Общество верующих в то, что Земля плоская

9 Окт ‘18

Продолжаю переводить статьи Авинаша Кошика — маркетолога-аналитика, автора книг «Веб-аналитика. Анализ информации о посетителях веб-сайтов» и «Веб-аналитика 2.0 на практике».

Сегодня перевел статью про то, как выстраивать общение с людьми, если их взгляд на что-то сильно отличается от вашего.

Расскажу про один урок, усвоение которого заняло у меня неожиданно много времени.

Это сложно представить, но среди наших знакомых есть люди, которые верят в то, что Земля плоская. То, что началось как религиозный литерализм, превратилось в полноценную псевдонауку и даже больше.

Если упростить, «плоскоземельщики» утверждают, что научное сообщество обманывает человечество со всей это «сферической» чушью. Они верят в то, что все ученые и астронавты, которые присылают фотографии круглой Земли, участвуют в этой масштабной мистификации: «Заговоре о круглой Земле».

Я мог бы рассказать об этом больше, но вот самая важная мысль: действительно, в течение нескольких последних столетий участнику сообщества «плоскоземельщиков» было сложно проверить факт, что Земля круглая. Сейчас это совсем не так. Любой из «плоскоземельщиков» может легко провести собственное исследование.

Простейшая стратегия — запуск воздушного шара в околокосмическое пространство. Это супердешево, тривиально и займет несколько часов. Сегодня люди даже чесночный хлеб отправляют в околокосмическое пространство, возвращают его обратно и съедают, чтобы… Хотя, почему бы и нет?

Если «плоскоземельщик» глубоко увяз в конспирологии, он может вынести проверку фактов на новый уровень, исключив любой шанс стороннего воздействия на результаты. Он может построить воздушный шар своими руками. Самостоятельно добыть газ для наполнения шара и собрать камеру для видеофиксации, равно как и корзину, в которую все это будет установлено. Youtube полон подробнейших инструкций по любому из упомянутых поводов.

Разумеется, куда более простым методом был бы тот, что использовали античные греки в 240 году до н.э., чтобы доказать, что Земля — круглая: сравнить размеры тени от палки в разных точках.

Ключевое: несмотря на невероятный объем научных данных, несмотря на дешевые и простые способы самостоятельно собрать данные и проверить, круглая ли Земля, «плоскоземельщики» продолжают верить в заведомо неверный факт.

И простой верой в плоскую Землю дело не заканчивается. На форумах «плоскоземельщиков» полно активных дискуссий, в которых люди находят новые «факты» и придумывают новые конспиративные теории, подтверждающие их правоту.

Этот мир — мир «плоскоземельщиков»

Этот уникальный феномен встречается и в других сферах.

