендов.

Этапы запуска программы лояльности

Результаты перезапуска программы лояльности

  • 7085,7%  
    проникновение программы в чеки Gulliver
  • 8089,8%  
    проникновение программы в оборот Gulliver
  • х3 раза
    увеличились темпы подключения к программе лояльности Gulliver
  • 6384,9%  
    проникновение программы в чеки Button Blue
  • 7987,6%  
    проникновение программы в оборот Button Blue
  • х2,7 раз  
    увеличились темпы подключения к программе лояльности Button Blue
Данные за октябрь 2022 года — июнь 2023 года по собственной рознице. Не учитываются результаты франчайзи — их подключили позже и не набрали достаточно статистики. Чтобы измерить темпы подключения клиентов, сравнили темп выдачи карт до внедрения программы и после.

Как решили объединить все бренды в программе лояльности

Бренды Gulliver и Button Blue представлены в одной нише, но работают в разных ценовых сегментах: первый — в «средний+», а второй в более бюджетном. До 2022 года программы лояльности были только у Gulliver и Button Blue. Чем больше клиент покупал, тем большую скидку получал.
Чтобы зарегистрироваться в программе лояльности, нужно было заполнить бумажную анкету и получить пластиковую карту. Из-за ручного переноса данных в систему появлялись ошибки. Кроме того, нужно было платить за выпуск пластиковых карт и хранение бумажных анкет, чтобы соблюдать закон о персональных данных (153-ФЗ).
Процессинг был на 1С. Из-за ограниченного функционала бренды не могли заводить все нужные акции, например «1+1=3». Заводить акции могли только ИТ-специалисты, это занимало до трех дней и замедляло тестирование гипотез.
Решение создать единую омниканальную программу лояльности приняли в 2021 году после запуска Gulliver Market, на котором объединились все бренды группы. На старте планировали измерять эффективность новой программы лояльности по показателям:
  • проникновение программы лояльности в чеки и оборот;
  • рост числа участников программы лояльности.

Как выбрали новую модель программы лояльности и почему отказались от бонусов

Составили финансовую модель и выяснили, что лучший вариант для бизнеса — это бонусная программа, единая для всех брендов. По прогнозу аналитиков, она давала более высокий retention rate, чем дисконтная.
Кроме того, хотели отойти от продвижения с помощью скидок. С точки зрения позиционирования списывать 50% стоимости баллами не так плохо, как выдавать скидку 50%.
Но на этапе согласования программы с юристами и бухгалтерами нашли проблему. Каждый из брендов компании — это отдельное юрлицо, а у франчайзи в сумме более 50 юрлиц. Программу лояльности хотели запустить за шесть месяцев. Договориться со всеми о системе взаимозачета баллов и подготовить документы в этот срок оказалось невозможно.
Поэтому решили оставить привычную клиентам дисконтную механику. Новая программа лояльности позволяет клиентам копить сумму покупок и на сайте, и в магазинах. Чем больше траты, тем выше уровень скидки. Участников прежней программы лояльности перевели в новую с сохранением их статуса.
Поскольку средний чек в магазинах разный, то и уровни скидок отличаются в зависимости от бренда. Например, серебряная карта дает скидку 7% в магазине Button Blue и 5% в Gulliver и Gulliver Toys.
Карты стали виртуальными, с привязкой к номеру телефона
К маю 2023 года 47% выпущенных карт активировали. Из них согласие на получение рассылок дали 71% пользователей. Около 40% клиентов активируют карту сразу после выпуска.

Как разработали архитектуру

Нужно было объединить в единую систему данные:
  • 1С (клиенты, покупки в собственной рознице Gulliver и Button Blue);
  • 1С (клиенты, покупки у франчайзи Gulliver и Button Blue);
  • «1C: ERP» (товары);
  • сайта на «Битрикс» (покупки и действия клиентов);
  • приложения на Imshop (покупки и действия клиентов);
  • платформы автоматизации маркетинга Mindbox.
Всего на разработку архитектуры и перенос данных ушло восемь месяцев.

Шаг 1. Передали проект отдельному подразделению

На старте проекта запуском занималось ИТ-подразделение. Но спустя несколько месяцев стало понятно, что нужна команда на стыке маркетинга, ИТ и операционного менеджмента, так как интеграция омниканального проекта влечет за собой существенные изменения в бизнес-процессах.
В рабочую группу вошли руководитель, бизнес-аналитик, продакт-менеджер, BI-аналитик, менеджер программы лояльности, CRM-маркетолог, разработчики. На стороне Mindbox реализовать проект помогала менеджер по успеху клиентов.

