Настроив авторизацию по звонку вместо авторизации по SMS, можно экономить до 1,5 млн рублей в месяц. В статье вместе с «Детским миром» рассказываем о преимуществах и недостатках разных способах авторизации и о том, как их подключить.
18 марта 2025
Авторизация по звонку: как экономить на SMS
Авторизация по звонку: как экономить на SMS
Авторизация по коду в SMS обходится бизнесу дорого. Чтобы снизить затраты, компании используют другие способы.
Вместе с head of customer experience компании «Детский мир» Евгенией Чернышевой расскажем, как снизить долю SMS в авторизациях на сайте и в мобильном приложении.
Что такое авторизация
Для входа на сайт или в личный кабинет пользователь проходит аутентификацию — проверку подлинности его данных. Надежным методом считается двухфакторная аутентификация: сначала вводят пароль, а затем — одноразовый код из SMS. Вместо традиционного SMS многие компании использовали flash-call-авторизацию.
Пользователь во время регистрации в личном кабинете оставляет свой номер телефона. На этот номер поступает звонок — последние четыре цифры номера и будут кодом для входа.

Пользователю не нужно принимать звонок — для авторизации достаточно ввести последние четыре цифры входящего номера
Этот способ можно использовать на сайтах, в интернет-магазинах и мобильных приложениях, чтобы:
- подтверждать денежные операции,
- регистрироваться в приложениях и на сайтах,
- выдавать временный доступ к вайфаю,
- подтверждать получение заказов в онлайн-магазинах,
- активировать бонусные карты,
- восстанавливать доступ к сервисам.
Flash-call-авторизация обходится в несколько раз дешевле, чем SMS, но из-за фильтров, которые блокируют роботизированные звонки, сейчас ее почти не используют.
Какие еще есть виды авторизации по звонку и как они работают
На сайте или в приложении можно настроить авторизацию через voice call или call me. Рассмотрим подробнее, как работает каждый метод.
Voice call — входящий звонок с проговариванием кода
Сценарий: при регистрации на сайте пользователь оставляет свой номер телефона в специальной форме. На этот номер перезванивает робот и диктует одноразовый код для входа в аккаунт.
Например, при регистрации на сайте магазина «Детский мир»:
- пользователь оставляет номер телефона при регистрации,
- на этот номер звонит робот и диктует код,
- клиент вбивает код в форме и получает доступ.

Пользователь заполняет свой номер телефона в поле для ввода

Продиктованный роботом код надо ввести для авторизации
Call me — исходящий звонок от пользователя
«Детский мир» использует этот способ для пользователей в мобильном приложении, но так можно авторизовывать пользователей и на сайте.
Сценарий: клиент регистрируется и оставляет номер телефона в форме приложения. Ему предлагают позвонить на указанный авторизационный номер. Система фиксирует входящий звонок и автоматически сбрасывает его. Если номер, введенный при регистрации, совпал с номером, с которого позвонил пользователь, система его авторизует.


Пользователю нужно ввести свой номер телефона
Звонок на авторизационный номер бесплатный для пользователя


Звонок автоматически сбрасывается, и код вводить не нужно
Если номер совпал с зарегистрированным, пользователь автоматически попадает в личный кабинет
Одновременно с авторизацией на сайте клиенту отправляют электронное письмо о том, что в его профиль вошли с другого устройства. Если он не заходил на сайт, возможно, аккаунтом пытаются воспользоваться мошенники. В письме есть инструкция на этот случай: надо перейти в настройки и нажать кнопку «выйти из аккаунта на всех устройствах».

Пользователь может оперативно попасть в свой личный кабинет по кнопке «Перейти в настройки», чтобы не позволить мошенникам воспользоваться аккаунтом
Как подключить авторизацию по звонку
Такие способы авторизации бизнес настраивает через специальные сервисы, например Voximplant, terasms, New-Tel.
Сервисы подключают через мобильных операторов и интегрируют с CRM-системами. Доступные опции зависят от тарифа и выбранного функционала: можно настроить только авторизацию или дополнительно подключить отчеты для аналитики и отслеживать, например, эффективность выбранного способа.
При любом варианте пользователь может запросить код по SMS. Подключение SMS снижает риск не доставить код клиентам, до которых не удалось дозвониться.
Как еще авторизовать пользователя
Пароль для авторизации можно отправить:
В SMS — наиболее привычный способ для клиентов. Например, его используют банки при проведении оплат или денежных переводов. У этого способа есть существенный недостаток — большие расходы для бизнеса. В среднем одно SMS стоит около 3 рублей. Если за сутки клиенты совершают 30 тысяч операций с использованием одноразового кода, то для бизнеса отправка всех SMS будет стоить примерно 1,5 млн рублей в месяц.
Во «ВКонтакте» — пользователь получает пароль в сообщении во «ВКонтакте» или подтверждает свои данные с помощью VK ID. Например, при авторизации в мобильном приложении «Детский мир» можно зайти в личный кабинет через VK ID.

Данные из аккаунта VK подтверждают личность пользователя
Через учетные записи банков. Пользователи могут зайти в личный кабинет с помощью учетной записи банка: например, «Т-банк ID», «Сбер ID», «Альфа ID». Это упрощает авторизацию, делая ее более быстрой и защищенной от мошенников. Дополнительный уровень безопасности обеспечивают протоколы аутентификации банков.
Плюсы и минусы авторизации по звонку
Плюсы
Минусы
Цена. Дешевле для бизнеса, чем SMS: один звонок стоит 20–70 копеек, а одно SMS — около 3 рублей
Возможность блокировки. Сотовые операторы блокируют такие прозвоны — им выгоднее, чтобы бизнес отправлял SMS
Скорость. Звонок приходит за 2–3 секунды, а доставка SMS может занять до 1 минуты
Зависимость от качества сигнала. Если сигнал сотовой связи слабый или пользователь заблокировал звонки с незнакомых номеров в настройках телефона — звонок не пройдет
Зона покрытия. Звонки могут поступать и на номера зарубежных операторов, в отличие от SMS
Неудобство для пользователя. Пользователю не всегда удобно услышать и запомнить код: например, если он находится в шумном и людном месте — он может не расслышать, что сказал робот
Безопасность. Мошенники не смогут принять звонок на чужой номер
Неочевидные условия предоставления услуги для пользователя. Пользователь иногда не хочет перезванивать сам, например думает, что это будет для него платно
Авторизация по звонку — это шаг вперед в оптимизации затрат на бизнес-процесс. Однако важно помнить, что успех внедрения таких технологий зависит от их доступности и понятности для конечного пользователя. Наша задача — сделать процесс максимально комфортным и безопасным, чтобы клиенты могли сосредоточиться на своих потребностях, а не на сложностях авторизации.