В бизнес-контексте это может выглядеть так…

  • Когда вы презентуете ваши основанные на данных инсайты, которые показывают, что нужно снизить расходы на ТВ-рекламу, но ведущий топ-менеджер решает утроить расходы, потому что «это все, что они делали за последние 20 лет»… — вы встретили «плоскоземельщика».
  • Когда ваш босс заставляет вас двигаться вперед так, как он считает правильным, несмотря на то, что в течение всей своей работы вы видели массу подтвержденных данными указаний, указывающих на необходимость экспериментировать с другим путем развития… — вы встретили «плоскоземельщика».
  • Когда генеральный директор автомобильной компании наносит визит в администрацию Соединенных Штатов, чтобы договориться об ослаблении стандартов, регулирующих автомобильные выбросы, и они соглашаются в том, что нет неопровержимых доказательств огромного вреда от автомобильных выхлопов на уровне текущих ужасно строгих стандартов или убеждают друг друга в том, что если добавить 100 $ к цене автомобилей, стоящих 30 000 $, то авторынок рухнет… — вы встретили целую группу «плоскоземельщиков»!
  • Когда вице-президент вашей компании настаивает на Last-Click атрибуции затрат на маркетинг и отказывается от перехода к оптимизации, основанной на мультикомпонентной атрибуции, вне зависимости от количества усилий, которые вы тратите на то, чтобы показать ему, насколько сложный и длинный покупательский путь у ваших клиентов… — вы в компании «плоскоземельщика».
  • Когда ваша HR-команда обустраивает открытое пространство на одном этаже для всей компании, чтобы «стимулировать креативность и взаимодействие», несмотря на огромный объем данных (включая исследование 40 тыс. сотрудников, сделанное журналом Environmental Psychology), доказывающих вред такой рассадки — вы обнаружили «плоскоземельщиков».
  • Когда вы провели большой эксперимент, и неожиданные результаты начинают «замурыживаться» и системно игнорироваться вашим директором, поскольку всего лишь 95% всех переменных теста были точно измерены… — вы в компании «плоскоземельщика».
  • Когда ваше правительство забивает на 40 лет исследований и экспериментов и ведет себя, как гангстер, выступая против резолюции Всемирной Организации Здравоохранения, поддерживающей естественное кормление грудью… — Поздравляю, на выборах вы выбрали «плоскоземельщика».

Ценность самоосознанности

Первое и главное — критически важно, чтобы ваш личный «радар» всегда был включен в режиме «распознавания плоскоземельщиков». Оптимально, если он достаточно чувствителен, чтобы вы осознавали ситуации, когда сами ведете себя как «плоскоземельщик».

Умение прочитывать определенное поведение и давать ему имя важно. Ваша самоосознанность значительно вырастет от такого.

Любое из семи описанных выше взаимодействий было бы невероятно неприятным, если бы вы оказались в ней в роли «неплоскоземельщика».

Вообще, такое взаимодействие может быть хуже, чем просто неприятным — участники сообщества Плоской Земли никак не могут влиять на вашу жизнь в отличие, например, от вашего вице-президента, директора, клиента или правительства. Каждый из них может нанести немедленный и крупный ущерб.

Я заметил, что даже если просто, «считывая» ситуацию, называть в уме поведение собеседника «плоскоземельным», это позволяет снизить внутренний дискомфорт и напряжение.

Знание успокаивает 🙂

Что дальше?

Признание: я ужасно взаимодействовал в бизнесе с «плоскоземельщиками».

У меня пекло, как на вулкане. Вероятно, такое поведение можно ожидать от автора пары книг по аналитике. Я старался привести еще больше данных, деталей, и даже пытался выделить и оценить эффект ущерба от решений, принимаемых способом «плоскоземельства».

Это было вообще не смешно.

Да, в редких случаях мне удавалось победить с помощью данных. Но чаще всего все это заканчивалось ухудшением отношений с человеком в той или иной степени. Обо мне говорили: «С ним сложно работать». И самое ужасное, что топ-менеджеры воспринимали такие дискуссии, как свою победу, по результатам которых они еще больше начинали верить в свою систему принятия решений. Это делало их решения еще хуже.

Во всех этих ситуациях долгосрочные бизнес-результаты были, конечно, далеки от хороших. Чтобы осознать, что я тоже входил в число тех, кто приложил усилия к получению таких плохих результатов, заняло некоторое время.

Долгосрочные последствия для моей карьеры тоже оказались не очень. Меня повысили только однажды, тогда как остальных «коллег по цеху» повысили три раза за тот же период.

Это вообще не смешно.

Как быть с «плоскоземельщиками»?

Я постарел с того момента, и теперь у меня есть другая стратегия на тему того, как вести себя с «плоскоземельщиками».

Применение в бизнесе

Если мой босс, вице-президент или клиент «плоскоземельщик» в том, как он принимает решение Х и в том, что он определяет будущую стратегию вразрез с имеющимися данными, то…

Мой первый шаг — попытаться понять, откуда именно взялся этот человек.