Шаг 2. Собрали требования каждого бизнес-направления

Чтобы оценить, что учесть при выстраивании логики программы лояльности, собрали требования каждого направления, включая онлайн, собственную розницу и франчайзи. Опрашивали, как сейчас устроены бизнес-процессы и как хотелось бы их улучшить. После этого презентовали, как будет выглядеть программа лояльности, и собрали обратную связь от всех подразделений.
Дополнительно проанализировали логику работы всех систем и определили состав данных, чтобы подготовиться к миграции в Mindbox.

Шаг 3. Создали архитектуру системы

Проанализировали логику работы всех систем и определили состав данных, чтобы подготовиться к миграции в Mindbox.
С помощью Mindbox осуществляют процессинг лояльности, сегментируют и анализируют клиентов, а также отправляют коммуникации.

Шаг 4. Составили ТЗ для миграции, очистили и импортировали данные в Mindbox

Перед импортом избавились от дублей, исправили ошибки ручного ввода. Например, те, где кассиры по ошибке вбили номер телефона в поле «номер карты». На очистку данных, тесты и форматирование данных под Mindbox ушло 3–4 недели.
Импортировали информацию о покупках и клиентах в Mindbox, а затем еще раз очистили базу. Это было нужно, чтобы избавиться от дублей, которые возникли при объединении баз Gulliver и Button Blue.
  • 42%  
    записей в базе данных исправили
  • 22%   
    профилей в базе данных после объединения — избавились от дублей
  • +38 
    записей о днях рождения детей благодаря заполнению анкеты при регистрации

Как запускали программу лояльности в онлайне, рознице и у франчайзи

Запускали программу лояльности в четыре этапа, с июля 2022 года по апрель 2023-го.

1. Пилотные запуски в четырех магазинах, июль 2022 года

На этом этапе нашли непредвиденные ошибки с импортом базы данных в Mindbox. Выяснили, что на кассах иногда неправильно определяют размер скидки по карте клиента. Это произошло из-за того, что 1С для вычисления размера скидки обращался к полю «размер накоплений». А Mindbox — к полю «размер скидки», которое в какой-то момент перестали заполнять. Заполнили эти поля, чтобы ошибка не возникала.
Поскольку август для детских магазинов — высокий сезон, то решили отложить переход на новую программу до сентября.

2. Четыре волны для запуска в собственной рознице, сентябрь 2022 года

Отдельные волны были нужны, чтобы успеть обучить сотрудников магазинов каждой волны и оперативно отвечать на вопросы, отслеживать ошибки. Промежуток между волнами — неделя.

3. Запуск на сайте и в приложении, сентябрь 2022 года

Когда программа лояльности омниканальная, нужно зафиксировать все точки контакта с пользователем. До запуска омниканальной программы клиенты могли в личном кабинете привязать свою дисконтную карту вручную и получить по ней скидку на товары бренда. После запуска единой программы никаких дополнительных действий от клиента не требуется, его идентифицируют при авторизации на сайте или в приложении и автоматически применяют карту.
Нужно учесть возможности платформы, на которой делается мобильное приложение. Например, в приложении на Imshop нет коробочного решения для интеграции карт лояльности — нельзя выпустить или активировать карту участника программы лояльности в приложении. В качестве промежуточного решения добавили ссылки внутри приложения, которые переводят пользователя на веб-версию страницы для выпуска карты. Для этого совместно с Mindbox дорабатывали интеграцию для автоматического выпуска карт при авторизации клиента в приложении.

4. Пять волн для запуска у франчайзи, февраль — апрель 2023 года

Волны разбивали не только по регионам, но и по особенностям каждого партнера. В первые волны включали магазины, которые устанавливали те же цены, что и основная сеть, а также те, которые участвуют в большинстве акций Gulliver Group. Позднее подключали тех франчайзи, которые самостоятельно выставляют скидки и определяют ассортимент.

Планы

После завершения основного блока интеграции команда программы лояльности будет решать следующие задачи:
  1. Расширить спектр привилегий для участников программы лояльности. Увеличить средний чек и частоту покупок за счет внедрения новых механик и персонализации.
  2. Подключить к единой программе новые бренды Gulliver Group, которые запускаются осенью 2023 года.
  3. Интегрироваться с сервисом «Кошелёк».
  4. Автоматизировать отчетность.
P. S. В этой истории мы рассказали о нашем продукте Лояльность Узнайте о продукте подробнее на его странице или в разговоре с консультантом.