Mindbox: обучаем рынок правильному

Основатель Mindbox Иван Боровиков рассказал историю зарождения бизнеса специально для коллег из Emailmatriх. Сервис уже 10 лет помогает выстраивать отношения между маркетологами и покупателями. В этом интервью вы узнаете, как это удаётся.
Расскажите, пожалуйста, как вы пришли в сервис? Почему решили заниматься CRM-маркетингом?
История длинная и довольно занудная. В 2004 году я открыл компанию — виртуального оператора: мы покупали трафик у сотовых компаний оптом, создавали свои тарифы и продавали абонентам. В Москве к нам присоединилось около 15 тысяч номеров и мы входили в топ-3 подобных компаний в РФ.
Бизнес MVNO — довольно рискованный и низкомаржинальный, и почти сразу я начал думать о развитии и запуске других направлений.
Одно из них — СМС-сервисы вида «знакомства через СМС» и «скачай мелодию». В 2005 году это направление привело нас в крупный тендер табачной компании, которая была едва ли не первой из тех, кто запускал в стране промоакции типа «активируй код с пачки сигарет и получи приз».
Это был первый наш опыт настоящего многоканального маркетинга: клиенты регистрировались и присылали «секретные коды» через сайт (мобильный и обычный), кол-центр, традиционную почту (в письмах), через промоутеров на улицах. При этом нужно было учитывать призы, делать розыгрыши, писать сайт и софт для ноутбуков, с которыми работали промоутеры, автоматизировать ввод рукописных анкет — в общем, проект был довольно комплексным.
Мы всё сделали хорошо, и к нам выстроилась очередь из агентств, которые хотели делать что-то подобное. Я понимал, что нужен продукт для автоматизации акций, и позвал программиста Сашу Горника, который работал у меня на фрилансе, на постоянную работу, и совместно мы сделали это?
Где-то в районе 2007–2008 годов мы запустили первую для себя долгосрочную программу лояльности и осознали, что покупательские данные и системная работа с ними таит в себе огромный потенциал.
Начиная с этого момента мы начали системно двигаться в эту сторону, Саша Горник стал партнёром в компании, а Mindbox — результатом этой эволюции.
Опишите кратко ваш сервис
Mindbox — это сервис «всё в одном» для построения персонализированного маркетинга. Функционально у нас есть четыре блока:
  • Маркетинг CRM: собирает, объединяет, классифицирует и делает удобным работу с покупательскими данными, позволяет всё правильно измерить и построить любые сегменты.
  • Мультиканальные коммуникации: управление емейлами, СМС, Viber, push, pop-up-механиками и другими средствами прямой коммуникации с покупателем.
  • Управление акциями и лояльностью: набор инструментов для запуска программы лояльности и скидочных, подарочных или бонусных акций. Есть видео.
  • Персонализация: автоматические товарные рекомендации, средства для персонализации сайта и личного кабинета покупателя, single-sign-on и многое другое.
Всё это — в единой платформе и тесно связано друг с другом, поэтому реализация даже сложных маркетинговых сценариев вида «пробросить товарные рекомендации в Viber вот такому-то сегменту людей, предложив им скидку 10% на рекомендованные товары при покупке на сайте и в розницу» с анонсирующей рассылкой им же делаются в веб-интерфейсе за полчаса.
Как давно ваш сервис находится на российском рынке? Как вы здесь развивались?
После первых успехов с акциями мы довольно быстро «допилили» продукт и стали лидером рынка автоматизации FMCG, сотрудничали с большинством крупных компаний на рынке: «Балтика», JTI, Oriflame, L’Oreal, Danone — и довольно быстро осознали, что расти-то нам здесь больше некуда. Больших FMCG-компаний не так много, есть non-compete барьеры: работаешь с одним «табачником» — значит, все остальные для тебя закрыты.