Позадавать вопросы, оценить его отношения с другими сотрудниками или командами. Затем я пытаюсь найти данные, которые заполнят пробелы, дадут мне больше информации о том, почему он верит в свою Плоскую Землю.

Действуя так, я надеюсь, что смогу раскачать «систему вер в Плоскую землю», используя трещины в этой вере. Эта стратегия иногда срабатывает. Если срабатывает — я расслабляюсь.

Если аккуратно расковырять и разрушить веру в Плоскую Землю не удалось, то мой второй шаг — сдаваться.

Да. Без ругани или испорченных отношений, я просто сливаю попытки протащить изменения в верованиях моего босса или вице-президента.

Я пришел к выводу, что, особенно в бизнес-контексте, есть два факта, которые становятся еще более значимыми, когда ты сталкиваешься с глубоко укоренившимися верованиями:

  1. жизнь слишком коротка,
  2. есть еще гигантское количество бизнес-проблем, помимо этой, которыми можно заняться.

Мой шаг три — исследовать возможности.

Я исследую возможности на пересечении моей экспертизы, инсайтов, основанных на данных, и открытых местах в системе верований топ-менеджера. Я всегда нахожу какую-то возможность. В бизнес-контексте редко кто-то бывает полным «плоскоземельщиком», мы все представляем из себя мешанину плоско- и круглоземельщиков.

Как вы можете догадаться, шаг четыре — пойти и решить новую проблему и принести пользу бизнесу.

После дли-и-и-инного периода времени, если у меня действительно регулярно получается добиваться заметных бизнес-результатов, это пробивает брешь даже в совсем тугих верованиях «плоскоземельщиков». Даже если этого и не случается, то всегда есть куча проблем, требующих решения.

Слишком прагматично? Да. Помогает ли это снизить влияние на клиента и компанию? Черт возьми, да!

Случай с правительством

Гораздо, гораздо сложнее бороться с «плоскоземельщиками» в правительстве. Я ничего не могу сделать в части прямого влияния на просьбу правительства во Всемирную Организацию Здравоохранения, чтобы она не аргументировала дополнительно пользу грудного вскармливания. Даже несмотря на то, что это не нанесло бы никакого ущерба производителям детского питания.

Я очень зол на эту политику, поэтому сделал значительный взнос в ЮНИСЕФ. Они смогут разобраться с ущербом от политики.

Еще несколько примеров и такая же стратегия…

Америка глубоко верит в пользу карательной системы наказаний, а не в реабилитацию заключенных, которая имеет большое количество успешных применений. Поэтому я регулярно делаю перевод в Marshall Project.

Половина отчислений за мои книги (175$ тыс. на сегодня) переведены «Докторам без границ»: потому что я не могу напрямую влиять на внешнюю политику Америки, которая во многом определяется ее военной индустрией.

Каждый из нас может оказывать влияние напрямую или косвенно. И очень важно, что описанная стратегия поведения в «случае с правительством», — это способ увеличить возможности тех, кому предстоит разгребать проблемы, созданные «плоскоземельщиками».

И напоследок… Чем большим идеалистом вы являетесь, тем больше вас заботит эта проблематика, и поэтому тем тяжелее вам приходится с «плоскоземельщиками». К счастью, в большинстве случаев вам придется иметь дело с частичными «плоскоземельщиками».

Используйте мой план из четырех шагов или составьте собственный, чтобы снизить их влияние на ваше психическое спокойствие и на бизнес, в котором вы работаете.

Авинаш.

P. S: Я обнаружил ценность в исследовании, откуда же берутся такие люди. Вот взвешенная и интересная точка зрения.

Подпишитесь на наш ежеквартальный дайджест новостей
Согласен на передачу данных и рекламную рассылку

Пожалуйста, оставьте информацию о вас

Свяжемся в течение
рабочего дня

Заявка на партнерство

Свяжемся в течение
рабочего дня

Обратная связь