И тогда приняли самое, наверное, важное решение — попробовали двинуться со своим продуктом в e-commerce и retail. Быстро выяснилось, что проблематика у магазинов примерно та же: они хотят увеличить выручку и для этого покупают и интегрируют пачку разнообразных сервисов, ориентируясь, в основном, на хайп и модные зарубежные слова типа big data и так далее. Это, вероятно, даёт какой-то положительный эффект, но в получившемся «зоопарке» систем и хаосе данных что-то понять, измерить (а следовательно — и улучшить) совершенно невозможно. И наш подход оказался тут очень кстати: централизуем данные о покупателях, налаживаем отчётность, запускаем много кампаний и тестов по разным каналам — и получаем существенный рост.
Сегодня Mindbox — это около 70 сотрудников, чуть меньше 200 клиентов из СНГ, потихоньку двигаемся на западные рынки — но это уже отдельная история.
Чем ваша платформа отличается от остальных, представленных на рынке?
Стабильно хорошими, воспроизводимыми и доказуемыми результатами у каждого заказчика?
Мы не стартап, и нам не нужно торговать воздухом и хайпом: функционал продукта полностью соответствует или превосходит то, что мы заявляем в наших материалах.
И подход к работе с клиентом у нас другой — мы не обещаем мгновенных результатов через «биг дата магию» и космические технологии, которые волшебным образом сами за вас маркетинг построят. Хороший маркетинг — это всегда много довольно специфической и рутинной работы — с тестами, анализом результатов, успехами и неудачами.
Для таких целей, думаю, у нас лучший инструмент на рынке.
Кому подойдёт ваш сервис? Кто ваш идеальный клиент?
Любые средние или крупные B2C-компании (retail, e-commerce, банки, недвижка, сервисные компании, химчистки, прачечные — что угодно). Каждый, кто хочет построить персональное, бесшовное, многоканальное и измеримое взаимодействие со своим покупателем.
Чаще всего компании к нам приходят эволюционным путём: сначала пробуют простые, недорогие сервисы емейл-рассылок и получают первый опыт. Потом — покупают что-то чуть более сложное: сервисы рекомендаций и триггерных рассылок, пробуют другие каналы, типа пушей и вайберов. Потом, когда выясняется, что для дальнейшего развития нужна интегрированная платформа, — компании приходят к нам.
Какова плата за пользование?
Цена на нашу подписку начинается от 50 тысяч рублей.
Как часто бывают обновления платформы?
Ежедневное обновление платформы. Большие и средние обновления обязательно тестируются на beta-клиентах перед тем, как зальются на «бой».
Обновления можно отслеживать у нас на сайте, вся документация с примерами представлена там же:
Документация для разработчиков — Mindbox API — https://developers.mindbox.ru/
Документация для маркетологов — http://help.mindbox.ru/
Почему клиентам нужно выбрать ваш сервис?
Далеко не факт, что нас нужно выбирать. Mindbox — довольно сложный инструмент. Грубо: если ваш маркетинг шлёт рассылки, делает акции, купил big data, ещё какие-то сервисы и всё выглядит вроде бы неплохо и всех всё устраивает — мы вряд ли будем полезны на этом этапе.
Зато когда вы зададитесь вопросом «Ок, а дальше-то что?», начнёте пытаться что-то улучшать, делать новые сегменты или триггеры — вы неминуемо столкнётесь с трудностями эпического масштаба или вовсе невозможностью что-либо сделать.
Вот это ровно тот момент, когда без Mindbox вам дальше никак уже?
С какими вопросами чаще всего обращаются в команду поддержки клиентов?
  • Помогите построить фильтр/сегмент в системе;
  • Как построить тот или иной отчёт.
Расскажите о самом курьёзном случае в работе?
Был у нас один сбой: нужно было отправить СМС-рассылку одной возрастной группе, в определённое время, с текстом «xxxxx». Мы тогда ещё через разработку такие рассылки делали и интерфейса для отправки СМС не было. Менеджеры подготовили выборку и текст и надеялись, что разработчик не перепутает мужчин с женщинами в фильтре. А в итоге отправили другой возрастной группе, в иное время и не тот текст! НО! Рассылка не ушла, т. к. СМС-отправка сломалась? Сейчас уже такое невозможно. И этот пример нас многому научил ?
Что вы считаете главным своим достижением на российском рынке?
Мы обучаем рынок правильному: не спамить, всё правильно измерять, зарабатывать от пользы клиентам, а не от «впаривания». И это получается.